Самообразование. "Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи".
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Кузнецова Галина Валерьевна

 Работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon самообразование79 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по  образованию администрации городского округа

 «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский  сад №105

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема:  Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи.

Воспитатель: Кузнецова Галина Валерьевна

 

                                                         

    Тема:  Обучение пересказу, как способ формирования связанной речи.

Актуальность темы:  

   Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

  Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при    поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

  Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

  Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

 

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

    Задачи:  - совершенствовать диалогическую форму речи;

            - развивать монологическую форму речи;

            - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

            - учить (по плану и образцы)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять    рассказ   по картинкам с    последовательно развивающими  событиями;

            - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

                                               ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН:

 

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

    Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связанной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Репка»

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь-декабрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапия: «Маша и три медведя ».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Показ детей в группе, по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Февраль

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Составление загадок.

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Кот, петух и лиса», «Репка».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной

направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Кот, петух и лиса» перед родителями.

Список использованной литературы:

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с1986.

2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа.  Учебно–методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

7. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи:  Занятия, игры, мониторинг.  Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

                                           

                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связанной речи по серии картин

Через содержание данного занятия решаются следующие образовательные задачи:- усваиваются правила поведения в общественном транспорте;- усваиваются правила уличного движения;- закрепляется лексик...

Пересказ как способ формирования связной речи

Консультация для воспитателей...

Роль установления последовательности событий в формировании связанной речи

Роль установления последовательности событий в формировании связанной речи...

План работы по самообразованию "Обучение дошкольников пересказу".

В основу своей работы я взяла произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. Кроме того, природа является важной частью...

Формирование связанной речи в группе ОНР

Основная задача коррекционной работы педагогов – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Преодоление имеющихся у детей дефектов речевого разви...

Проект «Формирование связанной речи у детей раннего возраста через экологическое воспитание»

Формировать у детей представления о птицах, как о живых существах в природе...

Самообразование"театр как средство формирования связанной речи дошкольников"

Цель:        Развитие речи детей в театральной деятельности.Задачи:       Активизировать и обогащать словарный запас детей.       Развивать ...