РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
статья по развитию речи

В статье описаны методы развития речи детей дошкольного возраста : синквейн, ТРИЗ и другие из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.  

 

    Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №!01
г. Владимира

             

                                                    Арменян  А. С .– воспитатель

Дошкольный возраст –это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической,  и грамматической.

     Полноценное овладение родным языком  в  дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного, нравственного эстетического воспитания детей.

Полноценное овладение родным  языком в дошкольном возрасте является необходимым условием задач умственного , нравственного эстетического воспитания детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является  совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов объектах и  явлениях природы. Создание различных видов творческих рассказов по  сюжетным картинкам

  Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок- все это  способствует  развитию связной монологической речи дошкольника.

   Наши дети познают мир, развиваются и пополняют свой словарный запас лучше и эффективнее через игры.  Ведь для них игра это основной вид деятельности. .Игра – это один из лучших  способов развития речи и мышления дошколят. Она доставляет ему радость и удовольствие, а эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающие самостоятельную речевую деятельность. Все организационные игры , в том числе и пальчиковые сопровождаемые речью, превращаются, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. В игровых  текстах встречаются незнакомые слова, что является поводом  к обсуждению, уточнению , а также  пополнению словарного запаса.

 Я хочу, подробнее остановится на методе развития речи «СИНКВЕЙ». Это один из эффективных  методов развитие речи, который позволяет быстро получить результат. Синквей переводится с французского- пять строк. Нерифмованное стихотворение из пяти строк. Правила  составления  синквейна.

Первая строка –одно слово , обычно существительное, отражающее главную мысль.

Вторая строка- два слова прилагательные, описание основной  мысли.

Третья строка –три слова глагола, описывающее действие в рамках темы.

Четвертая строка –фраза из нескольких строк, показывающее отношение к теме.

Пятая строка- слово связанные с первым ,отражающим сущность темы.

Для того, чтобы правильно, полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь лексический запас. Поэтому работа начинается   с уточнения , расширения, самосовершенствования словаря. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует  его более глубокому усвоению, обрабатываются знания о частях речи  о предложении, дети учатся соблюдать интонацию, значительно активируется словарный запас, совершенствуется навык  использования  в речи синонимов – антонимов, активируются и развивается мыслительная  деятельность , совершенствуется умение высказывать  собственное отношение к чему либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.

 Например: Снег

                    Пушистый, белый

                    Падает, кружится , летит

                    Я люблю лепить снежки

                     Зима

                     Щенок

                     Черный, пушистый

                     Играет, рычит, бегает

                     Он мой любимый питомец

                     Дружок

                 

                     Елка

                     Зеленая, красивая

                     Блестящая, сверкающая, переливающаяся

                     Мне нравится петь  и танцевать около елки

                     Новый Год

Технология ТРИЗ ( теория решения изобретательных задач). Цель работы – научить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов,  дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности . Триз для дошкольников – это система игр.

Основное средство работы – это педагогический поиск. Не надо давать детям готовые  задания, ребенок должен учиться находить истину. Если ребенок не задает вопрос , надо пригласить его к рассуждению наводящими вопросами, подвести к тому , чтобы ребенок сам нашел ответ. Работа по развитию  речи с использованием Триз проводится  в несколько этапов.

Первый этап –общение с детьми подводим к проблеме многофункционального использования объекта.

Например- как можно использовать стул. ( По прямому назначению- сидим, вместо стола, вместо лестницы и т. д.)

Второй этап- это тайна « двойного» или выявление противоречий  в объекте (что-то хорошее, что-то  плохое, что-то вредно, или мешает)

Следующий этап-разрешение противоречий.

Существует целая система игровых задач.

Например- как узнать глубокая ли лужа, если вода мутная ,или как остаться сухим во время дождя.

На этом этапе важно научить детей искать и находить свое решение.

Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в сообращение и придумывании что-то нового.

Например: придумайте новую игрушку, транспорт  и т. д.

Следующий этап придумывание новых сказок. Можно сделать « салатик из сказок». Разных героев собрать в одной сказке. Придумать новый конец сказки или изменить сюжет.  Очень эффективна игра « Ответ на лбу». Цель угадать предмет по описанию, такой же принцип «Закрытая картина»

Дидактические принципы  ТРИЗ  :

Принцип  свободы выбора - в любом обучающем действии представлять ребенку право выбора .

Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеет единственно правильного решения)

 И обязательно, обратная связь. К решению триз задач нужно переходить после определенной подготовки.

Например – подготовительные игры.

 «На что похоже»

 «Дорисуй»

«Хорошо- плохо»

« Наоборот»- Слова –перевертыши(антонимы)

Друдлы- картинки с изображением разных форм, иногда кажущимися довольно абстрактными. Надо придумать , что изображено на картине.

Скрайбинг- процесс  визуализации сложного содержания простым и доступным способом, зарисовка образов прямо во время передачи информации.

Скрайбинг не только в виде рисунка, но и в виде лепки , аппликации

Таким образом  в формировании связной речи детей существенно  увеличивается  эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь и творческое воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.

Использование моделей оказы­вает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать слово­сочетания, распространять простые пр...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

В первую очередь при рассмотрении данного вопроса, необходимо дать определение таким понятиям, как «язык» и «речь». Венгер Л.А. и Мухина В.С. пишут о том, что язык – система знаков. Язык как средство ...

Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольника.

Использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольника....

презентация "Наглядное моделирование как средство развития связной монологической речи дошкольников"

В презентации представлен материал  по использованию наглядного моделирования...

«Проектная деятельность как эффективный метод развития связной, монологической речи дошкольников»

laquo;Проектная деятельностькак эффективный метод развития связной, монологической речи  дошкольников»...