ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorusha.docx | 125.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №3»
Принято на заседании педагогического Совета № от «__»_____________2021г. Протокол № от «__» ___________2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующей МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» _____________________И.Г. Иванова «__» ______________2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Говоруша»
(речевое развитие)
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
воспитатель Ермайкина И.П.
г.о.Саранск
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Учебно-тематический план | 10 |
4 | Содержание программы | 12 |
5 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 31 |
6 | Список литературы | 33 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая программа) «Сказки веселого язычка» |
Руководитель программы | Ермайкина Инна Петровна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8 |
Цель программы | Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий. |
Направленность программы | Речевое развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | К концу обучения воспитанники должны уметь: -уметь выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов; -уметь составлять простые распространенные предложения; -уметь вести диалог, уметь самостоятельно задать вопрос; -знать что такое «звук», «гласные звуки»; -знать что такое «согласный звук»; -уметь читать прямые и обратные слоги; -знать звуки и буквы «П», «Т», «К», «О», «Э», «Ы», «М» ,«У», «А», «И»; -уметь дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»; |
Пояснительная записка
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается:
- во введении в содержание программы новых лексических тем;
- во внедрении инновационных технологий: нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка, занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми элементами), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы;
- здоровье сберегающих технологий: мимическая, дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
Уже в средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке, а такого быть не должно.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его речи, мыслительной деятельности и умственной активности.
Педагогическая целесообразность программы: состоит в том, что занимающиеся дети на занятиях по развитию речи, приобретают:
- знания, умения и навыки речевого развития, направленные на улучшение речи детей;
- навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость, общительность и др.);
уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.
Цель программы: – совершенствовать звуковую сторону речи детей 5-6лет, активизация словарного запаса и формирование грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;
- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;
- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;
- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;
- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.
Развивающие:
- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции воспитателя;
- развивать коммуникативные качества;
- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;
- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).
- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.
Воспитательные:
- воспитывать нормы поведения на занятиях;
- содействовать социальной адаптации воспитанников;
- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Связь обучения с жизнью.
5. Систематичность занятий.
6. Доступность материала.
7. Повторность материала.
8. Разнообразие техник по развитию речи.
Специфические принципы: обусловленные особенностями речевой деятельности детей.
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.
3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.
7. Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения
Формы и содержание занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь учебно-практический материал разделён на три блока: «Расширение и активизация словаря», «Обучение словоизменению», «Формирование правильного построения фразы», Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 25 мин (с октября по май включительно).
Форма организации детей: фронтальная.
Основной формой работы в образовательных областях адаптированной Основной образовательной программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. В связи с этим, все развивающие групповые занятия, являются интегрированными. В соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Ожидаемые результаты детей: К концу обучения воспитанники должны понимать:
• Обобщающие слова (овощи, фрукты, квартира, животные и птицы холодных стран и их детеныши и птенцы, дикие животные, профессии, транспорт);
• прилагательные с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-;
- образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-,
-НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.;
- понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- уметь выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
- уметь составлять простые распространенные предложения;
- уметь вести диалог, уметь самостоятельно задать вопрос;
- знать что такое «звук», «гласные звуки»;
- Знать что такое «согласный звук»;
- уметь читать прямые и обратные слоги;
- знать звуки и буквы «П», «Т», «К», «О», «Э», «Ы», «М» ,«У», «А», «И»;
- уметь дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»;
Формы подведения итогов:
1. Проведение открытого мероприятия;
2. Проведение консультаций среди родителей.
3. Мониторинг?
Методы, приёмы и содержание обучения
- Создание игровой ситуации
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные упражнения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Педагогическая диагностика
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование блоков и тем | Количество часов | |||
Всего | |||||
Количество занятий | мин | Теория | Практика | ||
I Блок « Расширение и активизация словаря» | 10 | 250 | 50 | 200 | |
1 | «Ряд» | 1 | 25 | 5 | 20 |
2 | «Звуки вокруг нас» | 1 | 25 | 5 | 20 |
3 | «Звук и букваУ» | 1 | 25 | 5 | 20 |
4 | «Звук и буква А» | 1 | 25 | 5 | 20 |
5 | «Овощи. Словоизменение. Словообразование» | 1 | 25 | 5 | 20 |
6 | «Звук А и буква А (продолжение)» | 1 | 25 | 5 | 20 |
7 | «звук «А», звук «У»» | 1 | 25 | 5 | 20 |
8 | «Фрукты. Распространённые предложения». | 1 | 25 | 5 | 20 |
9 | «Звук и буква И» | 1 | 25 | 5 | 20 |
10 | «Звук и буква И ( продолжение)» | 1 | 25 | 5 | 20 |
II Блок «Обучение словоизменению» | 13 | 325 | 65 | 260 | |
1 | «Дикие животные. Предлоги В, ИЗ» | 1 | 25 | 5 | 20 |
2 | «Звук и буква Э» | 2 | 25 | 5 | 20 |
3 | «Звук и буква О» | 1 | 25 | 5 | 20 |
4 | «Зимние забавы» | 1 | 25 | 5 | 20 |
5 | «Звук “О” в конце слова» | 1 | 25 | 5 | 20 |
6 | «Звук “О” в середине слова | 1 | 25 | 5 | 20 |
7 | «Звуки и буквы О, У» | 1 | 25 | 5 | 20 |
8 | «Звук и буква М» | 2 | 25 | 5 | 20 |
9 | «Звук и буква Ы» | 1 | 25 | 5 | 20 |
10 | «Звуки и буквы И и Ы» | 1 | 25 | 5 | 20 |
11 | «Снеговик» | 1 | 25 | 5 | 20 |
III Блок «Формирование правильного построения фразы» | 13 | 325 | 65 | 260 | |
1 | «Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы» | 1 | 25 | 5 | 20 |
2 | «Звук и буква П» | 1 | 25 | 5 | 20 |
3 | «Звук и буква Т» | 2 | 25 | 5 | 20 |
4 | «Звук и буква К» | 1 | 25 | 5 | 20 |
5 | «Звуки и буквы К-Т» | 2 | 25 | 5 | 20 |
6 | «День победы» | 1 | 25 | 5 | 20 |
7 | «Профессии» | 1 | 25 | 5 | 20 |
8 | «Транспорт и его части» | 1 | 25 | 5 | 20 |
9 | «Транспорт. Профессии на транспорте» | 1 | 25 | 5 | 20 |
10 | «Квартира» | 1 | 25 | 5 | 20 |
11 | «Лето, цветы, насекомые» | 1 | 25 | 5 | 20 |
Итого: | 36 | 900 | 180 | 720 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
1 | «Ряд» | 1 | -Формировать понятие «ряд», умение определять его середину начало конец; -Развивать навыки физиологического дыхания; -Развивать внимание, зрительную и слуховую память. Упражнение «Расположи картинки в ряд». Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком». Игра « Построим ряд» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
2 | «Звуки вокруг нас» | 1 | - Формировать слуховое восприятие. -Формировать обобщающие понятия «музыкальные инструменты», «музыканты». -Формировать навыки словообразования. -Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память. -Воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя. Игра « Что мы слышим?». Игра « Минутка тишины». Игра « Угадай что звучит?». Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком». Игра « Ветерок». Упражнение «Кто на чем играет?». Игра Сыграй как я».. | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
3 | «Звук и буква У» | 1 | -Познакомить со звуком и буквой У. -Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». -Учить ориентироваться в схеме своего тела. -Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику, просодическую сторону речи. Игра «Фея в гости к нам пришла». Упражнение «Подними символ, когда услышишь звук „У"». Физкультминутка. Игра «Ветер». Игра «Какой звук?». Упражнение «Буква У». Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
4 | «Звук и буква А» | 1 | -Учить ориентироваться относительно своего тела. -Познакомить со звуком и буквой А. -Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». -Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией. -Формировать навыки звукового анализа. -Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику. Упражнение «Знакомство со звуком „А"». Упражнение «Долго — коротко, тихо - громко». Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно». Физкультминутка Упражнение «Где звук «А»? Упражнение «Знакомство с буквой А». Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
5 | «Овощи. Словоизменение. Словообразование» | 1 | -Закрепить обобщающее понятие «овощи». -Учить правильно согласовывать числительные 1-5 с существительными. -Учить образовывать относительные прилагательные от существительных в мужском, женском и среднем роде. -Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Игра «Помоги Незнайке». Игра «Незнайкины покупки». Физкультминутка «Дети водят хоровод» Игра «Готовим обед». Упражнение «Какой? Какое?». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
6 | «Звук А и Буква А продолжение» | 1 | -Учить ориентироваться относительно своего тела. -Закрепить понятия «звук», «гласный звук». -Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова). -Закрепить зрительный образ буквы А. -Формировать графические навыки. -Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику. -Упражнение «Звук «А». Игра «Запомни, назови» Физкультминутка. Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок Игра «Мастерская букв». Игра «Найди букву». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
7 | «Звук ”A” и звук”У”» | 1 | -Закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», образ букв А, У. -Формировать понятие «гласный звук». -Формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА». -Формировать графические навыки. -Развивать общую и артикуляторную моторику, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание. Игра «Где Аня? Где Уля?». Артикуляционная гимнастика перед зеркалами: «Ворота»; «Грустно». Упражнение «Звуки ,,А", „У"». Физкультминутка. Упражнение «Угадай, сколько звуков?». Игра «Составь вместе». Упражнение «Прочитай .Игра «Поправь Незнайку». Упражнение «Пишем воздушные буквы». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
8 | «Фрукты. Распространённые предложения» | 1 | -Закреплять умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему. -Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. -Учить распространять предложения прилагательными с опорой на картинно-графическую схему. -Развивать внимание, память, диалогическую речь. .Упражнение «Подумай и ответь». Игра «Чудесный мешочек». Упражнение «Рассказываем о фруктах». Физкультминутка Игра «Магазин». Упражнение «Что у тебя?». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
9 | «Звук и буква И» | 1 | - Познакомить со звуком и буквой И. -Закрепить понятие «гласный звук». -Учить произносить звук «И» длительно, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. -Учить ориентироваться относительно своего тела. -Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, общую и артикуляторную моторику. Упражнение «Какой звук?». . Игра «Новый звук». Упражнение «Гласный звук „И» Игра «Будь внимательным». Физкультминутка. Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?». .Игра «Вспомни и назови». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
10 | «Звук и буква И (продолжение)» | 1 | -Учить ориентироваться на листе бумаги. -Закрепить понятия «звук „И"», «гласный звук». -Закрепить зрительный образ буквы И. -Учить выделять звук «И» из начала слова. -Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику, графические навыки Игра «Задания феи Фонетики». Игра «Запомни, назови». Физкультминутка | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
11 | «Дикие животные. Предлоги В, ИЗ» | 1 | -Расширять словарь по теме. -Учить правильно употреблять предлоги В, ИЗ, составлять предложения по картинно-графическим схемам. -Развивать элементы диалогической речи. -Закрепить обобщающее понятие «дикие животные». -Развивать внимание, память, мышление. .Игра «Как живешь? Как ты зиму проведешь?». Игра «Кому какой дом?». Физкультминутка .Упражнение «Кто где? Кто откуда?». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
12 | «Звук и буква Э» | 2 | -Познакомить со звуком и буквой Э. -Учить произносить звук правильно и длительно. -Закрепить понятие «гласный звук». -Учить выделять звук «Э» из начала слова. -Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги. -Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, речевое дыхание. Игра «Письмо от феи Фонетики». Упражнение «Новый звук». Упражнение «Звук „Э"». Физкультминутка «Плясовая». Упражнение «Знакомство с буквой Э». Игра «Чудесный мешочек». .Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
13 | «Звук и буква О» | 1 | -Познакомить со звуком и буквой О. -Закрепить понятие «гласный звук». -Учить произносить звук «О» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. -Учить ориентироваться на листе бумаги, формировать графические навыки. -Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику. .Упражнение «Подумай и ответь». Упражнение «Рассказ феи Фонетики» Упражнение «Новый звук». .Упражнение «Гласный звук „О"». Игра «Будь внимательным». Физкультминутка. Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?». Игра «Мастерская букв». Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
14 | «Зимние забавы» | 2 | -Повторить признаки зимы. -Учить согласовывать прилагательные с существительными. -Закрепить умение пользоваться изученными предлогами. -Развивать внимание, память, мышление. -Активизировать словарь по теме. -Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам. -Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану. -Развивать внимание, память, воображение. Упражнение «Подумай и скажи». Упражнение «Посмотри, послушай и ответь». . Физкультминутка «Ровным кругом». Упражнение «Послушай, перескажи, придумай рассказ сам(а)». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
15 | «Звук О в конце слова» | 1 | -Закрепить понятие «гласный звук». -Закрепить умение выделять звук «О» в начале слова. -Учить выделять звук «О» в конце слова. -Развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Упражнение «Звук „О"». Игра «Составь вместе». Упражнение «Какой звук последний?». Упражнение «Где слышится звук „О"?». Физкультминутка Упражнение «Посмотри и назови». .Игра «Найди пару». Игра «Найди свою команду | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
16 | «Звук О в середине слова» | 1 | -Закрепить понятие «гласный звук». -Учить выделять звук «О» в середине слова. -Закрепить умение выделять звук «О» в начале и в конце слова. -Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мелкую моторику. -Формировать графические навыки. Упражнение «Где звук?». Игра «Живые звуки». Игра «Помоги Буратино». Физкультминутка Игра «Звуковой поезд». Упражнение «Задания феи Графики». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
17 | «Звуки и буквы О, У» | 2 | - Закрепить понятие «гласный звук». -Учить выделять звук «О» («У») из начала, середины и конца слова. -Закрепить зрительные образы букв О, У. -Формировать графические навыки. -Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику. Упражнение «Звуки „О", „У"». Упражнение «Подарки Оли и Ули». Игра «Найди свою команду». Упражнение «Где звук „О", где звук „У"?». Физкультминутка Упражнение «Составь вместе». Игра «Чудесный мешочек». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
18 | «Звук и буква М» | 2 | -Учить произносить звук «М», выделять его среди других звуков в слогах и словах. -Закрепить понятие «гласные звуки». -Формировать понятие «согласный звук». -Формировать различение понятий «звук» - «буква». -Развивать фонематическое восприятие, память, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки. Упражнение «Гласные звуки». Упражнение «Рассказ феи Фонетики». .Упражнение «Какой звук?». Игра «Произнеси ,,М», когда увидишь символ». Упражнение «Где слышится звук „М"?». Физкультминутка «Бегу - мычу, присяду - молчу». Игра «Поправь Незнайку». Упражнение «Буква М». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
19 | «Звук и буква Ы» | 1 | -Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах И словах. -Формировать понятие «гласный звук». -Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова. -Учить образовывать множественное число существительных При помощи звука «Ы». -Познакомить с буквой Ы. -Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки. Упражнение «Медведь». Упражнение «Звук „Ы"». Игра «Повтори, не ошибись». Упражнение «Где звук „Ы"?». Упражнение «Множественное число». Физкультминутка. Упражнение «Буква Ы». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
20 | «Звуки и буквы И и Ы» | 1 | -Учить дифференцировать звуки и буквы И - Ы. -Формировать умение образовывать существительные множественного числа при помощи звуков «Ы» — «И». -Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ. -Формировать графические навыки. -Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие. Упражнение «Звуки „Ы" — „И"». .Игра «Повтори, не ошибись». Упражнение «Скажи во множественном числе». Физкультминутка. Упражнение «Найди свой домик». .Упражнение «Живые звуки». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
21 | «Снеговик» | 1 | -Закрепить знания о признаках зимы. -Учить составлять описательные рассказы. -Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными. -Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Игра «Отгадай-ка». . Упражнение «Чем похожи — непохожи?». Физкультминутка. Игра «Поправь Незнайку». Упражнение «Поиграем — посчитаем» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
22 | «Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы» | 1 | -Учить составлять описательные рассказы. -Познакомить с профессией зверолова. -Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. 4.Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Упражнение «Кого мы видели в холодных странах?». Упражнение «Кого сколько?». Физкультминутка «Море волнуется» Игра «Отгадай-ка». Упражнение «Расскажи, кто еще живет в зоопарке». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
23 | «Звук и буква П» | 1 | -Познакомить со звуком и буквой П, учить выделять звук ИЗ начала слова. -Формировать понятие «согласный звук». -Активизировать звук в слогах, словах, предложениях. -Формировать графические навыки. -Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику. Упражнение «В гостях у феи Фонетики». Упражнение «Звук „П"». Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно» Упражнение «Вспомни и скажи». Упражнение «Подарки феи Фонетики». Физкультминутка. Упражнение «Помоги Полине и Паше». Игра «Отгадай-ка». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
24 | «Звук и буква Т» | 2 | - Закрепить изученные звуки и буквы. -Познакомить со звуком и буквой Т. -Учить выделять звук «Т» из начала слова. -Формировать понятие «согласный звук». -Активизировать звук в слогах, словах, предложениях. -.Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки. Упражнение «Новый звук». Игра «Кто внимательнее?». Физкультминутка. Упражнение «Буква Т». Игра «Отгадай-ка» | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
25 | «Звук и буква К» | 2 | -Закрепить изученные звуки и буквы. -Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук из начала, конца и середины слова. -Формировать понятие «согласный звук». -Активизировать звук в слогах, словах, словосочетаниях. -Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными. -Учить звукобуквенному анализу и синтезу. -Учить читать слова типа «ком», «мука». Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки Упражнение «Гласные и согласные». Игра «Повтори, не ошибись». Игра «Звуковой поезд». Игра «Волшебники». Упражнение «Буква К». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
26 | «Звуки и буквы К -Т» | 2 | -Учить дифференцировать звуки и буквы К — Т. -Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях. -Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. -Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. -Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие. .Упражнение «Звуки „К" - „Т"». Игра «Повтори, не ошибись». Упражнение «Где какой звук?». Упражнение «Повтори чистоговорку Физкультминутка «Карусель». Упражнение «Мастерская слов». Упражнение «Найди букву». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
27 | «День победы» | 1 | -Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы. -Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за страну, уважение к ветеранам. Рассказ «День Победы»: Беседа по картинкам Чтение стихотворений о Победе | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
28 | «Профессии» | 1 | -Закрепить и активизировать словарь по теме. -Закрепить понятие «профессия». -Формировать связную речь. -Развивать внимание, память, мышление. Упражнение «Покажи и назови». Упражнение «Кто что делает?». Упражнение «Кем быть?». Физкультминутка. Упражнение «Посмотри, подумай и скажи». .Упражнение «Что лишнее?». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
29 | «Транспорт и его части» | 1 | -Расширить и активизировать словарь по теме. -Учить префиксальному способу образования глаголов. -Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. -Формировать умение правильно употреблять простые предлоги. -Развивать внимание, память, мышление, связную речь. Упражнение «Посмотри и угадай». Упражнение «Покажи и назови». Упражнение «Чего не хватает?». Физкультминутка Упражнение «Где чего много?». Упражнение «Ехали мы, ехали...». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
30 | «Транспорт. Профессии на транспорте» | 1 | -Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте. -Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. -Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт). -Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога. -Развивать внимание, память, мышление. Упражнение «Покажи и назови». Физкультминутка «Уличное движение». Упражнение «Кто чем управляет?». .Упражнение «Найди пару». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
31 | «Квартира» | 1 | -Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. -Учить образовывать сложные слова типа «двухкомнатная». -Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и простые распространенные предложения с однородными членами. -Развивать внимание, память, мышление. .Упражнение «Посмотри и назови». Упражнение «Мастерская слов». Упражнение «Почемучка». . Физкультминутка. Игра «Моя квартира». | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
32 | «Лето. Цветы, насекомые» | 1 | -Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. -Закрепить правильное употребление предлогов. -Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. -Развивать внимание, память, мышление. Игра «Отгадай-ка». Игра «На лугу». Игра «Садовники». Физкультминутка Работа над рассказом по сюжетной картинке. | Беседа Объяснение Практическая работа | Групповое занятие |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.
В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы,)
Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание проблемных оментов)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективный: организация взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Групповой - организация работы малыми группами.
Для успешной реализации программы «Сказки веселого язычка» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок для размещения образцов и дидактических материалов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мольберт, пробковая доска;
Материалы: игрушки, пластилин, книги, распечатанные материалы, предметные карточки, картон и цветная бумага, массажер суджок
Дидактический материал: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды..
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией в развитие речи детей. Все занятия направлены на постепенное освоение детьми разных речевых материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме.
Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, рассказы.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,
настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия
взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).
ЛИТЕРАТУРА
- Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. ШуйскаяСпб. 2000
- Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
- Георге Виреу «Веселая азбука»
- Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
- Логопедические занятия с детьми раннего возраста. Е.Янушко. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
- Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.
- Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
- Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша»
Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)
Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной памяти, мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...