ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ермайкина Инна Петровна

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorusha.docx125.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №3»

Принято

на заседании педагогического

Совета №    от «__»_____________2021г.

Протокол №  от «__»  ___________2021г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующей МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

_____________________И.Г. Иванова

«__» ______________2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Говоруша»

(речевое развитие)

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

воспитатель  Ермайкина И.П.

г.о.Саранск

Содержание

1

Паспорт  программы

3

2

Пояснительная записка

4

3

Учебно-тематический план

10

4

Содержание программы

12

5

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

31

6

Список литературы

33

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая программа) «Сказки веселого язычка»

Руководитель программы

Ермайкина Инна Петровна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3»

Адрес организации исполнителя

г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8

Цель программы

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий.

Направленность программы

Речевое развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная  

дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

К концу обучения воспитанники должны уметь:

-уметь выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

-уметь  составлять простые распространенные предложения;

-уметь вести диалог, уметь самостоятельно задать вопрос;

-знать что такое «звук», «гласные звуки»;10u1q3e4yaja2sdu7

-знать что такое «согласный звук»;

-уметь читать прямые и обратные слоги;

-знать звуки и буквы «П», «Т», «К», «О», «Э», «Ы», «М» ,«У», «А», «И»;

-уметь дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»;

Пояснительная записка

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи. Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков и слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Новизна программы

Новизна данной программы заключается:

  • во введении в содержание программы новых лексических тем;
  • во внедрении инновационных технологий: нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка, занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми элементами), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой атмосферы;
  • здоровье сберегающих технологий: мимическая, дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Актуальность программы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.

Уже в средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке, а такого быть не должно.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.

Отличительной особенностью данной программы является то, что лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его речи, мыслительной деятельности и умственной активности.

Педагогическая целесообразность программы: состоит в том, что занимающиеся дети на занятиях по развитию речи, приобретают:

- знания, умения и навыки речевого развития, направленные на улучшение речи детей;

- навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость, общительность и др.);

уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.

Цель программы: – совершенствовать звуковую сторону речи детей 5-6лет, активизация словарного запаса и формирование грамматического строя речи, посредством игровых технологий.

Задачи: 

Обучающие:

- познакомить с правильным произношением звуков русского языка;

- уточнять и расширять знания детей по лексическим темам;

- сформировать правильное употребление грамматического строя речи;

- сформировать навыки фонематических процессов: представление, восприятия, анализ и синтез;

- сформировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей.

Развивающие: 

- формировать начальные навыки, умения формулировать и удерживать учебную задачу, следуя инструкции воспитателя;

- развивать коммуникативные качества;

- развивать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику, речевое дыхание;

- развивать неречевые психические функции (память, мышление, внимание).

- развивать познавательный интерес к окружающему миру и к красоте грамотно звучащей речи.

Воспитательные:

- воспитывать нормы поведения на занятиях;

- содействовать социальной адаптации воспитанников;

- воспитывать терпение, аккуратность, внимательность в беседе, уважение к собеседнику.

Принципы построения программы:

1.        От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2.        Принцип наглядности.

3.        Принцип индивидуализации.

4.        Связь обучения с жизнью.

5.        Систематичность занятий.

6.        Доступность материала.

7.        Повторность материала.

8.        Разнообразие техник по развитию речи.

Специфические принципы: обусловленные особенностями речевой деятельности детей.

1.        Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

2.        Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

3.        Принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

4.        Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.

5.        Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.

6.        Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения.

7.    Принцип обеспечения активной речевой практики. Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения

Формы и содержание занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения. Весь учебно-практический материал разделён на три блока: «Расширение и активизация  словаря», «Обучение словоизменению», «Формирование правильного построения фразы», Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 25 мин (с октября по май включительно).

Форма организации детей: фронтальная.

Основной формой работы в образовательных областях адаптированной Основной образовательной программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. В связи с этим, все развивающие групповые занятия, являются интегрированными. В соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Ожидаемые результаты детей: К концу обучения воспитанники должны понимать:

• Обобщающие слова (овощи, фрукты, квартира, животные и птицы  холодных стран и их детеныши и птенцы, дикие животные, профессии, транспорт);

• прилагательные с уменьшительными суффиксами -ЕНЬК-, -ОНЬК-;

  • образование существительных с суффиксами -ИК-, -ИШК-, -ИЩ-, 10j13zbyyn4kvu2q7

-НИК-, -НИЦА-, -ОНК-, -ЕНК- и др.;

  • понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • уметь выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;
  • уметь  составлять простые распространенные предложения;
  • уметь вести диалог, уметь самостоятельно задать вопрос;
  • знать что такое «звук», «гласные звуки»;10u1q3e4yaja2sdu7
  • Знать что такое «согласный звук»;
  • уметь читать прямые и обратные слоги;
  • знать звуки и буквы «П», «Т», «К», «О», «Э», «Ы», «М» ,«У», «А», «И»;
  • уметь дифференцировать на слух и в речи звуки «И» — «Ы», «Т» — «К»;

Формы подведения итогов:

1. Проведение открытого мероприятия;

2. Проведение консультаций среди родителей.

3. Мониторинг?

Методы, приёмы и содержание обучения

  • Создание игровой ситуации
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Педагогическая диагностика

Учебно – тематический план.

 

№ п/п

Наименование блоков и тем

Количество часов

Всего

Количество занятий

мин

Теория

Практика

I Блок « Расширение и активизация словаря»

10

250

50

200

1

«Ряд»

1

25

5

20

2

«Звуки вокруг нас»

1

25

5

20

3

«Звук и букваУ»

1

25

5

20

4

«Звук и буква А»

1

25

5

20

5

«Овощи. Словоизменение. Словообразование»

1

25

5

20

6

«Звук А и буква А (продолжение)»

1

25

5

20

7

«звук «А», звук «У»»

1

25

5

20

8

«Фрукты. Распространённые предложения».

1

25

5

20

9

«Звук и буква И»

1

25

5

20

10

«Звук и буква И ( продолжение)»

1

25

5

20

II Блок «Обучение словоизменению»

13

325

65

260

1

«Дикие животные. Предлоги В, ИЗ»

1

25

5

20

2

«Звук и буква Э»

2

25

5

20

3

«Звук и буква О»

1

25

5

20

4

«Зимние забавы»

1

25

5

20

5

«Звук “О” в конце слова»

1

25

5

20

6

«Звук “О” в середине слова

1

25

5

20

7

«Звуки и буквы О, У»

1

25

5

20

8

«Звук и буква М»

2

25

5

20

9

«Звук и буква Ы»

1

25

5

20

10

«Звуки и буквы И и Ы»

1

25

5

20

11

«Снеговик»

1

25

5

20

III Блок «Формирование правильного построения фразы»

13

325

65

260

1

«Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы»

1

25

5

20

2

«Звук и буква П»

1

25

5

20

3

«Звук и буква Т»

2

25

5

20

4

«Звук и буква К»

1

25

5

20

5

«Звуки и буквы К-Т»

2

25

5

20

6

«День победы»

1

25

5

20

7

«Профессии»

1

25

5

20

8

«Транспорт и его части»

1

25

5

20

9

«Транспорт. Профессии на транспорте»

1

25

5

20

10

«Квартира»

1

25

5

20

11

«Лето, цветы, насекомые»

1

25

5

20

Итого:

36

900

180

720

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Содержание

Методы обучения

Формы работы

1

«Ряд»

1

-Формировать понятие «ряд», умение определять его середину начало конец;

-Развивать навыки физиологического дыхания;

-Развивать внимание, зрительную и слуховую память.

Упражнение «Расположи картинки в ряд».

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Игра « Построим ряд»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

2

«Звуки вокруг нас»

1

- Формировать слуховое восприятие.

-Формировать обобщающие понятия «музыкальные инструменты», «музыканты».

-Формировать навыки словообразования.

-Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч, выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память.

-Воспитывать умение вслушиваться в речь воспитателя.

Игра « Что мы слышим?».

Игра « Минутка тишины».

Игра « Угадай что звучит?».

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Игра « Ветерок».

Упражнение «Кто на чем играет?».

Игра Сыграй как я»..

 Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

3

«Звук и буква У»

1

-Познакомить со звуком и буквой У.

-Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».

-Учить ориентироваться в схеме своего тела.

-Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику, просодическую сторону речи.

Игра «Фея в гости к нам пришла».

Упражнение «Подними символ, когда услышишь звук „У"».

Физкультминутка. Игра «Ветер».

Игра «Какой звук?».

Упражнение «Буква У».

Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

4

«Звук и буква А»

1

-Учить ориентироваться относительно своего тела.

-Познакомить со звуком и буквой А.

-Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква».1t0j1v3cp4gvrc2b7

-Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией.

-Формировать навыки звукового анализа.

-Развивать внимание, память, общую и артикуляторную моторику.

Упражнение «Знакомство со звуком „А"».

Упражнение «Долго — коротко, тихо - громко».

Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

Физкультминутка

Упражнение «Где звук «А»?

Упражнение «Знакомство с буквой А».

Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

5

 «Овощи. Словоизменение. Словообразование»

1

-Закрепить обобщающее понятие «овощи».

-Учить правильно согласовывать числительные 1-5 с существительными.1inb0eh13ku4tj2e7

-Учить образовывать относительные прилагательные от существительных в мужском, женском и среднем роде.

-Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание.

Игра «Помоги Незнайке».

Игра «Незнайкины покупки».

Физкультминутка «Дети водят хоровод»

Игра «Готовим обед».

Упражнение «Какой? Какое?».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

6

 «Звук А и Буква А продолжение»

1

-Учить ориентироваться относительно своего тела.

-Закрепить понятия «звук», «гласный звук».

-Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова).

-Закрепить зрительный образ буквы А.

-Формировать графические навыки.

-Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику.1kz0ai1ddiv3c4m27

-Упражнение «Звук «А».

Игра «Запомни, назови»

Физкультминутка.

Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок

Игра «Мастерская букв».

Игра «Найди букву».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

7

«Звук ”A” и звук”У”»

1

-Закрепить правильное произнесение звуков «А», «У», образ букв А, У.

-Формировать понятие «гласный звук».10en1b3gjm42bchz7

-Формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний «АУ», «УА».

-Формировать графические навыки.

-Развивать общую и артикуляторную моторику, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.

Игра «Где Аня? Где Уля?».

Артикуляционная гимнастика перед зеркалами: «Ворота»; «Грустно».

Упражнение «Звуки ,,А", „У"».

Физкультминутка.

Упражнение «Угадай, сколько звуков?».

Игра «Составь вместе».

Упражнение «Прочитай

.Игра «Поправь Незнайку».

Упражнение «Пишем воздушные буквы».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

8

«Фрукты. Распространённые предложения»

1

-Закреплять умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему.

-Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа.

-Учить распространять предложения прилагательными с опорой на картинно-графическую схему.

-Развивать внимание, память, диалогическую речь.

.Упражнение «Подумай и ответь».

Игра «Чудесный мешочек».

Упражнение «Рассказываем о фруктах».

Физкультминутка

Игра «Магазин».

Упражнение «Что у тебя?».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

9

«Звук и буква И»

1

- Познакомить со звуком и буквой И.

-Закрепить понятие «гласный звук».

-Учить произносить звук «И» длительно, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов.

-Учить ориентироваться относительно своего тела.1r0kaij134wnrqd27

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, общую и артикуляторную моторику.

Упражнение «Какой звук?».

. Игра «Новый звук».

Упражнение «Гласный звук „И»

Игра «Будь внимательным».

Физкультминутка.

Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?».

.Игра «Вспомни и назови».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

10

«Звук и буква И (продолжение)»

1

-Учить ориентироваться на листе бумаги.

-Закрепить понятия «звук „И"», «гласный звук».

-Закрепить зрительный образ буквы И.

-Учить выделять звук «И» из начала слова.

-Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику, графические навыки

Игра «Задания феи Фонетики».

Игра «Запомни, назови».

Физкультминутка

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

11

«Дикие животные. Предлоги В, ИЗ»

1

-Расширять словарь по теме.

-Учить правильно употреблять предлоги В, ИЗ, составлять предложения по картинно-графическим схемам.

-Развивать элементы диалогической речи.

-Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

-Развивать внимание, память, мышление.1bv0w1k3y42gexsh7

.Игра «Как живешь? Как ты зиму проведешь?».

Игра «Кому какой дом?».

Физкультминутка

.Упражнение «Кто где? Кто откуда?».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

12

«Звук и буква Э»

2

-Познакомить со звуком и буквой Э.

-Учить произносить звук правильно и длительно.

-Закрепить понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук «Э» из начала слова.

-Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, речевое дыхание.101vb3ejaa4kb2bl7

Игра «Письмо от феи Фонетики».

Упражнение «Новый звук».

Упражнение «Звук „Э"».

Физкультминутка «Плясовая».

Упражнение «Знакомство с буквой Э».

Игра «Чудесный мешочек».

.Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

13

«Звук и буква О»

1

-Познакомить со звуком и буквой О.

-Закрепить понятие «гласный звук».

-Учить произносить звук «О» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов.

-Учить ориентироваться на листе бумаги, формировать графические навыки.

-Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

.Упражнение «Подумай и ответь».

Упражнение «Рассказ феи Фонетики»

Упражнение «Новый звук».

.Упражнение «Гласный звук „О"».

Игра «Будь внимательным».

Физкультминутка.

Упражнение «Какой звук слышится в начале слова?».

Игра «Мастерская букв».

Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

14

«Зимние забавы»

2

-Повторить признаки зимы.

-Учить согласовывать прилагательные с существительными.

-Закрепить умение пользоваться изученными предлогами.1r0t13s4caoqdnf27

-Развивать внимание, память, мышление.

-Активизировать словарь по теме.

-Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам.

-Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану.

-Развивать внимание, память, воображение.

Упражнение «Подумай и скажи».

Упражнение «Посмотри, послушай и ответь».

. Физкультминутка «Ровным кругом».

Упражнение «Послушай, перескажи, придумай рассказ сам(а)».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

15

«Звук О в конце слова»

1

-Закрепить понятие «гласный звук».

-Закрепить умение выделять звук «О» в начале слова.

-Учить выделять звук «О» в конце слова.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память.

Упражнение «Звук „О"».

Игра «Составь вместе».

Упражнение «Какой звук последний?».

Упражнение «Где слышится звук „О"?».

Физкультминутка

Упражнение «Посмотри и назови».

.Игра «Найди пару».

Игра «Найди свою команду10ejg134hdai2szw7

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

16

«Звук О в середине слова»

1

-Закрепить понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук «О» в середине слова.

-Закрепить умение выделять звук «О» в начале и в конце слова.

-Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

-Формировать графические навыки.

Упражнение «Где звук?».

Игра «Живые звуки».

Игра «Помоги Буратино».

Физкультминутка

Игра «Звуковой поезд».

Упражнение «Задания феи Графики».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

17

«Звуки  и буквы О, У»

2

- Закрепить понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук «О» («У») из начала, середины и конца слова.

-Закрепить зрительные образы букв О, У.

-Формировать графические навыки.

-Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Упражнение «Звуки „О", „У"».

Упражнение «Подарки Оли и Ули».

Игра «Найди свою команду».

Упражнение «Где звук „О", где звук „У"?».

Физкультминутка1h0fzryy1vr342rj7

Упражнение «Составь вместе».

Игра «Чудесный мешочек».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

18

«Звук и буква М»

2

-Учить произносить звук «М», выделять его среди других звуков в слогах и словах.

-Закрепить понятие «гласные звуки».

-Формировать понятие «согласный звук».

-Формировать различение понятий «звук» - «буква».

-Развивать фонематическое восприятие, память, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.

Упражнение «Гласные звуки».

Упражнение «Рассказ феи Фонетики».

.Упражнение «Какой звук?».

Игра «Произнеси ,,М», когда увидишь символ».

Упражнение «Где слышится звук „М"?».

Физкультминутка «Бегу - мычу, присяду - молчу».

Игра «Поправь Незнайку».

Упражнение «Буква М».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

19

«Звук и буква Ы»

1

-Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах И словах.

-Формировать понятие «гласный звук».

-Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова. 1umz0t1j342asvvt7

-Учить образовывать множественное число существительных При помощи звука «Ы».

-Познакомить с буквой Ы.

-Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.

Упражнение «Медведь».

Упражнение «Звук „Ы"».

Игра «Повтори, не ошибись».

Упражнение «Где звук „Ы"?».

Упражнение «Множественное число».

Физкультминутка.

Упражнение «Буква Ы».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

20

«Звуки и буквы И и Ы»

1

-Учить дифференцировать звуки и буквы И - Ы.

-Формировать умение образовывать существительные множественного числа при помощи звуков «Ы» — «И».

-Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ.

-Формировать графические навыки.

-Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.

Упражнение «Звуки „Ы" — „И"».

.Игра «Повтори, не ошибись».

Упражнение «Скажи во множественном числе».

Физкультминутка.

Упражнение «Найди свой домик».

.Упражнение «Живые звуки».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

21

«Снеговик»

1

-Закрепить знания о признаках зимы.

-Учить составлять описательные рассказы.

-Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными.

-Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

Игра «Отгадай-ка».

. Упражнение «Чем похожи — непохожи?».

Физкультминутка.

Игра «Поправь Незнайку».

Упражнение «Поиграем — посчитаем»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

22

«Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы»

1

-Учить составлять описательные рассказы.

-Познакомить с профессией зверолова.

-Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными.

4.Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

Упражнение «Кого мы видели в холодных странах?».

Упражнение «Кого сколько?».

Физкультминутка «Море волнуется»

Игра «Отгадай-ка».

Упражнение «Расскажи, кто еще живет в зоопарке».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

23

«Звук и буква П»

1

-Познакомить со звуком и буквой П, учить выделять звук ИЗ начала слова.

-Формировать понятие «согласный звук».

-Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.

-Формировать графические навыки.

-Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Упражнение «В гостях у феи Фонетики».

Упражнение «Звук „П"».

Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Упражнение «Вспомни и скажи».

Упражнение «Подарки феи Фонетики».

Физкультминутка.

Упражнение «Помоги Полине и Паше».

Игра «Отгадай-ка».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

24

«Звук и буква Т»

2

- Закрепить изученные звуки и буквы.

-Познакомить со звуком и буквой Т.

-Учить выделять звук «Т» из начала слова.

-Формировать понятие «согласный звук».

-Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.1bt0zw1ff3ci4xc27

-.Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки.

Упражнение «Новый звук».

Игра «Кто внимательнее?».

Физкультминутка.

Упражнение «Буква Т».

Игра «Отгадай-ка»

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

25

«Звук и буква К»

2

-Закрепить изученные звуки и буквы.

-Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук из начала, конца и середины слова.

-Формировать понятие «согласный звук».1sbej01pa34rsm2d7

-Активизировать звук в слогах, словах, словосочетаниях.

-Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

-Учить звукобуквенному анализу и синтезу.

-Учить читать слова типа «ком», «мука».

Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки10i1tnw3fonun42f7

Упражнение «Гласные и согласные».

Игра «Повтори, не ошибись».

Игра «Звуковой поезд».

Игра «Волшебники».

Упражнение «Буква К».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

26

«Звуки и буквы К -Т»

2

-Учить дифференцировать звуки и буквы К — Т.

-Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях.

-Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова.

-Учить звуко-буквенному анализу и синтезу.10p1gy3iis4yykr27

-Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие.

.Упражнение «Звуки „К" - „Т"».

Игра «Повтори, не ошибись».

Упражнение «Где какой звук?».

Упражнение «Повтори чистоговорку

Физкультминутка «Карусель».

Упражнение «Мастерская слов».

Упражнение «Найди букву».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

27

«День победы»

1

-Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. и празднике Победы.

-Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за страну, уважение к ветеранам.

Рассказ «День Победы»:

Беседа по картинкам

Чтение стихотворений о Победе

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

28

«Профессии»

1

-Закрепить и активизировать словарь по теме.

-Закрепить понятие «профессия».

-Формировать связную речь.

-Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Кто что делает?».

Упражнение «Кем быть?».

Физкультминутка.

Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

.Упражнение «Что лишнее?».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

29

«Транспорт и его части»

1

-Расширить и активизировать словарь по теме.

-Учить префиксальному способу образования глаголов.

-Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа.1val013fn4ewss2q7

-Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.

-Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Упражнение «Посмотри и угадай».

Упражнение «Покажи и назови».

Упражнение «Чего не хватает?».

Физкультминутка

Упражнение «Где чего много?».

Упражнение «Ехали мы, ехали...».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

30

«Транспорт. Профессии на транспорте»

1

-Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте.

-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт).

-Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога.

-Развивать внимание, память, мышление.

Упражнение «Покажи и назови».

Физкультминутка «Уличное движение».

Упражнение «Кто чем управляет?».

.Упражнение «Найди пару».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

31

«Квартира»

1

-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-Учить образовывать сложные слова типа «двухкомнатная».

-Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и простые распространенные предложения с однородными членами.

-Развивать внимание, память, мышление.

.Упражнение «Посмотри и назови».

Упражнение «Мастерская слов».

Упражнение «Почемучка».

. Физкультминутка.

Игра «Моя квартира».

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

32

«Лето. Цветы, насекомые»

1

-Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-Закрепить правильное употребление предлогов.

-Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.

-Развивать внимание, память, мышление.

Игра «Отгадай-ка».

Игра «На лугу».

Игра «Садовники».

Физкультминутка

Работа над рассказом по сюжетной картинке.

Беседа

Объяснение

Практическая работа

Групповое занятие

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.

В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Наглядные: (наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия).

Словесные: (беседа, объяснение, вопросы,)

Игровые: (игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание проблемных оментов)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

Фронтальный: одновременная работа со всеми детьми.

Коллективный: организация взаимодействия между всеми детьми.

Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Групповой - организация работы малыми группами.

Для успешной реализации программы «Сказки веселого язычка» необходимо: просторное, хорошо освещаемое, проветриваемое помещение, наличие столов, стульев, доски; шкафов и полок  для размещения образцов и дидактических материалов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мольберт, пробковая доска;

Материалы: игрушки, пластилин, книги, распечатанные материалы, предметные карточки, картон и цветная бумага, массажер суджок

Дидактический материал:  таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

Реализация  программы  невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды..

Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией в развитие речи детей. Все занятия направлены на постепенное освоение  детьми разных речевых материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме.

Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, беседы, игры, рассказы.

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого,

настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия

взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. ШуйскаяСпб. 2000
  2. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
  3. Георге Виреу «Веселая азбука»
  4. Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
  5. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. Е.Янушко. Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. –  М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
  6. Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.  
  7. Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
  8. Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша»

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 4-5 лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год

1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...

Итоговое занятие по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительная общеразвивающая программа) психологического развития «Комфорт» (для детей средней группы)

Данный конспект ООД разработан для закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных детьми в течение года; для выявления уровня коммуникативных навыков, зрительной  памяти, мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...