Требование ФГОС и их реализация в формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников
статья по развитию речи (младшая группа)

Миронова Кристина

 От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Для того чтобы помочь детям справится с окружающими их сложностями, нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков. ФГОС предъявляет подобные требования к образованию. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты реализации использования различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы у младших дошкольников.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мироновна К., воспитатель

ДО ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Требование ФГОС и их реализация в формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников

        С каждым годом предъявляются все более высокие требования к личности человека, к его умению общаться с окружающими. И, для того, чтобы помочь детям справится с окружающими их сложностями,  нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании коммуникативных навыков. ФГОС и предъявляет подобные требования к образованию.

        Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет. Речь в этот период имеет определенные особенности. Для ребенка все реалистично, эгоцентрично, все предметы могут «думать» и «чувствовать», так же, как это делает сам ребенок, предметы оцениваются односторонне, на выделении одного, самого яркого признака.

        На четвертом году жизни стремительно развивается речь ребенка. Увеличивается пассивный и активный словарный запас. Ребенок старается правильно произносить слова, строит предложения.   Актуальна эмоциональная форма общения ребенка со взрослым. В 3-4 года дети понимают требования взрослых к их поведению, проявляет интерес к совместной с ними и с другими детьми деятельности. Младшие дошкольники начинают усваивать нормы и правила взаимоотношений в группе сверстников и с взрослыми. Малыши дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти взаимоотношения несут массу разнообразных эмоций. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и, как правило, обусловливает его отношение к себе, к другим, к миру в целом. Именно в общении с другими людьми происходит становление образа Я ребенка.

        Речь ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающим миром и благодаря которой происходит социализация ребенка. У детей дошкольного возраста существуют параллельно две сферы речевого общения. Это  общение со взрослыми  (воспитателями, родителями, знакомыми и незнакомыми людьми) и   общение с детьми (младшими и старшими по возрасту дошкольниками, детьми младшего школьного возраста, знакомыми и незнакомыми).

        Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно воспринимать получаемую информацию, а также правильно ее передавать.

        От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

        Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста включают:

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми);

- развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами человеческого общения;

- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- развитие творческих способностей и выражения их процессе коммуникативной деятельности;

- развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

- коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

        Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ: «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно – ролевую игру»

Проект «Работа с родителями по формированию коммуникативных навыков у младших дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Семья – главная и почти единственная школа воспитания....

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация.

Статья о формировании коммуникативных навыков у младших дошкольников: требования ФГОС и их реализация....

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально во...