Консультация для родителей «Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?»
консультация

Цветкова Зинаида Леонидовна

Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:  где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!

Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.

Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.

Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.

Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Вот как описывается солнце в одной из загадок:

«Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи–

Очень даже горячи».

Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.

Вот, например, загадки про лук:

•       «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»

•       «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»

•       «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк плачет».

Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.

Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.

Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.

Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.

Приступая к отбору загадок, необходимо,  прежде всего,  определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок  можно использовать такие  приёмы, как  наблюдение,  рассматривание натуральных предметов,  фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы,  беседы на интересные детям темы,      решение проблемных ситуаций.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.

- Ёжик - какой?

Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.

- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?

- Ёлка, кактус, иголка...

- Что еще бывает круглым?

- Колобок, солнце, мяч…

- Что бывает маленьким?

- Муравей, мышка, паучок…

- Что еще бывает серым?

- Волк, мышь, заяц…                            

Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: 

Колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок.

Маленький, а не муравей.

Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).

Чтобы работа по придумыванию загадок была  увлекательной, загадку, которую придумает ребенок,  взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность  захватывает детей: им  хочется сочинять   загадки,  которые  взрослому  трудно  отгадать.

В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное   – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

Подготовила воспитатель Цветкова З. Л.

Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img0.jpgСамое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:  где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!

Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.

Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.

Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.

Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Вот как описывается солнце в одной из загадок:

http://dzschool13.3dn.ru/11.jpg«Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи–

Очень даже горячи».

Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.

Вот, например, загадки про лук:

•        «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»

•        «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»

•        «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк плачет».

Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.

Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.

Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.

Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.

Приступая к отбору загадок, необходимо,  прежде всего,  определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок  можно использовать такие  приёмы, как  наблюдение,  рассматривание натуральных предметов,  фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы,  беседы на интересные детям темы,      решение проблемных ситуаций.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.

- Ёжик - какой?

Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.

- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?

- Ёлка, кактус, иголка...

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\малышам\10896241_68120nothumb650.jpg- Что еще бывает круглым?

- Колобок, солнце, мяч…

- Что бывает маленьким?

- Муравей, мышка, паучок…

- Что еще бывает серым?

- Волк, мышь, заяц…

                                                           

Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка:  

Колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок.

Маленький, а не муравей.

Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).

Чтобы работа по придумыванию загадок была  увлекательной, загадку, которую придумает ребенок,  взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность  захватывает детей: им  хочется сочинять   загадки,  которые  взрослому  трудно  отгадать.

В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное   – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img.jpgC:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img24.jpg

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"

Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...

Консультация для родителей: «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы».

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?...

Консультация для родителей «Почему важно учить стихи?»

Заучивание стихов – важная составляющая образовательного процесса дошкольников. Оно развивает память, мышление, воображение, формирует чувство прекрасного и эстетический вкус....