Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Колистратова Татьяна Сергеевна

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 

ПО КНИГЕ

«РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ, Селиверстов В.И., Москва: Просвещение, 1994»

Группа № 8

№ 1 Придумай фразу

№ 2 Знаешь ли ты эти слова?

№ 3 Цепочка слов

№ 4 Рыбы, звери, птицы

№ 5 Один-одна-одно

№ 6 Кто чем защищается?

№ 7 Почтальон

№ 8 Чей хвост?

№ 9 Что где растет?

№ 10 Где мы были, что мы видели?

№ 11 Какое слово пропущено?

№ 12 Исправь ошибку

№ 13 Почемучка

№ 14 Закончи предложение

№ 15 Угадай, что изменилось?

№ 16 Желание

№ 17 Дополни

№ 18 Ищи

№ 19 Светофор

№ 20 Колечко

№ 21 Кино

№ 22 Оркестр

№ 1 Придумай фразу

Цель. Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

№ 2 Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков л, л' в слогах и словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.

   Девочка еще ма(ла).

Белка спряталась в ду(пло).

По небу плывут об(лака).

У Лены болит ко(лено).

Корова дает мо(локо).

Мила ела яб(локо).

Лида видела в театре ба(лет).

Вася хотел летать на само(лете).

Мы сидим на сту(ле) за сто(лом).

Мойтесь чисто мы(лом).

Утром будит нас бу(дильник).

№ 3 Цепочка слов

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Оборудование: Мяч, значки и т.д.

Описание игры: В этой игре надо составить цепочку' из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего. Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д. Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

№ 4 Рыбы, звери, птицы

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Описание игры. Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов Он становится ведущим.

№ 5 Один-одна-одно

Цель: Учить детей различать род имен существительных. Оборудование. В коробке перемешаны мелкие предметы или картинки.

Мужской род (карандаш, лимон, фартук, ремень, чайник, чемодан).

Женский род (книга, груша, рубашка, шапка, кастрюля, сумка).

Средний род (колесо, яблоко, платье, пальто, блюдце, полотенце).

Описание игры. Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает: «Сколько?» Ребенок: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребенка и выявляется победитель.

Примечание. В вопросе педагога первое время следует избегать названия существительного «Сколько карандашей?», так как дети отвечают на него: «Карандашей один». Существительное обязательно должно быть согласовано с числительным.

№ 6 Кто чем защищается?

Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Описание игры. Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.

№ 7 Почтальон

Цель: Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Оборудование: Конверты с метками детей.

Описание игры. Дети кладут в коробку письма со своими метками. 2—3 ребенка — почтальоны — разносят письма тем, кому они адресованы. Вручая письмо, почтальоны громко называют имя ребенка. В роли почтальона чередуются несколько пар. Кроме того, весь коллектив хорошо запоминает имена детей.

№ 8 Чей хвост?

Цель: Закреплять умение пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

Оборудование: Картинки, на которых изображены хвосты различных животных и птиц.

Описание игры. Логопед поочередно показывает детям картинки и просит назвать, чей хвост нарисован на картинке.

Образец ответа: Хвост собаки. Хвост петуха. Хвост лошади. Хвост павлина. И т.д.

№ 9 Что где растет?

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом на.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры. Логопед начинает фразу, дети ее заканчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на ... (лугу). Орехи растут на ... (дереве). Яблоки растут на ... (яблоне). Цветы растут на ... (клумбе). Морковь растет на ... (грядке).

№ 10 Где мы были, что видели?

Цель. Учить детей составлять распространенные предложения с использованием предлогов на и в.

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры. Логопед раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания: 1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке «Лес» дети подбирают предметные картинки: грибы, ягоды, белка, еж. 2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что видел?»

Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

№ 11 Какое слово пропущено?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом с.

Оборудование: Картинки.

Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на поляну медведь ... медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» — «Вышли на поляну медведь с медвежатами». «Маша принесла корзинку... яблоками (с). Как надо правильно сказать?» — «Маша принесла корзинку с яблоками».

№ 12 Исправь ошибку

Цель. Учить детей пониманию смысла предложения.

Оборудование: Фишки.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

№ 13 Почемучка

Цель. Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры. Логопед говорит детям, что сегодня они будут «почемучками». А поэтому они будут задавать вопросы, а он будет отвечать.

Образцы вопросов: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему зимой нельзя купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему надо быть внимательным на занятии? Затем логопед задает детям вопросы, требуя употребления союза потому что.

№ 14 Закончи предложение

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры. Логопед, демонстрируя детям две картинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз ... (сладкий).

Дыня сладкая, а редька ... (горькая).

Рыба соленая, а сахар ... (сладкий).

Виноград сладкий, а лук ... (горький).

Перец горький, а мед ... (сладкий). И т.д.

№ 15 Угадай, что изменилось?

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на, под.

Оборудование: Игрушки.

Описание игры. Педагог назначает ребенка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь — под столом; домик стоял посреди стола, а теперь — под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.

№ 16 Желание

Цель: Учить детей пользоваться в речи простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже. Оборудование. Картинки, на которых изображены стакан молока, стакан чая, стакан компота, стакан кофе.

Описание игры: Логопед раздает детям картинки и начинает фразу. Дети ее заканчивают. «Я выпью стакан ...» — «... воды» И т.д. Далее дети самостоятельно выражают свои желания аналогичной фразой, опираясь на предметные картинки.

№ 17 Дополни

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на, с, из, под и различать их.

 Оборудование: Избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра).

 Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала ее кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всем рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала ее (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли (куда?) в избушку обедать».

№ 18 Ищи

Цель: Учить детей правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

№ 19 Светофор

Цель. Закрепление представлений о правилах уличного движения.

Оборудование. Три картонных кружка диаметром 15 см: зеленый, красный, желтый. Мел или палочка.

Описание игры. Перед началом игры педагог рассказывает о назначении светофора и правилах уличного движения. Затем дети разучивают стихотворение «Светофор»:

Красный — ясно, Путь

опасный.

Желтый —тоже

Подожди!

 А зеленый впереди —

Проходи!

Затем педагог мелом на полу или палочкой на земле чертит дорогу и переход. Около перехода становится водящий с кружками. Дети, стоя в шеренге по одному, несколько раз переходят дорогу туда и обратно, если водящий показывает зеленый кружок. Затем водящий поднимает красный кружок. Дети останавливаются и произносят первые две строчки стишка хором. Красный кружок сменяется желтым. В этом случае они произносят следующие две строчки стихотворения. И наконец, загорается зеленый свет. Дети произносят последние две строчки. Если кто-то из детей не успеет перейти за время произнесения последних строчек стихотворения, водящий спрашивает: «Где ты был до сих пор?» Опоздавший отвечает: «Задержал светофор».

№ 20 Колечко

Цель. Автоматизация звука ч во фразах.

Оборудование: Колечко.

Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удается выбежать, он становится водящим.

№ 21 Кино

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоска бумаги с наклеенными на нее картинками. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звуки с, з или ж, ш (например, сумка, лиса, весы, катушка, рубашка, мост, вишни, посуда, подушка, зонт, жук, еж).

Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог передвигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками).

№ 22 Оркестр

Цель: Автоматизация звуков р, р' в слогах.

Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-руру, скрипачи —ри-ри-ри, а ударники —ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на 88 которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инструменте какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме "ПИТАНИЕ"

Материал содержит 14 игр по теме "ПИТАНИЕ", в которых подробно изложены цель, материалы и ход игры. Здесь же интересный материал из истории овощей и овощных блюд....

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и увеличение словаря лексики детей дошкольного возраста происходит с помощью дидактических игр и лексических упражнений на протяжении всего процесса обучения говорения и формирования мал...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавате...

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР-III уровня речевого развития посредством пересказа сказок

Развитие связной речи – это осмысленное pазвернутое высказывание (логически сочетающихся предложений), которое обеспечивает общение и понимание людей.Она одна из главных задач детского сада.Моно...