Главные вкладки

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию
    картотека на тему

    Сухенко Татьяна Александровна

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному развитию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека развивающих игр для детей

    старшего дошкольного возраста

    Эмоциональное развитие

    https://static.tildacdn.com/tild3762-6134-4661-b431-343866623562/i_048.png

    Составила:

    педагог-психолог

    Сухенко Т.А.


    Цели:

    1. Совершенствовать опыт эмоционального реагирования путем подачи различных по интенсивности, продолжительности и новизне сенсорных стимулов, носящих в основном комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т. д.;

    2. Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения.

    Слушаем тишину

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки окружающего мира.

    Вы тихонечко постойте,

    Не кричите и не пойте.

    Вы послушайте скорей

    Шум природы и людей,

    А потом скажите мне,

    Что там слышно, в тишине?

    Педагог просит детей по очереди называть смешные или немного грустные звуки, а также звуки, вызывающие испуг, удивление и т. д.

    Цветные мыши

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог заранее раскладывает на полу обручи красного, синего и желтого цвета. Обручи служат норками для мышей. Предлагая детям «превратиться в мышек», педагог повязывает на руку каждому ребенку одну цветную ленточку (красного, синего или желтого цвета), затем читает стихи:

    Красные, синие, желтые мыши

    Около норок в салки играли.

    Странное что-то случилось с мышами:

    Желтые мышки вдруг кошками стали.

    Дети с желтыми ленточками, «став кошками», ловят мышей. Мыши в свою очередь стараются попасть в свои норки. При повторении игры «кошками» становятся другие подгруппы детей с красными, а затем с синими ленточками.

    Рисуем загадки

    Для проведения игры детей необходимо разбить на пары: одни «рисуют», проводя пальцем по спине сверстников, несложные предметы (домик, солнце, цветок и т. д.), другие пытаются их отгадать. Затем дети меняются ролями.

    Рисовать загадку можно на щеках, ладошках, коленках и т. д. Дети, которым загадывают загадки, могут закрыть глаза.

    Дождь и дождик

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в капли дождя. Читая текст, педагог акцентирует внимание детей на том, что дождь может быть очень разным.

    Вот появилась тяжелая, черная грозовая туча, и на землю медленно стал капать злой и страшный дождь.

    Педагог предлагает детям изобразить грозовой дождь.

    Вот ветер принес другую тучу, и пошел частый, моросящий, очень грустный, тоскливый дождь.

    Дети изображают «грустный», моросящий дождь.

    Однажды, в теплый летний день на землю полил веселый, шумный, озорной дождь! Он барабанил по крышам домов, как бы просил всех выглянуть в окно и порадоваться его приходу!

    Дети изображают «веселый» дождик.

    В заключение педагог предлагает нарисовать в альбомах разные «настроения» дождя: злой, грустный, веселый.

    Вариантами такой игры может служить изображение ветра, снега и т. д.

    Чувствительные растения

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог с помощью «волшебной палочки» «превращает» детей в различные растения: березу, иву, дуб, травинку, кустарник, кустик ягод и т. д. Предлагает детям передать движениями то, как реагирует то или иное растение на тихий, нежный ветерок, на сильный, холодный ветер, на ласковое солнышко, на мелкий, моросящий дождь, на сильный ливень, на крупный град, на приход темноты, на теплое, ясное утро, на первые заморозки.

    Детям предоставляется полная свобода импровизации.

    В гостях у царя зверей

    Игра проводится с подгруппой детей. Для игры выбираются «лев» и «звери». Педагог просит детей, исполняющих роли «зверей», подготовить небольшой этюд, образно передающий повадки определенного животного. Затем «звери» подходят к сидящему на стуле «льву».

    Звери. Здравствуйте, лев, царь зверей! Нужны вам работники?

    Лев. Нужны!

    Звери. Выбирайте!..

    Дети по очереди изображают различных животных. «Лев» пытается отгадать их. Первое верно угаданное «животное» становится «львом».

    Угадай-ка

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям отгадать «живые загадки», а затем тихонько, чтобы не слышали другие дети, дает одному из участников игровое задание. Ребенок выполняет его. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. Примерный перечень заданий:

    • Изобрази свирепого медведя, бегущего за Машей;

    • Изобрази, как лиса уговаривала колобка сесть ей на язычок;

    • Покажи, как расстроенный заяц бежал по тропинке в надежде, что кто-нибудь поможет ему выгнать лису из избушки;

    • Изобрази, как дул волк на соломенный домик Ниф-Нифа;

    • Покажи, как ловит комаров веселый лягушонок;

    • Покажи, как кот Леопольд шел на рыбалку.

    В дальнейшем при повторении игры задания можно усложнить, например предложить двум детям изобразить фрагмент из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: веселый Буратино убегает от злого Карабаса-Барабаса и т. д.

    Живые картинки

    Педагог заранее готовит детей к показу «живых картинок»: вместе обдумывают сюжет, позы, жесты, выражение лиц, одежду, украшения, которые будут демонстрировать.

    Перед началом игры необходимо установить возвышение типа театральной сцены и прикрепить занавес. Когда дети полностью готовы к показу той или иной «живой картины», педагог открывает занавес. Дети-зрители, рассматривая «картины», пытаются угадать их название.

    Маленький народ

    Игра проводится с подгруппой детей. Ее содержательную основу составляет стихотворение Д. Хармса. Педагог просит детей заранее обдумать, какого дядю и какую тетю они будут изображать, затем предлагает в процессе прослушивания текста разыграть небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

    Тра-та-та, тра-та-та

    Растворились ворота,

    А оттуда, из ворот,

    Вышел маленький народ.

    Один дядя – вот такой!

    Другой дядя – вот такой!

    Третий дядя – вот такой!

    А четвертый – вот такой!

    Одна тетя – вот такая!

    А вторая – вот такая!

    Третья тетя – вот такая!

    А четвертая – вот такая…

    Д. Хармс

    Маланьины дети

    Игра проводится по аналогии с предыдущей. Дети имитационными движениями передают содержание народной потешки, которую читает педагог:

    У Маланьи, у старушки,

    Жили в маленькой избушке

    Семь дочерей,

    Семь сыновей,

    Все без бровей.

    С такими глазами,

    С такими ушами,

    С такими носами,

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой…

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее глядели,

    Делали вот так…

    Воздушные шары

    Игра проводится с подгруппой детей. Педагог предлагает детям «превратиться в воздушные шары». Для этого, подходя к каждому ребенку, он имитирует процесс накачивания шаров, затем «скручивает» из каждого «шарика» различных животных (например, Саша становится лошадкой, Вика – зайцем, Оля – обезьянкой и т. д.). Педагог предлагает детям изобразить «воздушные шарики», летящие по небу, и читает стихи:

    Шарики воздушные

    По небу летят.

    Шарики воздушные

    Похожи на зверят.

    Разноцветные шары

    Очень ярки, посмотри!

    Дети стремятся передать движениями особенности формы своего шарика. При повторении игры педагог изменяет форму «шаров».

    Передай голосом

    Игра проводится индивидуально или с подгруппой детей. Педагог просит детей произносить предложения с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т. д. Например: «Кате подарили щенка», «Дети играют с мячом», «Мама увидела рисунок сына», «Мы идем в парк» и т. д.

    В мире животных

    Педагог делит детей на две команды: одна – «зрители», другая – «животные» разных стран. Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям» понаблюдать за «животными».

    Педагог. Уважаемые телезрители! Начинаем передачу «В мире животных». Давайте посмотрим, кто живет в жарких странах.

    Перед вами индийский слон. Это крупное животное, питается листьями. В жаркую погоду любит обливать себя водой из хобота. Это доставляет ему массу удовольствия. Он бережно охраняет своих детей, а когда им грозит опасность, приходит в яростное, злобное состояние.

    Ребенок из команды «животных» изображает слона: как питается, как обливается водой, как отдыхает в жаркую погоду, как заботится о своих слонятах.

    А вот обезьяна – быстрое, ловкое животное. Посмотрите, как она смело прыгает с одного дерева на другое! Большую помощь в этом ей оказывает длинный хвост. Обратите внимание на веселый, озорной нрав обезьяны. Она может рассмешить каждого, посмотрите как! Огорчает обезьяну появление хищников: тигра, пантеры и т. п. Она начинает тревожиться и старается быстро спрятаться.

    Другой ребенок изображает повадки обезьяны, способы ее передвижения и т. д.

    Таким образом представляются самые различные животные.

    Говорящие руки

    Педагог обращает внимание детей на то, что наши руки могут «без слов» сказать многое: поблагодарить, поприветствовать, выразить недовольство, любовь и т. д. Далее педагог просит детей с помощью жестов изобразить радость, обиду, удивление, гнев, усталость и т. д.

    При повторении игры можно предложить одному ребенку руками сообщить какую-нибудь информацию. Остальные дети будут пытаться отгадать, что он хотел сказать.

    Сурдопереводчики

    Игра проводится по аналогии с предыдущей: одна команда детей – «зрители», другая – «артисты». Педагог в роли ведущего телевизионной передачи предлагает «зрителям», которые «ничего не слышат», зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики, послушать сказки, загадки, стихи. «Артисты» передают движениями содержание текста. Для этого лучше использовать несложные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т. д.) или загадки. Вот примеры загадок.

    1. Очень много силы в нем,

    Ростом он почти что с дом.

    У него огромный нос,

    Будто нос лет двести рос. (Слон.)

    2. Гладишь – ласкается,

    Дразнишь – кусается,

    На цепи сидит,

    Дом сторожит. (Собака.)

    3. Летом ходит без дороги

    Среди сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос. (Медведь.)

    4. Идет, иглы на себе несет.

    Чуть кто подойдет,

    Свернется в клубок –

    Ни головы, ни ног. (Еж.)

    5. Они в поле полетели,

    Зажужжали, загудели.

    Сели на цветы,

    Домой меда принесли. (Пчелы.)

    6. Я орешки грызу,

    На деревьях живу.

    В лесу резвлюсь,

    Детей не боюсь! (Белка.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

    Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

    Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста

    Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается....

    Картотека развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста

    Игры направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение....

    Картотека развивающих прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Зима.

    Уникальность настоящей картотеки состоит в возможности не только оздоровить детей во время запланированных прогулок, но и обогатить новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет ...