Интегрированная досуговая деятельность с учителем логопедом и педагогом-психологом в группе кратковременного пребывания «Лучик» для детей 5 – 7 лет с нарушением речи «Путешествие в осенний парк Спасское - Лутовиново».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Моисейчева Людмила Николаевна

За последнее время значительно возросло количество детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитиии.В работе с такими детьми существует необходимость обеспечения психологического базиса для развития речи и познавательной сферы.Такая работа требует систематизированной совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога.В совместную коррекионно-развивающую работу включается проведение коррекционно-развивающих занятий в соответствии с комплексно-тематическим планированием и интегрированных досугов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города  Мценска «Детский сад №4»

Номинация:

Лучшая методическая разработка по духовно-нравственному образованию на уровне дошкольного образования

Название:

Интегрированная  досуговая деятельность с учителем логопедом и педагогом-психологом  в  группе кратковременного пребывания «Лучик»  для детей  5 – 7 лет  с нарушением речи  «Путешествие в осенний парк   Спасское - Лутовиново».

Педагог – психолог: Моисейчева  Людмила  Николаевна

Учитель – логопед: Федосова Светлана Александровна

 

Пояснительная записка

1) Методическая разработка интегрированной досуговой  деятельности                                                по духовно - нравственному образованию с учителем логопедом и педагогом-психологом  в  группе кратковременного пребывания «Лучик»: «Путешествие в осенний парк Спасское - Лутовиново»

2) Возраст детей -  5 – 7 лет (дети с нарушением речи).

3) Объем учебного времени 30 – 35 минут.

4) Актуальность темы

Воспитание чувства патриотизма, любви к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь;  гордость за своих земляков и их достижения;  желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Формировать у детей  личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Цель

Закрепление и обобщение полученных знаний, развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи.

Программные  

задачи

Коррекционно - образовательные:

          -расширять представления детей о родном крае;

          -формировать эмоционально – положительное отношение к народным традициям и обычаям;  

-закрепить знания детей по теме «Осень»;

-учить согласовывать прилагательные  с существительными в роде, числе, падеже, сложные слова (листопад), составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что;

-формировать умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего звука;

- учить принимать задачу по словесному указанию.

Коррекционно - развивающие:

-развивать зрительную память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, воображение и мелкую моторику;

-развивать звуковой анализ и синтез;

-развивать выразительную речь детей,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать умение внимательно слушать педагога,  подчинять свои действия инструкциям.

Коррекционно - воспитательные:

          -воспитывать любовь к малой Родине, гордость за известных земляков;

-воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи, инициативность;

-создавать положительный эмоциональный настрой на работу.                                      

Оборудование

 мультимедийная система, презентация (слайды), костюм персонажа- Старичка Лесовичка; карта,  предметные картинки в названиях которых звук /С/ в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова); «орехи» с занимательным изображением картинок на заданные звуки; листья (дубовые, кленовые, осиновые); корзинка, пень, дерево, грибы, предметные  картинки:                                                    «Воробей, ворона, дятел, ласточка»,                                                     «Подосиновик, боровик, сыроежка, мухомор»,                                  «Клюква, клубника, смородина, крыжовник»,                              «Корова, медведь, свинья, лошадь» - для игры «Четвертый лишний»;  9 картинок с изображением деревьев; звукозапись голосов птиц, волшебной  музыки; «кочки» (круглые модули); сундучок с монетками и пиктограммами законов леса; «камень» (кресло-груша серого цвета)

Предварительная работа

  - просмотр презентаций о музее – заповеднике

И.С. Тургенева «Спасское – Лутовиново»; рекомендации родителям посетить с детьми музей, беседы о писателе – земляке И.С. Тургеневе, чтение сказок писателя; беседы с детьми о правильном поведении в лесу и в парке, о осенних изменениях в природе, упражнения в звуковом анализе и синтезе, развитие фонематического слуха,  дидактические игры на формирование грамматического строя речи «Какой листок, с какого дерева», развивающие игры, разработка заданий и наглядности к занятию.

Словарная работа

Словарная работа:  земляк, заповедник, «Малая родина», листопад, лиственные деревья, «законы парка» - пинтограммы, дубовые, кленовые, осиновые – относительные прилагательные (образованные от названий деревьев).

Интеграция

ОО

РР, СКР, ПР

Конспект интегрированного досуга в   группе кратковременного пребывания для детей  5 – 7 лет   «Лучик» с нарушениями речи с учителем логопедом и  педагогом-психологом.

«Путешествие в осенний парк Спасское - Лутовиново»

Ход образовательной деятельности

Методы, приемы, используемые на каждом этапе

Этапы занятия

Введение в игровую ситуацию

Словесный

Вводный рассказ педагога

(художественное слово)

 Наглядный

Ориентировочный

(Организационный момент)

Учитель – логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие, а куда… Послушайте, как писал об этом месте наш великий земляк Иван Сергеевич Тургенев: «…на карте России проведите пальцем от Москвы (вниз) – на Вашем пути – город Орел, рядом Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места. Это совершенная глушь – тихая, зеленая, печальная».

 /Демонстрация слайда – карта России – Орловской области /        

Сегодня мы с вами совершим путешествие в «Спасское – Лутовиново», на родину нашего всемирно известного  земляка И.С. Тургенева, посетим парк и совершим новые знакомства.                                                       Педагог – психолог: Чтобы попасть в парк, давайте закроем глаза ладошками  и скажем:                             - Раз, два, три – повернись и в парке  очутись.

Беседа с детьми

(интригующая обстановка)

 воображаемая ситуация

Мотивационный

Уч-логопед: ну вот мы с вами и в парке

/Демонстрация слайда – осеннего парка /        

Ой, посмотрите, кто это? Да это же Старичок – Лесовичок! (появляется Лесовичок)

Пед-психолог: Здравствуй, Лесовичок, ты что – то потерял?

Старичок – Лесовичок: Я ищу клад, мне подарили вот эту карту на которой нарисовано как его найти, но я что – то не могу разобраться. Может вы мне поможете?

Дети: Да!

Дидактическая игра

Наглядный

Словесный

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация слайда)

Словесный

беседа

Наглядный

Словесный

Дидактическое упражнение

Наглядный

Дидактическое упражнение

Дидактическая игра

Словесный

(вопрос - ответ)

Наглядный

Дидактическая игра

Словесный

беседа

Релаксация

Словесный

(беседа)

Динамическая пауза

Дидактическая игра

Словесный

(беседа, ответы на вопросы)

Практический

  1.  «Выложи дорожки из картинок»

Учитель – логопед:

Конечно поможем, посмотрите, ребята на карте нарисованы  3 дорожки, нам нужно пойти по самой длинной дорожке , но сначала надо ее выложить:              1 – я дорожка – выкладываем картинки, где звук /С/ в начале слова, 2-я дорожка – звук /С/ - в середине; 3-я дорожка – звук /С/ в конце слова.

Дети выкладывают длинную дорожку, соответственно карте, и идут по ней.

  1. «В осеннем лесу»

Педагог – психолог:

Отправляемся в путь. Посмотрите: в какой парк мы с вами попали? (в осенний) Почему вы так решили? (дети называют приметы осени)

  1.  «Отгадай загадку»

Учитель – логопед:

 - Продолжаем наше путешествие: - По тропинке мы идем, будет трудно не свернем. В парке живут  дикие животные, отгадайте, кто спрятался за деревом?

* Маленький, шумный, колючий…(слайд – «Ёж»)

* Запасливая, шустрая, рыжая… (слайд «Белка»)

* Хитрая, пушистая, рыжая… (слайд - «Лиса»)

Ой, ребята, пока мы здесь стояли, белка куда – то унесла нашу карту, чтобы ее вернуть, надо собрать орехи, на каждом орехе нарисован предмет.  На какие звуки начинаются названия предметов на орехах, картинки пронумерованы (1 – лиса «Л»; 2 –  игла «И»; 3 –  слива «С»; 4 – торт «Т» - «ЛИСТ»).  Карту находим под листом клена.

  1. «Найди дерево»

Учитель – логопед:

Ребята, посмотрите, в нашем осеннем лесу много различных деревьев (на мольберте 9 картинок с изображением деревьев, расположены по три в ряду.  Дети по инструкции находят нужную картинку) – какое дерево в правом верхнем углу, в левом, нижнем углу и т.п.  

  1.  «Листопад»

Педагог – психолог: - Что происходит осенью с лиственными деревьями? (У листьев меняется цвет, они опадают). Давайте посмотрим, с каких деревьев упали листья. (Дети берут листья и проговаривают – У меня осиновый лист…

- Листья осенью опадают с деревьев (слайд с листопадом). Как называется это явление? (Листопад). Давайте покажем листопад: помашите листьями только те, у кого красные листья, желтые листья, коричневые листья, красные и желтые листья.

  1. «Голоса птиц»

Старичок - Лесовичок: - Давайте сядем и немного отдохнем. Закройте глаза, послушайте звуки леса (звукозапись голосов птиц). Каких птиц вы узнали (филин, кукушка, соловей, дятел). Кукушка и соловей улетят в теплые края.  Это  какие птицы? (перелетные). Какие птицы еще от нас улетают? (дети называют перелетных птиц)                                                                          

Народная игра – хоровод «Золотые ворота»

«Золотые ворота пропускают не всегда, первый раз прощается, второй не считается, ну а третий раз не пропустим Вас…

  «Четвертый лишний»

Учитель – логопед: - Мы приближаемся к болоту (Слайд «Болото»). Что бы нам пройти через него, нужно перепрыгнуть с кочки на кочку, которые появятся, если мы уберем лишние картинки.                                                    «Воробей, ворона, дятел, ласточка»,                                                     «Подосиновик, боровик, сыроежка, мухомор»,                                  «Клюква, клубника, смородина, крыжовник»,                              «Корова, медведь, свинья, лошадь».                                            После выполнения каждого задания дети получают «кочку» и затем перепрыгивают по «кочкам» через воображаемое болото.

  1. Игра «Законы парка»

Педагог – психолог: - Ну вот мы и дошли до камня, под которым находится клад, давайте вместе дотронемся до волшебного камня и перевернем его (под камнем находится сундук) Старичок – Лесовичок. Вот и клад, который ты так хотел найти, давайте посмотрим, что же в сундучке (пиктограммы: сломанная ветка, мусор, гнездо, ежик, птенцы, костер; конфеты в виде золотых монет)

Старичок – Лесовичок – А в сундучке спрятаны законы парка. Чтобы парк в любое время года встречал нас доброжелательно, нужно соблюдать его законы. Давайте вспомним, как нужно вести себя в парке и в лесу. (Показывает пиктограмму, а дети называют, что она обозначает, используя сложноподчиненные предложения)

  • Нельзя ломать ветки деревьев, потому что….
  • Нельзя бросать мусор,  потому что…
  • Нельзя разорять птичьи гнезда,  потому что…
  •  Нельзя ловить животных,  потому что…
  • Нельзя разжигать костер,  потому что…

Словесный:

Беседа.

Сюрпризный.

Выход из игровой ситуации.

Рефлесксивно – оценочный

Старичок – Лесовичок: - Молодцы ребята, вы так много знаете. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы помогли мне найти клад и на память о нашем путешествии подарить вот эти золотые монеты (конфеты).

Педагог – психолог: - На этом наше путешествие заканчивается. Что бы нам вернуться давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: Раз, два, три, повернись, снова в группе очутись.

Учитель – логопед: - Где мы сегодня с вами побывали, что интересного вы сделали? Какие знания помогли нам найти клад?   (Знания цветов, названий деревьев, умение слышать звуки, находить 4-ый лишний предмет, голоса птиц, умение быть дружными, внимательными.)                                       Итог дети делают с помощью схем- помощников.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 2 – е изд., испр. – М.: Мозаика – синтез, 2014.
  2. Проектная деятельность педагога – психолога и учителя – логопеда ДО. Познавательное и эмоционально – волевое развитие детей 5 – 7 лет. Комплексные занятия.  Досуги. Авторы составители О.Д. Голубец, М.Ю.Жиличкина. Изд.: Учитель. Волгоград 2018.
  3.  Федосова Н. А. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. М. «Просвещение». 2012.
  4. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. Москва. 2012.
  5. План психолого – педагогического сопровождения по развитию речи детей подготовительной логопедической группы ДОУ. Авторы – составители Касаткина И.Г., Кондрашкова Г.Д. Рецензент: Куликова О.А. Орёл 2007.
  6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5 -7 лет. М.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности учителя-логопеда подготовительной к школе группы с воспитанниками с нарушениями речи "Путешествие в Африку"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с спользованием оборудования ООО «ИНТОКС»....

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность учителя-логопеда по развитию связной речи у детей среднего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитие речи, имеющих нарушения зрения. Тема: "В гостях у Сказки" ("Муха-Цокотуха")...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: «Развеселые матрешки»

В конспекте  представлены следующие методы и приемы : сюрпризный момент, беседа,  художественное слово (загадка, потешки), игровое упражнение «Как наряжена матрещка?», дидактичес...

Семинар – практикум на тему: «Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития».

Инновационные технологии в деятельности учителя – логопеда, как дополнительное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Цель: знакомить педагогов с ...

Программа образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей раннего возраста и обеспечивает развитие личности в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, инди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...