Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Романова Оксана Николаевна

 

   В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последовательностью составления рассказа о событиях личной жизни, пересказом литературных произведений, составлением рассказа по сюжетным картинкам, что в последующем может сказаться на проблемах в школьном обучении ребенка, его успеваемости. Слаборазвитые творческие способности не дают в полной мере открыть внутренний потенциал ребенка, проявить свои задатки и способности.

 Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc799.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина

Тема Что за прелесть, эти сказки!

Возраст участников: 6-7лет

Количество детей: 12 чел.

Длительность: 40 минут

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры - викторины; прививать интерес детей к творчеству русских поэтов. воспитывать чувство любви, уважения к творчеству А.С. Пушкина показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

Задачи:

1. Формировать связную речь детей, обогащать словарь: развивать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок, грамотно и аргументированно отвечать на вопросы.

2. Расширить кругозор детей, поощрять любознательность и познавательную активность.

3. Развивать внимание, память и мышление, слуховое и зрительное восприятие.

4. Учить передавать эмоции в движении, находить средства выражения образа в мимике и жестах, чувствовать взаимосвязь стихов, музыки и танца.

5. Учить инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические, творческие способности.

6. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе. умение детей работать в команде,

Предварительная работа:

1. Чтение сказок А. С. Пушкина.

2. Изготовление масок и элементов костюмов для игр – драматизаций, подготовка сказочных атрибутов и декораций.

3. Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок с использованием мнемотехнических приёмов и картинного плана.

4. Знакомство с биографией писателя – историями из его жизни и творчеством.

5. Рисование детьми эпизодов из сказок, лепка героев

Оборудование:

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, разрезанные на части, для двух команд.

4. Атрибуты для подвижной игры: коробочки от шоколадных Киндер- яиц, внутри которых находятся разные пластиковые кристаллы (12 штук)

5. Волчок для игры со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора, а также конверты с заданиями (8 штук)

6. «Черный ящик» с вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, корона, петушок.

7. Таблицы с «заколдованными словами» (2 штуки) и 2 чистые таблицы для написания слов деьми.

8. Два конверта со словами – архаизмами и картинки к ним.

9. Презентация - викторина «Что за прелесть, эти сказки…»

Используемые современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ

Примерный ход совместной деятельности:

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве.(презентация) Его воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки и проведем викторину по этим сказкам.

 Мы знаем, вы любите игры,

 Песни, загадки и пляски,

 Но нет ничего интересней,

 Чем наши волшебные сказки.

Сегодняшнее состязание будет проходить между двумя командами: "Золотая рыбка" и командой "Золотой петушок".

И я предлагаю начать с представления команд…

Дети (хором): Мы команда «Золотая рыбка» наш девиз:

                         Мы рыбки золотые - мы весело живём

                         Мы сказки любим - их читаем

                         И к победе точно приплывём.

Дети (хором): Мы команда «Золотой петушок» наш девиз:

                         Вот петушок золотой -

                         Он весёлый озорной!

                         Любит книжки он читать.

Ведущий: Также нам необходимо выбрать капитанов команд, это должны быть надежные и знающие игроки – на которых возложена важная миссия представлять интересы своей команды в индивидуальных конкурсах и отстаивать ее право называться победителем викторины (дети выбирают капитанов в своих командах).

Ведущий: За каждый правильный ответ команда получает призовые жетоны - очки, а в конце викторины мы подсчитаем, полученные  вами в ходе игры очки и определим победителей – настоящих знатоков сказок А.С. Пушкина

Итак… начнём…. (команды рассаживаются за свои промаркированные столы)

Ведущий: А начнем мы игру с разминки для команд, в ходе которой мы все настроимся на игру и поднимем друг другу настроение…

Сейчас я буду зачитывать вам отрывки из сказок А.С. Пушкина, а ваша задача – назвать недостающее слово в конце стихотворной строки. Кто знает нужное слово – поднимает руку.

Игра - разминка «Подскажи словечко»

Ведущий

Дети

Ветер весело шумит

Судно весело…

бежит

Мимо острова Буяна

В царство славного…

Салтана

Месяц,месяц,мой дружок,

Позолоченный…

рожок

И молва трезвонить стала

Дочка царская…

пропала

Жил старик со своею старухой

У самого синего…

моря

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому…

зверюшку

И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи…

кругом

Белка песенки поет, да орешки все…

грызёт

Нужен мне работник: повар, конюх и…

плотник

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…

петушка

Ведущий: Для того чтобы определить какое задание будет следующим – необходимо подойти к волчку, раскрутить его и когда он остановится - по стрелке выбрать указанный конверт (ребенок раскручивает волчок).

Ведущий: Итак, следующее задание называется «Из какой сказки отрывок?» Я буду зачитывать вам  отрывок из сказки А.С. Пушкина, а вы должны будете узнать эту сказку по нескольким строчкам и правильно назвать её. Вопросы будут задаваться мной по очереди каждой команде… и за правильный ответ даётся 1 жетон.

Ведущий

Дети

«Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком…

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

«Свет мой, зеркальце!

Скажи и всю правду доложи…»

«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»

«Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно»

«Сказка о Золотом петушке»

«Воротился старик домой.

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не видал ли где царевны?...»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?...»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно - золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь…»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий: Следующее задание называется «Собери картинку» У вас на столах лежит разрезанная картинка – это иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, а  вам необходимо разрезанные фрагменты собрать и назвать героев,  изображенных на иллюстрации и определить из какой они сказки. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 2 жетона, а  команда, которая последней соберет свою иллюстрацию, получит 1 жетон. Однако, команды могут заработать дополнительное очко, если инсценируют и озвучат изображённый на картинке эпизод сказки.

Задание команде «Золотая рыбка»

Задание команде «Золотой петушок

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий: Следующее задание называется «Скажи по-другому» В сказках А.С. Пушкина часто встречаются странные слова – мы их называем устаревшими, потому что эти слова не употребляются сейчас в современном языке.

Ведущий: Ребята, а почему эти слова называют устаревшими? (ответы детей)

Ведущий: Да, правильно - жизнь людей постоянно меняется и со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают. А.С. Пушкин жил в 19 веке – очень давно и не удивительно, что в его произведениях часто встречаются слова – архаизмы, устаревшие слова и выражения. На занятиях мы рассматривали некоторые из них и пытались найти им современное объяснение. В данном задании командам буду предложены несколько устаревших слов – а вам необходимо будет прочитать их и подобрать картинку – объясняющую их значение.

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1.A71gwDqK1RjSZSyq6yxEVXa9/-.jpg

НЕВОД

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил
неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

ПЕРСТ

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

https://st2.depositphotos.com/5329014/9907/v/600/depositphotos_99075408-stock-illustration-old-man-cartoon.jpg

СТАРЧЕ

Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно,
старче?»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

https://pngicon.ru/file/uploads/guby-1.png

УСТА

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3445317/pub_5f2665cd991603570378cff2_5f2666231fc411381d2fa3d1/scale_1200

ЧЕЛО

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/15/93/beautiful-ice-blue-female-eyes-with-eyelashes-vector-23921593.jpg

ОЧИ

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий:  Задание следующее называется «Заколдованное слово»

Перед вами лежит таблица, на которой перепутались в слове все буквы, однако у каждой буквы есть цифра и если все буквы поставить по порядку в соответствии с

цифрами, то можно будет прочитать и расколдовать слово.  (дети берут фломастеры и

пишут слово – правильно записывая буквы над цифрами от 1 до 7 -  на желтом поле)

Ц

Р

Н

А

В

А

Е

1

3

6

2

5

7

4

Т

Р

С

А

Х

А

У

2

4

1

7

6

3

5

Таблица для заполнения детьми

1

2

3

4

5

6

7

Ведущий: Итак, какое слово было зашифровано у команды «Золотая рыбка»?

Дети: ЦАРЕВНА

Ведущий: Итак, какое слово было зашифровано у команды «Золотой петушок»?

Дети: СТАРУХА

Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий :  А следующее задание соревнование «Собери орешки»

                 …Белка песенки поет

                     Да орешки все грызет,

                     А орешки не простые,

                     Все скорлупки золотые,

                     Ядра – чистый изумруд …

(на столе перед командами  ведерко с футлярами от шоколадных Киндер- яиц, внутри которых находятся разные пластиковые кристаллы)

Ведущий: Ребята, ваша задача по очереди добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки сложить в одно ведро, а ядрышки в другое. Команда, которая соберёт больше ядрышек - изумрудов получит 2 жетона, вторая -1жетон. Однако, команда может заработать дополнительное очко, если исполнит вместе с белочкой зажигательный народный танец по песню «Во саду ли, в огороде….»

Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий: К участию в следующем конкурсе приглашаются капитаны команд , так как это конкурс капитанов «Вопрос – ответ»

За каждый правильный ответ капитана на вопрос – его команда получает по 2 очка. Я буду задавать капитанам вопросы по очереди, а они должны будут  дать ответ на вопрос, а если ответ капитан дать не может, то у него есть возможность один раз обратиться за помощью к команде и в этом случае за правильный ответ капитан получает лишь 1 очко, также 1 очко даётся за неточный ответ. А если ответа не знает и команда, то вопрос адресуется команде соперников.

Ведущий

Дети

Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что кричал петушок, сидя на спице?

«Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»

Что молвила третья сестрица?

«Я б для батюшки царя родила богатыря».

Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

Какими словами начинается

«Сказка о царе Салтане»?

«Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком»

Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

«Смилуйся, государыня, рыбка!»

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой.

У самого синего моря»

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

«Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил».

Ведущий: Молодцы, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий: Следующее задание называется «Стихотворение по цепочке»

Для этого конкурса две команды должны выстроиться друг против друга и рассказывать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый…» друг за другом «по цепочке»,  передавая мешочек от одной команды к другой. Перед вам на мольберте закреплена мнемо-таблица к этому стихотворению, и вы можете ею пользоваться, если забыли как продолжить…(дети по сигналу и берут из мешочка камешек, если не допустил ошибку при прочтении своего отрывка – и так рассказывают весь отрывок до конца). Команды получают столько  жетонов за этот конкурс – сколько камешков они наберут…

Ведущий: Очень хорошо, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий: Итак, задание - «Волшебный мешочек». Сейчас членам команд по очереди предстоит достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой он сказки и какому герою принадлежит.

Предметы:

Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Ведущий: Отлично справились с заданием, а теперь давайте раскрутим волчок и узнаем – какое следующее задание…

Ведущий :  А следующее задание «Знатоки сказок»

Перед командами в конвертах находятся иллюстрации к разным сказкам А.С. Пушкина. У команды «Золотая рыбка» к  «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», а у команды «Золотой петушок» к «Сказке о рыбаке и рыбке». Откройте конверты и рассмотрите иллюстрации – ваша задача разложить их по порядку, в соответствии с содержанием произведения. (Одна команда раскладывает по порядку картинки, на которых изображены дары Золотой рыбки, о которых просила жадная старуха; а другая команда находит правильную последовательность среди всех чудес прекрасной царевны Лебеди, которые она явила молодому царевичу Гвидону)

Подведение итогов.

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда (подсчет жетонов). Команды набрали примерно равное количество жетонов, а это значит, что победила дружба! Значит, всем вам полагается сладкий приз (дети получают в подарок петушки на палочке – конфеты леденцы).

Ведущий: Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя викторина? (ответы детей) 

Тогда, отгадайте загадку:

                                             Что за дерево такое -

                                             Уродилось в Лукоморье

                                             Ходит котик по нему

                                             Сказки говорит ему?

Дети: Дуб

Ведущий: Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите, на нашем дубе нет ни одного листочка. Давайте его украсим. Но запомните, если вы возьмёте зелёный лист, то это значит что вам участвовать в викторине понравилось, красный – не понравилось. (дети берут листочки и закрепляют их на дереве – оценивают результат)

Ведущий: Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)

А мне понравилось проводить эту викторину для вас. Вы большие молодцы, хорошо знаете сказки А. С. Пушкина и отлично справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей младшего возраста « Что за прелесть, эти сказки!».

Вспомнить  с детьми героев знакомых русских сказок...

Викторина для детей младшего возраста « Что за прелесть, эти сказки!»

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить название и содержание сказок, прочитанных ранее. ...

Литературная игра-викторина для дошкольников "Угадай сказку"

Данный конспект литературной игры-викторины поможет воспитателям при подготовке и проведении досуговых мероприятий с дошкольниками...

Литературная игра-викторина "Знатоки русской народной сказки"

Конспект игры-викторины для детей старшего возраста...

Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Презентация Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки". Игра-викторина даёт возможность в игровой форме развить у детей умение систематизировать ...