Место артикуляционной гимнастики в общеобразовательных группах ДОУ.
консультация по развитию речи

Консультация для воспитателей "Место артикуляционной гимнастики в общеобразовательных группах ДОУ" содержит информацию об актуальности использования артикуляционной гимнастики во всех общеобразовательных группах ДОУ, требованиях к проведению, видах и способах выполнения артикуляционных упражнений с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_artikul.gimn_.v_dou.docx887.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для воспитателей ДОУ

«Место артикуляционной гимнастики в ДОУ. Методика выполнения артикуляционных упражнений»

hello_html_m6993e880.jpg

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МАДОУ «Детский сад №18»

ЭМР Саратовской области

М.В.Шашкова

Содержание

1. Теоретическая часть

1.1.Актуальность.

1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

1.3. Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

1.4. Уточнение названий органов артикуляции.

1.5. Виды артикуляционной гимнастики и виды артикуляционных упражнений.

2. Практическая часть

2.1. Показ упражнений для развития подвижности губ, языка

и объяснение положения органов артикуляции.

2.2. Выполнение упражнений педагогами перед зеркалом.

2.3 Сказка о веселом язычке с элементами биоэнергопластики

(сочетание артикуляционной и мелкой моторики).

1.1 Актуальность

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к 4-5 годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать интонации вопроса, просьбы, восклицания.

Но в речи многих детей 4-5 года жизни отмечаются речевые нарушения: дошкольники неверно произносят шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль), некоторые звуки пропускают, искажают… Требует совершенствования и интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.

В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна только специалистам логопедам.

На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог!

Цель. Обучение педагогов качественному выполнению артикуляционных упражнений.

Задачи:

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами…);

2. Обучить основным движениям артикуляционного аппарата;

3. Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

1.2 Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

1.3. Требования к проведению артикуляционной гимнастики

  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА проводится ежедневно по 3-5 минут 1-2 раза в день;
  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений;
  • Вначале АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;
  • Комплекс АРТИКУЛЯЦИОННОЙГИМНАСТИКИ неуклонно усложняется и расширяется за счет новых упражнений;
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до15 раз.

Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

  • Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА под счет или под музыку;
  •  Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами.

1.4. Уточнение названий органов артикуляции

Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо… (По макету)

G:\ДОКУМЕНТЫ 3\Макет артик.аппарата.jpeg

 

1.5Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику можно условно разделить на:

  • активную, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
  • пассивную, когда выполнять правильно движения ребенку помогает взрослый.

Если ребенок не может самостоятельно правильно выполнить нужное движение органами артикуляционного аппарата, ему следует помочь. Сделать это можно шпателем, чистым пальцем или ложечкой, подправив нужным образом губы или язык.

Виды артикуляционных упражнений:

  • статические
  • динамические.

В динамических упражнениях заданиях движение осуществляется на протяжении всего времени выполнения.

Статические упражнения – предполагают замирание губ или языка в определенном положении на 10 – 15 секунд.

2.2. Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Статические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Заборчик» - улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать под счет до 5-10.

«Дудочка» - губы вытянуты вперед как при звуке (У)

«Хоботок» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

«Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы в положении «Забор». Удерживать в таком положении на счет до пяти.

«Окно» - широко открыть рот, обнажая верхние и нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком положении под счет до 5-10.

«Парус» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10.

«Лодочка» - открыть рот, свернуть язык трубочкой.

«Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5- 10.

«Чашечка» - из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.

«Пароход» - приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» - как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Динамические упражнения:

(Демонстрация картинок к каждому упражнению)

«Накажем непослушный язычок» - приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки

«пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Качели» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

«Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений.

«Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».

«Чистим зубки» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

«Болтушка» - быстрые движения языком вперед назад.

«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.

«Расческа» - улыбнуться, закусить язык зубами и протаскивать язык между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его.

«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Орешки» - рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».

«Шарик» - рот закрыт. Надуть одну щёку – сдуть. Надуть другую щеку – сдуть. Надувать попеременно 5-6 раз.

«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.

«Горка» - рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов, спинка языка выгибается, потом выравнивается.

«Мартышка» - широкий распластанный язычок положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Щеки не раздувать.

G:\ДОКУМЕНТЫ 3\gimnastika1.jpg

G:\ДОКУМЕНТЫ 3\atrik_2.jpg

G:\ДОКУМЕНТЫ 3\3.jpg

G:\ДОКУМЕНТЫ 3\4.jpg

2.3 Сказка о веселом язычке с элементами биоэнергопластики

(сочетание артикуляционной и мелкой моторики).

Сказка «утро язычка»

Солнечным утром проснулся Язычок, потянулся ("потянуть ладони вверх", выглянул в окно (упр. " окошко"). Съел на завтрак 5 блинов (загибать пальцы по одному) и решил отправиться на прогулку.

Смотрит, возле дерева Ежик сидит (Пальцы переплетены между собой, улыбнулся Язычок (упр. "улыбка") и пошел дальше.

Идет, идет и видит под кустом зайчик (показать 2 пальцами ушки) играет на барабане (упр. "барабанщик").

Весело стало Язычку, достал он свою дудочку (имитация пальцами игры на дудочке) из кармана и стал подыгрывать зайцу.

Отправился язычок дальше (имитация ходьбы 2-мя пальцами по столу).

Смотрит на поляне стоит лошадка и захотелось язычку покататься (упр. "лошадка").

Вдруг услышал язычок, кто-то мяукает. Посмотрел по сторонам

(повороты головы влево-вправо), а это котенок.

Погладил его Язычок (плавные движения ладонью сверху вниз).

И так он ему понравился, что взял Язычок котенка себе домой.

Дома Язычок налил котёнку полную миску молока (ладони сложили как мисочку, и котенок стал лакать (показать языком). А себе молоко налил в чашечку (упр. "чашечка").

Вот и вечер наступил, стал язычок зевать (рот открывать и закрывать), потирать глаза (кулачками слегка потереть закрытые глаза), почистил зубы (упр. "почистим зубы") и улегся спать.

ВЫВОД:

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. А хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата достигается ежедневным выполнением артикуляционной гимнастики.

Используемые источники:

  1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  2. Интернет ресурс:  https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/kartoteka-artikulyatsionnoy-gimnastiki-v-podgotovitelnoy-gruppe.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционной гимнастики (вторая младшая группа)

Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)...

Артикуляционная гимнастика — комплекс (подготовительная группа)

Для успешного развития артикуляционного аппарата ребёнка,необходима ежедневная артикуляционная гимнастика....

Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе

Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе            Что важно знать, работая с детьми над развитием...

Артикуляционная гимнастика на все группы звуков.

Комплексы артикуляционной гимнастики, разработанные для постановки определённой группы звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год

Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год....

Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя

В статье дается понятие артикуляционной гимнастики, описывается методика ее проведения воспитателем....

РМО от 11 марта 2020 г. «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы компенсирующей направленности»

Видеоролик артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой можно увидеть перейдя по ссылке: https://youtu.be/ePmdNLmL4xg Видеоролик «Применение современных технологий при проведении ар...