Статья "Нетрадиционные средства по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Жбанова Ирина Владимировна

В данной статье предлагается использование нетрадиционных средств (Су Джок массажор) по развитию познавательно- речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alaliya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жбанова Ирина Владимировна

воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28», город Иваново

Аннотация: В статье автором представлена работа по использованию нетрадиционных средств развития познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

In the article, the author presents work on the use of non-traditional means for the development of cognitive and speech activities of young preschool children.

Ключевые слова: речевое развитие, алалия, классификация алалии, нетрадиционные методы. 

Keywords: speech development, alalia, classification of alalia, unconventional methods.

           Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью расширить и углубить знания в области речевого развития воспитанников и помощи родителям с таким ребёнком.

Алалия – сложное расстройство речевой деятельности. Тяжесть алалии также может варьироваться: от легкой, когда после пятилетнего возраста ребенок все же начинает говорить, до тяжелой, при которой и до 13 лет подросток может оставаться немым.

                Особенности становления речи у детей с алалией

           Речь таких детей может развиваться по-разному. Бывает, что ребенок долго молчит, а потом речь стремительно начинает развиваться и постепенно выправляется.

           

                    Общим для всех проявлений является бедность лексики, грамматические ошибки, искажения слов и сложность перехода к связной речи. Такие дети проявляют малую речевую активность. На них негативным образом может повлиять любое переживание, новая обстановка или новый коллектив сверстников, что еще больше затормаживает речь.

           Причины возникновения алалии

          К алалии могут приводить патологии внутриутробного развития: токсикозы беременной, гипоксия плода, травматизация плода в результате несчастных случаев с беременной, инфекции, хронические заболевания матери. Имеет значение и характер родов: затяжные или скоротечные. Важно все: получил ли ребенок родовую травму, нет ли недоношенности, применялись ли инструменты для родовспоможения.

                   В первых годы жизни ребенка алалии могут способствовать тяжелые мозговые инфекции, генетическая предрасположенность, воздействие наркоза и прочее.

                                                        Виды алалии

Принято выделять три вида алалии:

  1. Моторная алалия.
  2. Сенсорная алалия.
  3. Смешанная алалия.

                 При моторной алалии наблюдается либо сложность звуковоспроизведения с грубыми нарушениями, либо трудности овладения артикуляционным аппаратом. Такой ребёнок отличается слабым развитием крупной и мелкой моторики. Поведение может быть специфично. Это зачастую гиперактивные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Лексический запас скуден, новые слова запоминаются медленно, с трудом. При общении дети используют короткие предложения, связная речь формируется сложно.

                При сенсорной алалии нарушено понимание смысла обращенной к ребенку речи.  Дети активно используют жесты, мимику. Грубое искажение речи не может не сказаться на формировании личности ребенка, который может быть легко возбудим или заторможен, к тому же он быстро устает, и не может долго концентрировать и удерживать внимание. Чаще встречается смешанная, сенсомоторная, форма алалии, так как анализаторы речи и движения тесно связаны между собой.

               

                   Лечение алалии

                  В дошкольном возрасте необходимо начинать работу с такими детьми: чем раньше, тем лучше. Ведь даже незначительное отставание в речи ребенка сказывается на интеллектуальном развитии.

                  Методика работы носит комплексный характер и включает как педагогическое, так и медицинское воздействие: занятия с логопедом, физиотерапия, логопедический массаж. Необходимо продолжать развитие функций психики (памяти, внимания, мышления).

               

                  Оставляем медицинский подход и логопедический. Что же можем сделать мы воспитатели и/или родители такого ребенка?

         Чем родители, воспитатели могут помочь такому ребёнку?

            Старайтесь не раздражаться на ребёнка, не передразнивать его речь, не обсуждать его в его же присутствии.

              Необходимо поймать правильный баланс между принятием ребёнка и твёрдым желанием помочь ему. Ваша уверенность и родительская любовь подарит ребёнку настоящую опору в жизни и даст ресурс для преодоления своей проблемы.

                   Также у таких детей наблюдаются нарушения не только речевого, но и моторного развития. Они бывают неловкими, медлительными. Им сложно удержать равновесие, попрыгать на одной ноге, поймать и кинуть мяч, раскачаться на качелях и так далее. Таким детям необходима умеренная физическая нагрузка, равномерно развивающая всё тело. Идеальным видом спорта будет плавание, ушу, айкидо.

              Полезным летним занятием будет катание на велосипеде, роликах (с использованием средств защиты частей тела ребёнка (не на самокате, так как там преимущественно задействована одна нога)), зимой — лыжные прогулки на свежем воздухе, лепка снежных комков разных по размеру или плотности, конструирование из песка и/или глины, снега.

                А вот контактные, командные, слишком динамичные виды спорта (футбол, волейбол, хоккей и так далее) таким детям не подойдут. Во-первых, все движения в них резкие, неравномерные, рывковые, во-вторых, нужно уметь чётко воспринимать и удерживать речевую инструкцию тренера, что будет затруднительно для ребёнка.

                Занимайтесь дома развитием мелкой моторики — вырезайте из разных материалов (бумага, картон, ткань, пакеты), лепите из пластилина, солёного теста, глины, используйте разные виды клея (клей-карандаш, клей с дозатором). Очень полезно петь с ребёнком ритмичные песни.

                 Говорите простыми, понятными фразами, используйте речевые интонации, подкрепляйте речь мимикой и жестами. Комментируйте все происходящее. Это важно для ребёнка.

               Использование таких нетрадиционных технологий как «Су Джок массажеры» может помочь таким деткам.

            «Су Джок массажеры». Разработаны южнокорейским ученым профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка «Су» означает «кисть», «Джок» – «стопа», то есть метод воздействия с использованием кистей и стоп. Су Джок технология основывается на взаимовлиянии отдельных участков нашего тела.

             Су Джок массажер представлен в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Мы можем использовать эти приспособления дома.

            Благодаря тому, что на ладони находится огромное количество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей ребенка. Массаж эластичными кольцами производится путем надевания пружинных колец на пальчики ребенка и прокатывания по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день – она оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук. Все это способствует развитию речи ребенка. Чтобы процесс массажа не показался ребенку скучным, используйте стихотворный материал.

 1. Массаж Су – Джок шарами. (ребёнок выполняет действие шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания.

Ребёнок выполняет словесную инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

3. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4 - опустить руки.

Таким образом, использование Су – Джок массажора обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.[3]

Список литературы:

https://mel.fm/blog/yekaterina-baldina1/12745-chto-takoye-vozrastnaya-alaliya-ili-ne-stoit-srazu-panikovat

https://mbdou-18-41.ru/documents

https://bioakustika.ru/lechenie/alaliya/

https://moluch.ru/archive/336/75001/ (дата обращения: 06.06.2021). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...

«Визуальное расписание как средство развития мотивации познавательной деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Расписание – это упорядоченная по времени информация о предстоящих событиях. Визуальное расписание - способ альтернативной коммуникации, основанный на восприятии зрительного ...

Консультация для родителей «LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;LEGO-конструирование как средство развития познавательно – творческой деятельности детей дошкольного возраста»...

Детское экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Подд...