Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику трудностей в овладении речью детьми среднего дошкольного возраста, на формирование правильного грамматического строя речи, расширение лексического словарного запаса, на формирование просодического компонента речи, т.е.  работу над ритмикой и мелодикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок

«Веселый язычок»

Автор-составитель:

воспитатель Киреева Т.В.

Смоленск

2019-2020

Содержание

Пояснительная записка

1.1  Цели и задачи программы

1.2  Планируемые результаты

1.3  Объем образовательной нагрузки

1.4  Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

Содержание программы

Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1.  Учебный план

3.2. Расписание занятий

3.3.  Описание материально-технического обеспечения программы

Литература


                            Пояснительная записка

Четкая и хорошая речь совершенно необходима для всестороннего своевременного развития ребенка. Если у него правильная речь, он хорошо выговаривает слова, то он может гораздо проще выразить свои мысли. Ребенок получает гораздо больше возможностей для познания окружающего мира и общения. Дети, которые не могут хорошо говорить, могут стать нерешительными и замкнутыми. Поэтому уже на ранних стадиях развития ребенка так важно использовать логопедические упражнения.

Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на  профилактику трудностей в овладении речью детьми среднего дошкольного возраста, на формирование правильного грамматического строя речи, расширение лексического словарного запаса, на формирование просодического компонента речи, т.е.  работу над ритмикой и мелодикой.

  1. Цели и задачи программы

Цель:  развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя

Задачи: 

  • вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков;
  • способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок;
  • учить детей овладевать основными грамматическими формами (согласовывать слова в роде, числе и падеже);
  • совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.

1.2  Планируемые результаты

  1. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.
  2. Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
  3. Произносить слова так, чтобы они звучали ясно и отчетливо.
  4. Владеть основными грамматическими формами (согласовывать слова в роде, числе и падеже)

1.3  Объем образовательной нагрузки

Возрастная категория детей

Кол-во занятий в месяц

Продолжительность

занятий

Форма обучения

Срок реализации программы

4-5 лет

4

20 мин

очная

1 год

1.4  Характеристика возрастных особенностей воспитанников от 4 до 5 лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.

Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Содержание программы

Месяц

№ недели

Тема занятия

сентябрь

3-я неделя сентября

Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Лексическая тема: «Осень». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Сосчитай до 5 слова», «Назови признаки осени»

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»

4-я неделя сентября

Звук «А». Обучение правильной и четкой артикуляции.

Лексическая тема: «Ягоды». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»

Пальчиковая гимнастика: «За ягодами»

октябрь

1-я неделя октября

Звук «У». Обучение правильной и четкой артикуляции.

Лексическая тема: «Грибы». Игры: «Один-много», «Большой - маленький», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до 5 слова»

Логоритмическая гимнастика: «Боровик»

2-я неделя октября

Звуки «А»- «У».Пение гласных.

Лексическая тема: «Овощи».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький»

Логоритмическое упражнение: «Урожай».

3-я неделя октября

Звук «О». Обучение правильной и четкой артикуляции.

Лексическая тема: «Фрукты». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова»

Пальчиковая гимнастика «Компот»

4-я неделя октября

Звуки «А»-«О»-«У».

Лексическая тема «Игрушки». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова»

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».

ноябрь

1-я неделя ноября

Звук «Ы».

Лексическая тема: «Части тела». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Большой - маленький», «Это – мой, моя, мое, мои», «Доскажи словечко», «Выучи наизусть загадку»

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».

2-я неделя ноября

Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы». Развитие физиологического дыхания. Развитие длительного, плавного выдоха.

Лексическая тема: «Одежда». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Выучи наизусть считалку»

Пальчиковая гимнастика: «Гномики – прачки».

3-я неделя ноября

Звук «Э». Обучение правильной и четкой артикуляции.

Лексическая тема: «Обувь». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это – мой,  моя, мои», «Большой - маленький», «Выучи наизусть»

Пальчиковая гимнастика: «Обувь»

4-я неделя ноября

Звуки «А»-«О»-«У»-«Ы»-«Э». Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса.

Лексическая тема: «Головные уборы».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», «Скажи: какой, какая,…», «Выучи наизусть».

декабрь

1-я неделя декабря

Звук «И». Пропевание гласных с повышением и понижением тона.

Лексическая тема: «Зима».

Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни»

Пальчиковая гимнастика: «Снежок».

2-я неделя декабря

Звук «М». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса.

Лексическая тема: «Зимующие птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,…», «Кто как кричит?»

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

январь

4-я неделя января

Звук «Б». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи. Развитие речевого дыхания.

Лексическая тема: «Комнатные растения». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Сосчитай до пяти слова», « Выучи наизусть»

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», логоритмическое упражнение: «Цветочки».

февраль

1-я неделя февраля

Звук «П». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над темпом и ритмом речи.

Лексическая тема: «Домашние птицы». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Назови папу и маму птенцов», «Кто как кричит?»

Пальчиковая гимнастика: «Уточка и утята», логоритмическое упражнение: «Домашние птицы».

2-я неделя февраля

Звуки «Б»-«П». Работа над четкостью дикции. Развитие речевого дыхания. Лексическая тема: «Домашние животные». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «У кого кто?», «Кто как голос подает?», «Кто, как передвигается?», «Выучи загадку»

Логоритмическое упражнение: «Теленок»

3-я неделя февраля

Звук «Д». Обучение правильной и четкой артикуляции. Развитие речевого дыхания. Развитие тембровой окраски и высоты тона.

Лексическая тема: «Дикие животные». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Большой - маленький», «Кто как передвигается?», «Кто как кричит?», «Скажи, кого не стало?», «Выучи наизусть стихотворение «Медведь»

Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке»

4-я неделя февраля

Звук «Т». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над интонационной окрашенностью речи. Развитие речевого дыхания. Лексическая тема: «Дом и его части». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Мой, моя, мое,…», «Какие бывают дома?», «Скажи, какой, какая, какое?»

Пальчиковая гимнастика: «Домик»

март

1-я неделя марта

Звук «Г». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Работа над речевым дыханием.

Лексическая тема: «Мебель». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть»

Пальчиковая гимнастика: «Много мебели в квартире».

2-я неделя марта

Звук «К». Обучение правильной и четкой артикуляции. Работа над речевым дыханием. Работа над темпом и ритмом речи.

Лексическая тема: «Женский день – 8 марта». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Скажи, чего нет», «Скажи, какая?», «Расскажи о празднике 8 марта», «Выучи наизусть стихотворение».

3-я неделя марта

Звук «В»

Лексическая тема: «Семья». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Это мой, моя, мои», «Повтори и запомни», «Выучи наизусть»

Пальчиковая гимнастика: «Какая у нас семья большая».

4-я неделя марта

Звук «Ф»

Лексическая тема: «Весна». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Повтори и запомни», «Скажи, какая, какое, какие?», «Выучи наизусть»

Логоритмическое упражнение: «Золотое донышко»

апрель

1-я неделя апреля

Звуки «З»-«З»

Лексическая тема: «Профессии». Игры: «Один – много», «Повтори и запомни», «Кто какую работу выполняет?», «Кому, что нужно для работы?»

Пальчиковая гимнастика: «Почтальон».

2-я неделя апреля

Звуки «С»-«С»

 Лексическая тема: «Посуда». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Это мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», Пальчиковая гимнастика: «Посуда».

3-я неделя апреля

Звук «Ц»

Лексическая тема: «Продукты питания». Игры: «Один-много», «Скажи ласково», «Сосчитай до 5 слова», «Это - мой, моя, мое, мои», «Повтори и запомни», «Скажи, какой, какая,..?»

Пальчиковая гимнастика: «Я пеку, пеку, пеку»

4-я неделя апреля

Звук «Ш».

Лексическая тема: «Перелетные птицы». Игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Кто, как кричит?», «Какой, какая, какие?»

Логоритмическое упражнение: «Ласточка

май

1-я неделя мая

Звук «Ж»

Лексическая тема: «Транспорт». Игры: «Один – много», «Чего не стало», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Повтори и запомни», пальчиковая гимнастика: «Есть игрушки у меня»

Подвижная игра: «Паровоз».

2-я неделя мая

Звуки «Ч»-«Щ»

Лексическая тема: «Цветы». Игры: «Один – много», «Скажи ласково», «Это – мой, моя, мое, мои», «Сосчитай до пяти слова», «Выучи наизусть».

3. Организационно-педагогические условия реализации программы

3.1.  Учебный план

Наименование услуги

Кол-во детей

Длительность занятия (мин)

Кол-во занятий в неделю

Проведение занятий по развитию речи

15

20

1 р. в неделю

3.2 Расписание занятий

Занятие проводится один раз в неделю.

3.3. Описание материально-технического обеспечения Программы

1. Учебно – наглядные пособия

2. Наборы сюжетных и предметных картинок

Литература

  • Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
  • Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Просвещение, 1995.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Я – исследователь» (средняя группа)

Цель программы: создание условий для успешного освоения дошкольниками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:  формировать представление об исследовательском обучении как ведущем спос...

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселый язычок"

представлена программа кружка "Веселый язычок"...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Дополнительная образовательная программа "Веселый язычок"

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшни...

Дополнительная образовательная деятельность воспитанников в средней группе «Любознайки» - «Умелые ручки»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный язычок» (возрастная группа 4-6 лет)

Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми по развитию речи.Целевой раздел           Пояснительн...