Картотека речевых игр для детей
картотека по развитию речи (средняя группа)

Ярмонова Татьяна Николаевна

Картотека речевых игр для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr._srednyaya_gruppa.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр. Средняя группа.

Эти игры позволяют расширить словарный запас детей, научат  правильно сочетать слова в устной речи активизировать коммуникативные навыки дошкольников.

В игре процесс расширения словарного запаса ребенка происходит естественно и очень эффективно.

«Назови как можно больше предметов».

Цель: упражнять в четком произношении слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда дети не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход игры. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?».

Цель: учить детей выделять признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?».

«Эхо».

Ход игры. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребенок-эхо отвечает: а-а-а. И так дал. Можно так же использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа, и т.д.

«Садовник и цветы».

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.).

Ход игры. Играющие сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название. Ведущий-садовник говорит: «Я так давно не видел чудесный белый цветок с желтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встает и делает шаг вперед. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садиться на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

«Кто больше действий назовет».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, снег. Ход игры. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.

Например: - Что можно сказать о самолете? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идет, капает, льет, моросит, стучит по крыше) и т.д.

«Козлята и волк».

Цель: заканчивать сказку по ее началу.

Материал: фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик.

Ход игры. Воспитатель рассказывает начала сказки, демонстрируя фигурки  персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались. А это был маленький (показ)… (Дети договаривают: зайчик).

Воспитатель: зайчик говорит…

Дети: не бойтесь, меня, это – я маленький зайчик.

Воспитатель: козлята угостили его…

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали… и т.д.

«Разбуди кота».

Цель: активизировать в речи детей наименование детенышей животных.

Материал: элементы костюма животных (шапочка)

Ход игры. Кто-то из детей получает роль кота. Он садиться, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу). Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.) Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок».

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у,и,а,о,у, Дети услышав звук У, делают соответствующие движения.

«Буратино-путешественник».

Цель: ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход игры. Буратино-путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашел в комнату, где засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

-  Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются.. (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках.

«Прятки»

Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход игры. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах группы, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью, кто-то на столе; что стоит справа на меня». Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принес открытку».

Цель: формировать умение образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т.д.)

Материал: открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход игры. Игра проводится с небольшой подгруппой. В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни, свою открытку. Рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель. Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр для детей

Картотека содержит речевые игры для детей старшего и подготовительного возраста....

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...