Итоговое интегрированное занятие по обучению грамоте - лепке в подготовительной группе "В гостях у царицы Грамматики"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Артемьева Людмила Викторовна

Цель: закреплять навык чтения слогов и слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir_zanyatie.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 16»

Итоговое интегрированное занятие по обучению грамоте -  лепке в подготовительной  группе.

Тема: "В гостях у царицы Грамматики"

Подготовила:

Артемьева Л.В.

Саранск, 2021

Программное содержание:

Образовательные цели:

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»;   игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Придумано кем -  то просто и мудро:

При встречи здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро: солнцу и птицам!»

«Доброе утро: улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро продлится до вечера!

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Воспитатель: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве.  Дорогу дальше нам укажут ваши знания.

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

А вот и первый лепесток с заданием. Чтобы нам выполнить задание нужно пройти за столы.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети рисуют   звуковую  схему на замке,  если они ее оформляют правильно, то замок открывается.

(Зонт, пила, рюкзак).

Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Второй лепесток.

 «Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

 Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

У царицы Грамматики

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом весна! 

 1. |___                     

2. |___      ___  .

3. |___      ___   ___  .

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)

Какие предложения можно составить по этим схемам? (Дети придумывают предложения).

Физминутка: 

В старом дереве дупло.

Это домик буквы О.

(Дети делают круговые движения руками.)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У.

(Садятся на корточки.)

В гости к ним издалека

Прибежала буква А.

(Бегут на месте.)

Прилетела   буква Я

На спине у воробья.

(Машут руками, как крыльями.)

Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут отдохнут,

То опять плясать начнут.

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое перед вами интересное дерево, вместо листьев – слова, а слова непростые, а заколдованные.

Четвертый лепесток.

Игра «Поменяй слоги местами»

Вы слоги местами поменяйте

И слова прочитайте.

Роза, кони, ваза, лапы, шуба, зима, лето, сани, поля, роса, сало, мука.

Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

 Воспитатель:  Чтобы продолжить путешествие нужно пройти за столы.

Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

https://urok.1sept.ru/articles/628784/f_clip_image010.jpg

Воспитатель: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Дети идут в школу.

Коля ловит рыбу.

Воробей сидит на ветке.

Воспитатель. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

https://urok.1sept.ru/articles/628784/f_clip_image014.jpg

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам вылепить первую букву вашего имени. (Дети произносят первую букву своего имени и приступают к лепке)

Пальчиковая гимнастика:

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

(Деятельность детей)

Работы выставляются на выставку.

  IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Сегодня вы показали блестящие знания, тем самым оказали помощь царице Грамматики. Ваша дружба спасла жителей этой страны.  

Что для вас сегодня было самым трудным? Что было самым легким?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с участием родителей.

Участие родителей в занятии позволяет им увидеть успехи своих детей и самим поучаствовать в педагогическом процессе, оценить готовность своего ребенка к школе....

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков»

Конспект итогового интегрированного  занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе детского сада...

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема: «Знакомство с инопланетянами».

Конспект итогового, интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи. Подготовительная группа. Тема:  «Знакомство с инопланетянами».Воспитатель: Ефименко Е.Д.Программное с...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "В гостях у царицы Грамматики"

Обобщить у детей знания полученные ранее. Создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности....

Итоговое интегрированное занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

В итоговом занятии по обучению грамоте  представлен итог  работы логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (3 уровень)....