Статья " Поиграйте с детьми в сказку"
статья по развитию речи (младшая группа)

Новинская Янина Викторовна

Статья о важности пальчикового театра в развитии воображения,мышления и речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigrayte_v_skazku_statya.docx620.54 КБ

Предварительный просмотр:

                         ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ В СКАЗКУ

         Движение пальцев  и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Ещё во ll веке до н.э. в Китае было известно о влиянии  мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека.  Специалисты утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

      Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

      Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. И поможет вам в этом один из самых популярных  разновидностей  кукольного театра -пальчиковый театр.  

       Пальчиковые куклы очень удобны для детских пальчиков и  почти невесомы. Все герои вашего спектакля уместятся на одной или двух руках. Куклы на  пальчик можно купить в магазине, они бывают разные: деревянные, пластиковые,  или сделать своими руками, например из остатков цветной пряжи или из пластиковых колпачков –"киндеров".                  

               

        Пальчиковые игрушки легко поместятся в кармашке или в маминой сумочке и смогут развеселить малыша на прогулке, в транспорте, в очереди в поликлинике и магазине и т.д. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки, разыграть маленькие сценки из жизни. Поиграйте с ребенком в знакомые ему сказки, придумайте вместе с ним свои.

         Первые игры с пальчиковыми игрушками можно начинать с 9-12 месяцев.  Сделайте две пальчиковые куколки – одну(побольше) для себя, другую-(поменьше) для ребенка. Можно использовать для этого старый вязаные перчатки. Отрежьте от них пальчики, пришейте волосики из ниток, а глазки сделайте из бисера. Такие же куклы можно сделать на основе бумажного  чехольчика, приклеив нитяные волосики и нарисовав фломастером лицо. Пусть ваша куколка появится из-под стола, поздоровается с малышом, походит, потанцует и вновь спрячется. Наденьте на указательный пальчик ребенка его куколку. Покажите малышу, манипулируя его пальчиком, как куколка может здороваться ,плясать, прятаться в кулачок, под стол и вновь появляться. Придумывайте каждый раз новые движения и забавы с этой куколкой.

       Детям в возрасте 1-2 года можно показать  сказку "КОЛОБОК". Сначала покажите ребенку  всех персонажей сказки. Пусть  малыш внимательно рассмотрит  и потрогает  куколок. Затем наденьте себе на палец по очереди  каждый персонаж и представьте его.

      Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит колобок».

Можно начинать сказку. Наденьте персонажей себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начните рассказывать сказку, поднимая пальцы с персонажами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом:

Жили-были ДЕД и БАБА на полянке у реки  (показать по очереди ДЕДА и БАБКУ)

И любили очень-очень на сметане колобки.

Говорит старик старухе: " Испеки мне КОЛОБКА!    (ДЕД и БАБА "разговаривают")

БАБА тесто замесила, КОЛОБКА  она слепила.    (БАБА "месит" тесто)

Вышел он румян, пригож и на солнышко похож.( Показать КОЛОБКА)

На окно поставила, остывать оставила.(БАБА держит КОЛОБКА)

КОЛОБОК устал лежать, и решил он убежать.  (КОЛОБОК "убегает").

Продолжение сказки придумайте сами…

      У ребенка постарше(2-5 лет) спросите, помнит ли он сказку «КОЛОБОК». Вспомните и проговорите её вместе. Затем попросите ребенка выбрать нужных  персонажей  и расставить их на столе в том порядке, как они появляются в сказке.      Затем разыграйте перед ребенком сказку с помощью пальчикового театра. Сначала ребёнок увидит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли  ваших руках достаточно выразительны и " заразительны", то с 3-4 лет дети сами активно играют с пальчиковыми игрушками. Предложите ребёнку  самостоятельно показать вам сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.  

      Предлагая детям для  игры-драматизации необходимо хорошо знакомые небольшие  произведения:  потешки , стихи, сказки, обязательно содержащие диалог. Сюжет в них должен быть динамичным. Желательно подобрать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами.

       Пальчиковый театр- это прекрасный материал для развития у детей воображения и мышления, речи. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.

        Надевая игрушки на палец и разыгрывая спектакли в домашнем театре, дети чувствуют себя  расковано и свободно. Пальчиковый театр также способствует и развитию мелкой моторики, что очень важно в первые годы жизни ребенка.

      Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Желаю всем творческих  успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"

В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....

Статья "Поиграем в сказку"

Статья знакомит читателя со значением сказки в воспитании и развитии ребенка. Приведены примеры использования сказки в разнообразных игровых приемах....

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ: «ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ В СКАЗКИ»

Цель: пополнить знания родителей по театрализованной деятельности детей в детском саду и дома.Задачи:1.Способствовать повышению педагогической культуры родителей.2. Развивать инициативу и творчество р...

Родительское собрание на тему: « Поиграйте с ребёнком в сказки».

Цель: Способствовать расширению представлений родителей о значении сказок в жизни и в воспитании детей. Помочь родителям, передать любовь к сказке своим детям.  Задачи:1. Способствовать повы...

Консультация для родителей "Поиграйте с ребятами в сказку, или для чего нужен домашний кукольный театр"

Домашний кукольный театр - прекрасная возможность развить творческие способности и талант ребенка....

Статья "Поиграем с малышами"

У многих родителей часто возникает вопрос: «Чем занять своего ребенка в выходные и праздничные дни?» Эта тема особенно актуальна в осенне-зимний период: погода для прогулок не всегда подхо...

Статья "Поиграем с русской матрешкой".

Занимательные игры с матрешкой для детей среднего возраста....