В мире чудесных сказок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бондаренко Екатерина Сергеевна

На занятии мы будем заниматься развитием речи детей посредством использования народных сказок. Будем совершенствовать умение детей узнавать сказки через загадку, по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам. Сформируем  умение подбирать прилагательные к существительным, а так же будем  расширять и обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказки народов мира28.4 КБ
PDF icon загадки по сказкам2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мире чудесных сказок»

Цель: развитие речи детей посредством использования народных сказок разных стран.

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать умение детей узнавать сказки через загадку, по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;

• Формировать умение подбирать прилагательные к существительным;

• расширять и обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

развивать воображение, память, внимание;

развивать диалогическую речь;

Воспитательные:

воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Материалы, оборудование: мяч, телевизор, зеркала на каждого ребенка, аудиозапись «Китайская народная музыка», аудиозапись «Паровозик», альбомный лист и фломастеры на каждого ребенка, иллюстрации к сказке «У солнышка в гостях», свиток с изображением желтый аист.  

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание книг и иллюстраций, беседы по сказкам.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

                                     

                                                Ход НОД:

Дети входят в группу вместе с воспитателем.

Воспитатель: Все в сборе – взрослые и дети,                                                                                                           Мы можем начинать!                                                                                                           Но для начала нужно                                                                                                         Нам «Здравствуйте» сказать.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Мы пожмем друг другу руки, побежит тепло по кругу. Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом. Присаживайтесь по удобнее. Сегодня нам предстоит много разговаривать, и чтобы наша речь была четкой и правильной, сделаем артикуляционную гимнастику. (Воспитатель раздает детям зеркала)

Язычок гулять выходит,                                                                                                          Домик он кругом обходит.                                                                                                           Кто же тут, а кто же там,                                                                                                       Смотрит он по сторонам.                                                                                              Смотрит,  как расческа- зубы                                                                                                  Нам причесывает губы.                                                                                                  Видит: губки очень гибки.                                                                                                           Ловко тянутся в улыбке.                                                                                                                      А теперь наоборот:                                                                                                                         Губки тянутся вперед.   (Собрать зеркала)                                                                                                   Воспитатель: Как вы думаете, ребята,  какие произведения начинаются следующими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…»?

Дети: Так начинается сказка.

Воспитатель: А что такое сказка?

Дети: Сказка – это вымысел.
Воспитатель: Да, правильно. Сказка- это такой литературный жанр, в основе которого лежит вымысел (фантазия). А вы знаете, кто сочиняет сказки?                  
Ответы детей.

Воспитатель: Сказки бывают авторские, пишет писатель и народные, те которые сочинил народ. Русский народ придумал множество чудесных сказок. Назовите сказки, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Как много русских народных сказок вы знаете. Но я хотела бы остановиться на одной. А вот на какой, вы узнаете, отгадав загадку.

Летела стрела и попала в болото,                                                                                                   И в этом болоте поймал ее кто-то.                                                                                                  Кто распростившись с зеленою кожей,                                                                         Сделался мигом красивой, пригожей.

Дети: Это сказка «Царевна-Лягушка».

Воспитатель: Правильно! Расскажите, как получилось, что Иван-Царевич женился на лягушке?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему Иван-царевич расстался с Василисой Премудрой?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие звери и как помогли Иван- царевичу?_

Ответы детей.

Воспитатель: А почему они ему помогали?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поиграем! ( Д. игра с мячом «Подбери определение) Вставайте полукругом. Я буду называть героя сказки, а вы будете  вы –говорить какие он или она. (Воспитатель бросает мяч  ребенку и называет имя героя)

-Василиса Премудрая….

-Иван-царевич…

-Кощей Бессмертный…

-Медведь…

Воспитатель: Молодцы! Так чему же учит эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно .В сказках добро всегда побеждает зло. Мы с вами говорили про русские народные сказки. Но на земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Давайте сегодня отправимся в гости к сказкам разных народов мира, с которыми мы уже познакомились.

 Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю нам отправиться на воздушном шаре.  Готовы?                    (Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»)

Надуваем шар воздушный
Впереди полет не скучный.

К стране новой подлетаем,

Шар воздушный наш сдуваем.

Воспитатель: Вот мы и приземлились. Посмотрите на экран- как вы думаете , в какай стране мы оказались?                                                                                                 Дети:  Мы оказались в Китае.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Мы прилетели в страну, которая называется Китай. А вы знаете, какая сказка родилась в этой стране?

Дети: Сказка  «Желтый аист».

Воспитатель: Да, это сказка «Желтый аист» и придумал ее китайский народ. Значит  она какая?

Дети: Китайская народная сказка.

Воспитатель: О чем эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Чему учит эта сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте мы с вами нарисуем свою Птицу - удачи. Присаживайтесь за стол. (Рисование птицы по контуру руки) Во время рисования звучит китайская музыка.

Воспитатель: Какие красивые птицы у вас получились! Повесим их на доску, чтобы все могли полюбоваться.  Какие птицы у нас получились?

Ответы детей.

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше. Поедем теперь на поезде?

Ответы детей.

(Физкультминутка под  песню «Паровозик», дети выполняют движения соответственно тексту песни.)

Воспитатель: Вот мы прибыли в другую страну. Посмотрите на экран- может кто-то догадался ,как называется эта страна?

  Дети: Это страна называется Словакия.

Воспитатель:  А как вы это поняли?

Дети: По флагу и одежде людей.

Воспитатель:  Правильно! Эта страна называется  Словакия. Вы знаете какую-нибудь сказку, которая родилась в этой стране? Подсказка для вас лежит на столе.

Дети: В этой стране родилась сказка «У солнышка в гостях».

Воспитатель:  Верно. Это не простое солнышко. Давайте перевернем его лучики на другую сторону. Что здесь изображено?

Дети: Здесь изображены иллюстрации к сказке.

Воспитатель:  Правильно. Только они все перепутаны. Поможете мне расположить их по содержанию сказки?

Дети: Да.

Воспитатель:  С чего начинается сказка?

( Дети берут по одной картинке, вывешивают их на магнитную доску  в последовательности содержания сказки, каждый ребенок рассказывает свой отрывок сказки.)

Воспитатель:  Почему герои сказки смогли выполнить трудную задачу? Какими они были?

Ответы детей.

Воспитатель:  Чему учит сказка «У солнышка в гостях»?

Ответы детей.

Воспитатель:  Теперь нам пора отправляться дальше. Давайте теперь поедем на машине.

Дети: Давайте.

Фонопедическое упражнение  «На машине»

Накачаем только шины- Ш!Ш!Ш!

И поедем на машине- Ш!Ш!Щ!

Зафырчал мотор- Ф-Ф-Ф!

Заворчал мотор - р-р-р!

Заурчал мотор- Р-Р-Р!

Мчим во весь опор- Р-Р-Р!

Воспитатель: В какой стране мы оказались теперь?

Дети:  В России.

Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Про какие сказки мы сегодня говорили?

Ответы детей: «Царевна- лягушка», «Желтый аист», «У солнышка в гостях».

Воспитатель: Чему же они учат?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот видите, ребята, сказки разные, страны разные, а все они учат добру, дружелюбию, храбрости… А хотите сами сочинить сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Я буду начинать , вы продолжать.(Воспитатель записывает сказку)

  1. Жил-был кто?
  2. Какое добро умел делать?
  3. Встретил кого злого?
  4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
  5. Был у нашего героя друг.
  6. Как друг помог герою?
  7. Что стало со злым героем?
  8. Что стали делать?

Воспитатель: Какая замечательная сказка у нас получилась. Я ее записала, но чего-то не хватает в нашей сказке?

Дети: В сказке не хватает названия.

Воспитатель: Я хочу подарить вам карандаши, но не просто так. Вы подумаете - какими должны быть герои нашей сказки, и нарисуете их. Вместе мы создадим книгу. На этом наше занятие закончено.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром "Чудесные снежинки".

Закрепить знания детей о временах года, уточнять представления о зиме через знакомство со снежинками....

"В стране чудесных сказок"

Конспект коммуникативной деятельности с детьми....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира "Чудесный мешочек"

Дать детям понятия о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.Учить определять свойства предметов.Научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира.Развиват...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Чудесные снежинки» ( средняя группа).

Задачи:1. Уточнить и закрепить знания о зиме, о свойствах снега.2.Учить детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Учить отвечать на поставленные вопросы педагога.3.Развивать ...

Непрерывной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста в игровой форме ознакомление с окружающем миром: « Чудесный мешочек».

КонспектНепрерывной    образовательной   деятельности  детей   младшего дошкольного   возраста   в   форме   игры....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудесных сказок хоровод»

Материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений...