Главные вкладки

    Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Горожанцева Татьяна Сергеевна

    речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23»

    КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

    Для детей старшего дошкольного возраста 

    ПО КНИГЕ

    «РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ, Селиверстов В.И., Москва: Просвещение, 1994»

    Группа № 8

    № 1 Лото

    № 2 Дождик, дождик

    № 3 Палочка-выручалочка

    № 4 Песенка стрекозы

    № 5 Вьюга

    № 6 Кто кого?

    № 7 Не ошибись

    № 8 Зайцы и лиса

    № 9 Зайка

    № 10 Испорченный телефон

    № 11 Кто ушел?

    № 12 Разложи картинки

    № 13 Кто что делает?

    № 14 Овощи

    № 15 Делай-делайте

    № 16 Солнечные зайчики

    № 17 Соседи

    № 18 Лес шумит

    № 19 Цветы и пчёлки

    № 20 Назови картинку

    № 21 Кто внимательней?

    № 22 Что пропало?

    № 23 Микрофон

    № 24 Тишина

    № 1 Лото

    Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.

    Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

    Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2—3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня ...» — и называет предмет.

    В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?». У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

    Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.      

    № 2 Дождик, дождик

    Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

    Оборудование. Детские стулья.

    Описание игры. Стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине круга и говорят хором (или один):

    Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь?

    После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот проиграл. Игра повторяется несколько раз.

    № 3 Палочка-выручалочка

    Ц е л ь. Та же, что и в предыдущей игре. Оборудование. Палочка (толщина 3—4 см, длина 30—

    40 см).

    Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке.

    Дети стоят тесной группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе со всеми детьми произносит слова:

    Палочка-Выручалочка, Среди бела дня Выручай меня! За березу, за рябину — Далеко тебя закину. Кто за палкой гонится, От того хоронятся.

    После слов «от того хоронятся» ведущий кидает палку. Водящий бежит за ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним, тот ведущий.

    № 4 Песенка стрекозы

    Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

    Описание игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

    Я летала, я летала, Устали не знала.

    Дети плавно взмахивают руками.

    Села, посидела, Опять полетела.

    Опускаются на одно колено.

    Я подруг себе нашла, Весело нам было.

    Вновь делают летательные движения руками.

    Хоровод кругом вела, Солнышко светило.

    Берутся за руки и водят хоровод.

    Игра может быть использована для дифференциации звуков: •CfC'tр—л. В этом случае дети произносят стишок не хором, а по одному.

    № 5 Вьюга (на развитие голоса)

    Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация

    мышц губ.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

    Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...', по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

    Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

    № 6 Кто кого? (на развитие голоса)

    Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

    Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

    № 7 Не ошибись

    Цель. Дифференциация звуков с—з.

    Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».

    Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой — звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком — в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звук с или з, немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук с, то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., а если есть звук з, то — со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

    Вот так прыгни в садик. \ „• „ Mn^,^vnw, к™ так прыгни в садик.} Яети пРыгают-

    нужны... (ножницы)» 4 Вызванный pt/ucnurtjtivM»---- ,__ и называет подходящий предмет. (Аналогично игра может проводиться и на другие звуки). Что пропало? Цель. Дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах. Оборудование. Несколько предметов, в названии

    № 8 Зайцы и лиса

    Цель. Автоматизация звуков с — з в тексте.

    Описание игры. По числу играющих по краям площадки чертятся норки или ставятся стулья. Дети (зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих — лиса. Зайчики произносят текст:

    Серый зайка прыгает Возле мокрых сосен, Страшно в лапы лисоньки, Лисоньки попасть... ,.f 1;

    Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова педагога:

    Зайки, ушки навострите, Влево, вправо поглядите, Не идет ли кто?

    Зайцы оглядываются по сторонам, увидев лису, которая потихоньку пробирается к ним, кричат: «Лиса!» — и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

    № 9 Зайка

    Цель. Автоматизация звука и в тексте.

    Описание игры. Выбираются два ребенка: зайчик и волк. Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети ведут хоровод и говорят стихотворение, а зайчик прыгает за кругом:

       Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты    его поймай-ка!

    Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. Когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже роли зайчика и волка исполняют другие дети.

    № 10 Испорченный телефон

    Цель: развитие слухового внимания.

    Описание. Дети сидят в ряд или по кругу.

    Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д.

    Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?»

    Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен.

    Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово.

    Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный телефон».

    Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно.

    Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово.

    Игрок, узнавший от ведущего слово, передает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку.

    Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего:

    «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий,

    значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен.

    В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово.

    Так узнают, какой игрок напутал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок занимает место последнего.

    Давайте поиграем».

    № 11 Кто ушел?

    Цель: Учить детей употреблению собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа.

    О б о р у д о в а н и е: Стулья.

    Описание игры. Дети сидят на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Педагог говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый напротив. Педагог предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если он угадал, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а педагог вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется. Примечанием дальнейшем число участников можно увеличивать до 5 — 7 детей.

    № 12 Разложи картинки

    Цель. Учить детей различать род существительных.

    Оборудование. В коробке набор картинок, изображающих знакомые предметы. Первый набор (карандаш, стакан, чайник, пузырёк, портфель, огурец, лук).  Второй набор (кастрюля, тарелка, книга, чашка, груша, репа, сахарница). Третий набор (яблоко, блюдце, полотенце, солнце, окно, зеркало, письмо).

    Описание игры. Педагог раздает детям картинки и говорит: «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на три кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы, про которые можно сказать «он» («карандаш — он»),во вторую — предметы, про которые можно сказать «она» («тарелка — она»), и в третью — предметы, про которые можно сказать «оно» («яблоко — оно»). Дети по очереди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место. За правильный ответ дети получают фишки, а по окончании игры определяется победитель.

    № 13 Кто что делает?

    Цель: Закреплять в речи детей существительные по теме «Профессия».

    Оборудование. Большие карты и маленькие карточки по типу лото.

    Описание игры. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие остаются у него. В центре большой карты изображен представитель той или иной профессии (повар, портной, 184 почтальон и др.). Вокруг центральной карты расположены 6 пустых квадратов, которые заполняют маленькими картинками. Воспитатель постепенно открывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто сделая стол? Кто сшил платье?» и т.д. Правильно ответившие дети получают маленькую карточку и заполняют пустое место на большой карте. Выигравшим считается тот, кто раньше других заполнит все квадратики.

    Образец речи детей: Столяр; стол сделал столяр.

    № 14 Овощи

    Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Овощи».

    Оборудование. Достаточно крупные картинки овощей, разрезанные на 2—3—4 части.

    Описание игры.

    Вариант 1. Все части овощей перемешиваются на середине стола. Каждому ребенку предлагается собрать определенный овощ. И дети молча выбирают нужные части картинки. По мере получения целого изображения дети сообщают, что они собрали: «Я собрал свеклу». Педагог может задать несколько дополнительных вопросов: «Где растет свекла? Что из свеклы готовят?» и др.

    Вариант 2. Этот вариант проводится как игра в лото. Ведущим может быть педагог или ребенок. У него все части овощей. Он показывает любую из частей и спрашивает: «Кому нужна эта часть?» Ребенок, который узнал в ней часть своего овоща, говорит: «Эта часть нужна мне, потому что я собираю свеклу».

    Вариант З. Педагог подбирает сам каждому все части предмета, предлагает сложить и назвать, что получилось. Аналогично можно проводить игры и крупными картинками по другим темам.

    № 15 Делай-делайте

    Цель: Учить детей различать формы единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения.

    Оборудование: Флажки.

    Описание игры. Перед педагогом несколько, но не меньше трех детей. Они разделены: справа — один ребенок, слева — два или больше детей. Педагог отдает распоряжения, которые выполняет то ребенок справа, то группа детей слева. Вова, сядь. Вова, встань. Дети, садитесь. Дети, встаньте. При повторении игры обращение к детям «Вова», «дети» опускается, педагог произносит только глаголы: Сядь. — Сядьте. Иди. — Идите. Встань — Встаньте. Прыгай — Прыгайте. Дети, усвоившие формы единственного и множественного числа, при повторении игры могут быть ведущими вместо педагога. Флажок вручается группе детей или одному ребенку, не допустившим ошибок при выполнении действий.

    № 16 Солнечные зайчики

    Цель. Дифференциация звуков с — з — н в тексте.

    Оборудование: Зеркало.

    Описание игры. Один из детей пускает небольшим зеркалом солнечный зайчик на стене, и все говорят:

    Солнечные зайчики

    Играют на стене.

    Помани их пальчиком —

    Пусть бегут к тебе!

    Затем он предлагает: «Ловите зайчика!» Дети бегут и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

    № 17 Соседи

    Цель. Правильное построение фразы. Совершенствование ориентации в пространстве.

    Оборудование: Детские стульчики, бубен.

    Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому7 сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает. При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа от меня Вова, слева от меня Женя; Мой сосед справа — Вова, мой сосед слева — Женя.

    № 18 Лес шумит

    Цель. Автоматизация звука ш.

    Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш. Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: шш-ш... Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми, ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если педагог скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками.

    № 19 Цветы и пчёлки

    Цель. Автоматизация звука з.

    Описание игры. Перед началом игры уславливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами (например, мальчики — цветы, а девочки — пчелки). Затем все разбегаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педагога (удар в бубен или хлопок в ладоши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подражают жужжанию пчел: в-зз-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

    № 20 Назови картинку

    Цель. Автоматизация звуков з, з' в словах и предложениях.

    Оборудование. Картинки на звук з, например, зайка, замок, глаза, завод, забор.

    Описание игры. Дети сидят за столами. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).

    №21 Кто внимательней?

    Цель. Дифференциация звуков с—з.

    Оборудование: Картинки «Свисток» и «Звонок».

    Описание игры. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток? (Дети отвечают: с-с-с...). А как звенит звонок? (Дети: з-з-з...)Асейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».

    № 22 Что пропало?

    Цель. Дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах.

    Оборудование. Несколько предметов, в названии 75 которых содержатся звуки с, с', з,з',ц (зонт, зебра, собака, гусь, § - сумка, замок, цапля, кольцо).  

    Описание игры. Педагог кладет предметы на стол. Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало.

    № 23 Микрофон

    Цель. Учить детей правильному употреблению собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.

    Оборудование. Стульчики по количеству детей, игрушечный микрофон.

     Описание игры. 

    Вариант 1. Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог смотрит на детей и запоминает цвет их платья, какие-нибудь характерные детали одежды. Затем он объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась рвочка с белой лентой в волосах, на ней был красный свитер и гтчатый фартучек. Кто знает, как ее зовут, пусть поднимет руку и назовет ее имя».

    Вариант 2. Педагог сообщает детям о том, что сейчас они пойдут на экскурсию в зоопарк. Она говорит детям, что зоопарк очень большой и в нем можно потеряться, поэтому дети должны быть внимательны. Дети расходятся по комнате (подходят к живому уголку или уголку природы, рассматривают). В это время педагог незаметно подает знак одному из детей и помогает ему спрятаться или тихонечко выйти за дверь. Затем педагог в «микрофон» объявляет приметы потерявшегося ребенка и просит сообщить его имя и фамилию. Тот, кто правильно назвал имя, получает в награду значок. Игра может повторяться несколько раз.

    № 24 Тишина

    Цель. Автоматизация звука ш.

    Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

    «Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

    Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию...

    Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

    Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

    Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью фетровой книги

    Фетровый конструктор помогает детям как самостоятельно, так и под руководством взрослого активизировать знани по пройденному материалу, закрепить и систематизировать представления ол профессии "п...