Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи

Васильева Яна Михайловна
Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_2.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы и здоровые взаимоотношения с окружающими.

Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся:

1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом

2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка

3 Отсутствие речевого общения с ребенком.

Органические причины:

1 Снижение слуха

2 Задержка психического развития.

3 Травмы головы.

4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс.

При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер.

Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям.

Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря. Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей и сложности в установлении речевого общения можно проводить речевую игру по методу наглядного подражания взрослому.

«Три медведя»

Три медведя шли домой – (шагать на месте вперевалочку)

Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху)

Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок – малютка (присесть)

Очень маленький он был (присев, покачиваться по - медвежьи)

С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитировать игру с погремушками) .

Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.

Кукареку!

Кур стерегу!

Кудах – тах – тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить.

Воды попить.

Мур, Мур.

Пугаю кур.

Ам, ам!

Кто там?

Му, му.

Молока кому?

В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных.

В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. Так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками. После этого необходимо провести с ребенком беседу с наводящими вопросами, активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать, сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.

Общение ребенка с взрослыми и другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Очень важно с самого раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности малыша. В данной консультации предлагаются рекомендации для родителей как развивать творческие с...

Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи вз...

Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"

Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому о...

Мастер класс для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека, есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов). Создать условие ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей дошкольников 5 - 7 лет по развитию связной речи....