Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов.
консультация по развитию речи

Макарова Наталья Семёновна

Учитывая  повышенную  утомляемость, неустойчивость  внимания  детей с нарушениями речи, необходимо  в  течение  занятий  менять виды  наглядной  деятельности. Предлагаю  вниманию  коллег   оригинальные дидактические  пособия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich._igry_dlya_detey_konsult.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

                      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

                                                                                                       

                    Дидактические  игры  для детей дошкольного возраста.

          (консультация  для  педагогов)

                                                                                        учитель – логопед   Макарова Н.С.

                                                                  Май 18

          Развитие  речи   детей  в значительной  мере  зависит от  потребности  в  пользовании  языком.  В  игре как  ведущей  деятельности  дошкольников  создаются  наиболее  благоприятные  предпосылки  для  формирования  разнообразных  психических  свойств и  качеств  личности.

       Дидактические  игры  помогают  выработать  чувство  родного языка  и  умение правильно  произносить слова, легко  усваивать  его грамматические  нормы.   Дают   ребятам  определённый  объём  знаний  и  учат  их  владеть  этими знаниями; развивают  творческую    активность, мышление;  помогают  решать умственные  задачи.  Как удержать   внимание  детей на логопедическом  пункте, пробудить интерес  к содержанию   занятия,  процессу   обучения.

        Учитывая  повышенную  утомляемость, неустойчивость  внимания  детей с нарушениями речи, необходимо  в  течение  занятий  менять виды  наглядной  деятельности. Предлагаю  вниманию  коллег   оригинальные дидактические  пособия. Они  могут  использоваться  в  разных  возрастных  группах,  с  детьми, имеющими  нарушения  в  речевом  развитии.

           Игра «Сосчитай – ка»                                                                                                                                     Это игровое  пособие представляет  собой серию кубиков разной величины, на гранях  которых  изображено  разное  количество  предметов.  Произносим  слова:                                                                 Раз, два, три, четыре, пять,  Будем кубик мы вращать!                                                                                 Ребёнок  вращает кубик, кидает его, упал  кубик, ребёнок называет  количество  предметов  изображённых на грани.    Например:  Два самолёта, пять шаров, три машины и т. д. Игра полезна  детям  с Общим  недоразвитием  речи (соединение существительного  с  числительным).

           Игра «Песенки  по дорожке», очень  нужная  игра  при  постановке звука.

Цель. Автоматизация  изолированного звука. Ребёнок  проводит  пальчиком  по дорожке  и  произносит  автоматизированный звук  на одном  выдохе.                                                                                       Например: Автоматизация звука (Ш) – нарисована  змея, она шипит (ШШШ), и ребёнок тоже хочет  пошипеть, чтобы   добраться   до  фруктов  нужно   пошипеть  (ШШШ).                     Автоматизация  звука (Л), нарисован самолёт, споём  песенку  летящего самолёта (ЛЛЛ). Автоматизация (Р) – песенка  машинки (РРР).                                                                        Автоматизация (З) – песенка  пилы, пилим дрова (ЗЗЗ).                                                         Автоматизация (Ш) – надуем насосом колесо машины (ШШШ).                                            Автоматизация (С) – свисток  свистит (ССС), чайник  кипит (ССС).                                                    Автоматизация ( Ж) – песенка жука (ЖЖЖ), летит по дорожке и поёт песенку.                                                    Дети любят  эту игру, им  интересно  кто  быстрее  закончит петь  песенку.  Игра  полезна  для  развития мелкой  моторики,  удобна  в парах.                                                                                                       Игра «Четвёртый лишний»,  полезна для  всех  детей. Одна из картинок  лишняя, найти                   «неправильную»  картинку.  Объяснить,  почему лишняя.

       Игра «Силуэты»  игра  для  маленьких  детей, на листе бумаги  изображены  силуэты, на столе  лежат   картинки, нужно закрыть  силуэты  картинками. Самое главное, надо показать детям, как играть в эту игру, потом дети  уже  всё делают сами. Таких игр у  меня около 10 штук, и все они разные, все  красочные, и дети  от 3 лет до 5 любят  играть в игру «Силуэты». «Посуда»,  «Сказка», «Сказочный герой», « Кувшины», « Здания», «Геометрические фигуры»,  «Игрушки» - и  всё это силуэты.                                                                                                                      Игра «Найди пару»  игра  для дошкольников.  Среди  множества картинок   нужно найти похожую, например на цифру 7 , на круг, на букву   О, на букву Х,   на  крестик, на треугольник  и многое  другое.                                                                                                                                                  Игра « Прятки», для малышей, друг в  дружке  спрятались  два  предмета (силуэт  предмета) нужно их увидеть, назвать. Количество силуэтов  можно увеличить  до 5 , игру можно применять   для  группового занятия.                                                                                                         Игра «Предлоги» -  для  детей,  идущих  в  школу.  На листе бумаги  изображены  схемы предлогов НА, ПОД, В, ЗА , К, ОТ,ИЗ,МЕЖДУ, ИЗ –ПОД, ЧЕРЕЗ, НАД.  Учимся  называть схемы  предлогов.  Позже можно применять  картинки  с предметами: рыба лежит на столе, кот ходит  под столом, белка  на дереве.                                                                                                              Игра «Много»  для  детей с ОНР, и не только. Изображены  пиктограммы  животных,  логопед   показывает  их   детям,  говорит:   «много…. слонов,  много…белок,  много  крокодилов,  много  ежей,  много  верблюдов, много…сов».  Дети обязательно  должны продолжить   после  слова «много…», а  логопед  лишь  меняет  картинки – пиктограммы.  

                Игры  и упражнения  направлены  на развитие  избирательности, концентрации, устойчивости  и  распределения внимания, увеличение объема внимания, обучение способности к  переключению  внимания, развитие произвольного внимания.

1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее что-то съедобное».

Утро, дятел, дыня, буря, борщ, борода, ворона, варенье, синица, трава, торт, сумка, суп,

облако, книга, мясо, мяч, сковорода, творог, пояс, колбаса, замок, зефир, конфета, земля.

2. «Встань, когда услышишь слово, обозначающее животное».

Речка, стол, собака, машина, кот, сапоги, доска, волк, медведь, пирог, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, дерево, кактус, соболь, груша, цветок, береза, олень, дедушка, платье,

малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, лошадь, вода, яблоко, хлеб, лилия, куст.

3. «Найди отличия».

Рассмотри внимательно картинки. Найди и отметь 7 отличий.

4. «Узнай предмет по описанию».

Это фрукт. Сладкий, красный, твердый.

Это дерево. Всегда зеленое, колючее, новогоднее.

Это еда. Белый, сладкий, твердый.

Это зверь. Пушистый, длинноухий, короткий хвост.

Это игрушка. Большая, резиновая, круглая.

5. «Дорисуй  каждому предмету то, что забыл нарисовать художник».

Педагог раздает каждому ребенку рисунок, на котором не хватает какого-то элемента

и просит детей дорисовать недостающий элемент. Например: кошка без хвоста, чайник без

носика, зонт без трости, часы без стрелок и т. д.

6. «Найди такой же».

Дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением предметов. Найди и обведи в кружок точно такие предметы, как цветы в рамке.

В каждой строчке найди и раскрась такой же предмет, как в кружочке справа.

7. «Найди пару».

Найди пару к каждой рукавичке и раскрась их одинаково. Найди одинаковые снежинки и соедини их веревочкой.

8. «Что перепутал художник?»

Детям дают картинки и предлагают исправить ошибки художника.

9. «Копирование образца».

Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3–4 элементов, когда каждый ребенок освоится с таким заданием, усложняют, добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку из поля зрения и предложите выложить повторно.

10. «Найди такой же предмет».

На карточках нарисованы чашки и блюдца. Детям  предлагается  найти пару и выделить  ее.

11. «Закончи рисунок».

Детям предлагается закончить рисунки так, чтобы они совпадали с примерами в  рамочке. (Зайчик везде должен быть улыбающимся, медвежонок грустным и т. д.).

12. «Зашумленные картинки».

Сколько животных (птиц, рыб, инструментов и т. д.) спрятано на картинке?

13. «Помоги зайчику».

Детям предлагается помочь зайчику спрятаться от лисы, найдя свободную ямку. Маршрут к этой ямке изображен на чертеже.

14. «Клубочки».

Детям предлагается раскрасить клубочки в корзинках такими цветами: в первой корзинке – зеленым, во второй – синим, в третьей – красным. Затем рассмотреть рисунок и выяснить, из какой корзинки выкатились клубочки. Раскрасить их соответствующими цветами.

15. «Лабиринт».

Детям предлагается найти нужные тропинки и помочь  зверятам добраться до своих лакомств. Сказать, кому на обед достанется яблоко, а кому – грибочек?

16. Заштопай коврик.

Найти для каждого коврика нужную заплатку. Соединить линией.

                Игры  и  упражнения  направлены  на развитие наглядно-образного мышления, формирование словесно-логического мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

1. «По порядку».

Расставь матрешек по порядку, начиная с самой маленькой, в соответствии с ростом

матрешек продолжи ставить точки в кружочках.

2. «Покажи полку, карандаш».

Покажи полку не короткую и не с игрушками. Покажи карандаш не толстый и не в коробке.

3. «Лишний предмет».

В каждом ряду покажи лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

4. «Общий признак».

В каждой группе покажи предметы с общим признаком. Объясни, почему.

5. «Четвёртый лишний».

В каждом ряду покажи лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

6. «Разложи овощи».

Разложи овощи в корзинки, если известно, что морковь должна лежать в маленькой

корзине, свекла – в корзине побольше, капуста – в самой большой.

7. «Дорисуй фигуру».

Дорисуй фигуры так, чтобы получились круги, квадраты.

8. «Что сначала, что потом?».

Что было раньше, что – позже? Поставь нужные цифры в кружочки.

9. «Раздели все предметы на картинке на две группы. Найди для каждой группы

общий признак».

10. «Бывает – не бывает».

Лягушка зеленого цвета Попугай без крыльев.  Тетрадь без листов Кружка без ручки

Снег летом Желтые цветы в зимнем лесу и т. д.

11. «Подумай и дай ответы на вопросы».

Сколько шей у пяти журавлей?

Сколько рогов у двух коров?

Сколько хвостов у пяти лисиц?

Сколько ушей у трех медвежат?

Сколько глаз у двух котят?

12. «Спички».

Убери две спички так, чтобы:

– Остался один прямоугольник;

– Осталось два квадрата.

13. «Разложи и составь рассказ».

Разложи картинки по смыслу и составь по картинкам рассказ.

14. «Пословицы», «Поговорки», «Загадки».

Послушай пословицы, поговорки. Расскажи, как ты их понимаешь?

Отгадай загадки. 

                Игры и упражнения  направлены  на развитие слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, смысловой памяти, на увеличение объема запоминания, на развитие произвольного запоминания.

1. «Чемодан».

Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в  кругосветное

плавание и положу в чемодан… компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь  в

кругосветное плавание и положу в чемодан компас и… часы!»  Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и… рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Проигравшему ребенку назначают штрафное задание. Например, попрыгать  на одной ноге до двери и обратно.

2. Игра «Слушай  и исполняй».

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

3. Игра «Зеркало».

Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает любые движения, а второй как

«зеркало» повторяет за ним, если «зеркало» сделало ошибку в  движении, дети  меняются

ролями.

4. Игра «Поезд».

Выбирается водящий «паровозик», остальные дети «вагончики». Вагончики встают

друг за другом. Паровозик внимательно смотрит на вагончики и старается запомнить их рас-

положение. Потом он отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?» Паровозик отвечает, затем сам становится вагончиком. Выбирается

новый паровозик. Вагончики меняются местами.

5. Игра «Кто назовет больше предметов».

Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает

белым?», «Что бывает красным?» Кто больше назовет слов.

6. «Имена».

Внимательно послушай имена девочек и мальчиков. Запомни как можно больше имен

мальчиков: Оля, Юра, Яна, Сергей, Денис, Оксана, Вова, Алеша, Таня, Ваня. Назови имена

мальчиков, которые ты запомнил.

7. «Правильные утверждения».

Внимательно  послушай  выражения   и  запомни только правильные (сначала три первых

предложения, затем – три следующих). Повтори только правильные утверждения:

– Февраль, март, апрель – осенние месяцы.

– Зимой часто падает снег.

– Отец старше сына.

– Осенью расцветают  подснежники.

– Летом люди купаются и загорают.

– Весной птицы возвращаются из теплых краев.

8. «Назови пару».

Послушай пары слов и запомни их. Теперь по очереди послушай первое слова и вспомни к нему пару.

– Ваза – цветок                                                     – Чашка – блюдце

– Тарелка – ложка                                                  – Книжка – страница

– Краска – кисточка                                                         – Грибы – ягоды

– Вода – рыба                                                           – Лес – звери

– Солнце – небо                                                        – Машина – колесо

9. «Послушай считалку и стихотворение».

Выучи  наизусть  то из них, что больше всего понравилось.

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь

Большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит —

Выйди вон!

Птиц провожают в дорогу леса:

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга:

Выросли травы в большие стога.

Даже вослед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом.

10. «Перескажи сказку (небольшой рассказ)».

Читается сказка. Затем педагог обсуждает с детьми эпизоды сказки, задает вопросы по

сказке. Потом предлагается детям пересказать сказку.

                                     Развитие воображения и творческих способностей

Игры  и упражнения направлены на развитие индивидуального восприятия (собственное видение  предметов и явлений), репродуктивного (воссоздающего) воображения, продуктивного (творческого) воображения.

1. «Волшебное превращение». (круги, овалы и т. п.)

Педагог  раздает детям карточки с изображением кругов, овалов и др. Детям предлагается подумать и превратить круги или овалы в какие-нибудь предметы.

2. «Клякса».

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй

дорисовать.

3. «Рисуй по точкам».

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

4. «Бабочка».

Детям раздаются карточки с изображением бабочек, из которых узоры остались только

у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

5. «Конструктор».

Детям предлагаются карточки с изображением геометрических фигур. Придумай, что

можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по

нескольку  раз  и можно  менять их  размеры  (другие геометрические фигуры дорисовывать

нельзя).

6. «Волшебные фигурки».

Педагог предлагает ребенку из кубиков составить любую фигурку (звездочку, цветочек, машинку и т. д.).

7. «Сочиняем сказку вместе».

Педагог начинает рассказывать сказку, дети продолжают, затем опять вступает педагог

и т. д.

8. «Зашифрованное послание».

Педагог чертит в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Дети

должны угадать, что написал взрослый, а потом предлагается детям попробовать «порисовать» в воздухе.

9. «Бывает, не бывает».

Педагог складывает лист бумаги пополам. На одной части листа предлагает детям

нарисовать то, что существует на самом деле, а на другой части листа – такой же рисунок,

но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать

обычный дождь, на другой – дождь из конфет.

10. «Пантомима».

Детям предлагается изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет, какое-либо

действие.

11. «Игра в рифмы».

Педагог говорит слово, а дети придумывают к нему рифму. Затем меняются ролями.

12. «Дорисуй».

Педагог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов.

13. «Фантастическое животное».

Нарисуйте животное, которого на самом деле не существует, никогда не было и до

вас никто не придумывал – которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах.

Придумайте ему фантастическое имя. Опишите, как оно выглядит, двигается, питается. Где

живет это животное? С кем дружит? Есть ли у него враги?

14. «Смешинки».

Педагог бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Детям нужно

быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

15. «Что будет, если…».

Летом выпадет снег. Солнце не будет греть. Звезды перестанут светить. Мороженое

положить в духовку. Смешать краски разных цветов… и т. д.

16. Игра «Хорошо - плохо».

Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце – плохо, потому

что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

17. «Ладошка».

Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. Затем просит

детей нарисованные ладошки превратить в разные рисунки, чтобы они были непохожи друг

на друга.

18. «Гном».

Педагог раздает детям карточки с контурным изображением двух гномов. Детям предлагается дорисовать одного гнома добрым, другого – злым.

19. «Придумай свой  конец сказки». Предложить детям изменить и сочинить свой  конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».

«Волку не удалось съесть козлят, потому что…» и т. д.

            Удачи  всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и фор...

Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста

Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. Одним из важных средств развития самостоятельной деятельности детей являются музыкально дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной ...

Консультация для воспитателей на тему «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему:«Дидактические игры для детей дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя».

мастер-класс «Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Развиваемся играя»....

Консультация для родителей: "Математические дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Математические дидактические игры для детей дошкольного возраста Составление геометрических фигурСоставить 2 равных треугольника из 5 палочекСоставить 2 равных квадрата из 7 палочекСоставить 3 ра...

Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»...