Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и птицы»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Методическая разработка на тему: «Домашние животные и птицы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sr.v.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением художественно - эстетического развития воспитанников

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему: «Домашние животные и птицы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и птицы»

Составитель: Субботина Елена Викторовна,

воспитатель

Санкт-Петербург

2021г.


Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и птиц и их детенышах и птенцов

Образовательные задачи:

  • закреплять и расширять представления детей об особенностях жизни домашних животных и птиц;
  • обобщить представление детей о домашних животных и птицах, их внешнем виде, условиях проживания и питании, какую пользу приносят человеку
  • учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
  • учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних животных и птенцов домашних птиц

Развивающие задачи:

  • развивать связанную речь;
  • активизировать употребление имен прилагательных в речи детей.
  • формировать и активизировать словарь домашние животные и их детёныши, домашние птицы и их птенцы;
  • формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детенышей животных и птенцов в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, телята и т. д.)
  • развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, учить отгадывать загадки;
  • развивать любознательность, память и мышление детей;
  • развивать зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к животным и птицам;
  • способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать интерес к художественной литературе.
  • воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.

Материалы к совместной деятельности: игрушки домашние животные и их детеныши, д/и «Чья мама?», разрезные картинки «Домашние животные», «Домашние птицы», стихи, загадки о животных и птицах.

Предварительная работа:

  • беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе;
  • чтение: К. Ушинский «Слепая лошадь», «Бодливая корова», В. Сутеев «Петушок», Л. Воронкова «Бедовая курица»; В. Левин «Лошадь»; А. Фет «Кот поет, глаза прищурил»; К. Паустовский «Кот-ворюга»; русская народная сказка «Зимовье зверей»;
  • заучивание: С. Городецкий «Котенок»; заучивание потешек (ознакомление с русским народным фольклором).

Используемые технологии: развивающего обучения, игровая

Используемая литература:

  • Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они?- М.: Гном и Д, 2010.
  • Загадки о домашних животных

Ход деятельности

  1. Подготовительный этап

Организационный момент

(стук в дверь помощник воспитателя приносит коробку)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам кто-то передал коробку. Как вы думаете что там?

Дети: Незнаем…, (разные предположения, что может быть в коробке)

Воспитатель: Ребята, здесь письмо, вам интересно, что там написано?

Дети: Да…

Воспитатель: Здесь написано: прежде чем открыть коробку, разгадайте загадку:

  • Он пушистый, он игривый,
  • Очень-очень шаловливый,
  • Часто любит хвост ловить,
  • Молоко парное пить.
  • Испугаешь – он шипит,
  • Спинку выгибает,
  • Приласкаешь – он мурчит,
  • Весело играет.

Дети: Кошка, котик…

Воспитатель: Конечно же, это кошечка, (открывает коробку и достаёт игрушку котика)

Ребята, скажите, это взрослая кошка или котенок?

Дети: Взрослая

Воспитатель: Что она любит кушать?

Дети: Молоко, мясо, кошачий корм (и другие ответы детей)

Воспитатель: Это домашнее животное или дикое?

Дети: Домашнее

II.        Основной этап

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о домашних животных. Давайте вначале немного поиграем, повторяем за мной

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальчики на руке)

Как животных нам назвать? (свободной рукой делаем вопросительный жест)

Самых близких, самых верных (этой же рукой машем в сторону соседа)

Каждый знает их, наверно (одновременно хлопаем в ладоши)

Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы поочередно на др. руке)

Как назовем их? Подумай немножко (выполняем вопросительный жест)

В доме с хозяином дружно живут (соединяем руки в виде домика)

Значит, домашними все их зовут.

Воспитатель: Молодцы, а теперь рассмотрим домашних животных и птиц.

Воспитатель с детьми рассматривает на картинках и называет домашних животных. Уточняет признаки внешнего вида.

Воспитатель: Зачем люди держат домашних животных?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Какую пользу они приносят?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Для чего держат котов и собак?

Дети: ответы детей

Воспитатель: От каких животных люди получают шерсть?

Дети: овечка, коза

Воспитатель: Кто даёт молоко?

Дети: корова, коза

Воспитатель: Почему кошку, собаку, корову, лошадь, козу люди назвали домашними животными?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А теперь я загадаю вам загадки, а вы найдите картинку с изображением этого животного или птицы.

Дидактическая игра «Загадывание загадок»

  • Есть бородка, шерсть и ножки,
  • Ушки, хвост, а также рожки.
  • Хоть я блею, не пою -
  • Молоко тебе даю.
  • Я такая егоза!
  • И бодаюсь, я.. (Коза)

  • Быстрее ветра я скачу,
  • ''Цок-цок,'' – копытами стучу,
  • Я громко ''иго-го'' кричу,
  • Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

  • По двору она гуляет,
  • Травку кушать обожает.
  • «Кря» кричит, это не шутка,
  • Звать ее, конечно, …(Утка)

  • Ест траву, жуёт, молчит…
  • А потом полдня мычит:
  • - Мне погладите бока –
  • Дам парного молока! (Корова)

  • Наша милая подружка,
  • Даст нам перьев на подушку,
  • Даст яичек для блинов,
  • Куличей для пирогов. (Курица)

  • Вместо хвостика — крючок,
  • Вместо носа — пятачок.
  • Пятачок дырявый,
  • А крючок вертлявый. (Свинья)

  • Белый хвост, чёрный нос
  • Наши тапочки унёс
  • В уголок под кровать -
  • И не хочет отдавать. (Собака, щенок)

  • Норовит щипнуть за ноги,
  • Я гоню его с дороги:
  • "Прочь! Тебя я не боюсь!"
  • "Га-га-га!" – смеётся... (Гусь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали и все картинки показали. Давайте теперь немного поиграем

Игра «Выбери правильно: Да-нет» (игра на внимание)

Воспитатель: Если ребята вы со мной согласны, отвечаете: «Да - да, это так!» и хлопаете в ладоши. Если нет: «Нет-нет, это не так!» и топаете ногами. Выполняют стоя, показывая и проговаривая.

Корова дает молоко …(«Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Домашние животные могут жить в лесу. («Нет-нет, это не так!», топают ногами)

Человек заботится о домашних животных. («Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Свинарка ухаживает за лошадьми. («Нет-нет, это не так!», топают ногами)

Для лошадей строят конюшни. («Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Коза бодается…(«Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Собака читает журнал …(«Нет-нет, это не так!», топают ногами)

Кошка спит…(«Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Свинка лает гав-гав-гав…(«Нет-нет, это не так!», топают ногами)

Петух рано встает…(«Да - да, это так!», хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Знаете, дети, у каждого из этих животных есть свои детеныши, которых они любят, заботятся о них, защищают, как ваши мамы и папы.

  • Кто ребенка нежно любит?
  • Кто малышку приголубит?
  • Кто от ветра защитит?
  • Поругает и простит?
  • Кто укроет одеяльцем?
  • Напоит кто молочком?
  • Кто расскажет сказку на ночь
  • Тихим добрым шепотком?
  • Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
  • У котенка, у теленка
  • У щенка, у жеребенка
  • Есть ли мама?
  • Вот о чем поведем мы разговор.

Воспитатель: Однажды детки наших животных убежали на лужок, одни, без спроса и заблудились. Испугались малыши и стали звать своих мам. Давайте, дети, поможем им.

Дидактическая игра « Найди маму детеныша или птенчика» Воспитатель называет животное, а ребенок его детеныша. Берёт картинку и кладёт рядом с картинкой мамы.

  • У собаки кто? - щенок;
  • У коровы кто? - теленок;
  • У курицы кто? – цыпленок;
  • У лошади кто? - жеребенок;
  • У кошки кто? - котенок;
  • У гуся кто? – гусёнок;
  • У свиньи кто? - поросенок;
  • У козы кто? - козленок;
  • У утки кто? – утёнок;
  • У кролика кто? - крольчонок.
  • У овцы кто? – ягнёнок.

Воспитатель: Детеныши и их мамы говорят нам спасибо за то, что помогли им не потеряться. А теперь немного отдохнём.

Динамическая пауза

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (Ходят на месте вперевалочку).

Наши гуси у пруда –

Га-га-га, га-га-га! (Ходят на месте, вытягивают шею вперед, руки назад).

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко, ко-ко-ко! (Ходят на месте, делают махи «крыльями»).

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру (Ходят на месте с высоко поднятыми ногами).

Нам споет: ку-ка-ре-ку! (Вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки)

Воспитатель: Дети, сейчас мы поиграем в игру «Назови семью». Я вам говору семья кошек, а вы мне говорите: папа – кот, мама – кошка, один детёныш – котёнок, много детёнышей – котята;

Воспитатель: семья лошадей

Дети: папа - конь, мама - лошадь, один детеныш - жеребенок, много детенышей – жеребята;

Воспитатель: семья гусей

Дети: папа – гусь, мама- гусыня, один птенец – гусёнок, много птенцов – гусята;

Воспитатель: семья собак

Дети: папа – пёс, мама – собака, один детёныш – щенок, много детёнышей – щенята;

Воспитатель: семья коз

Дети: папа – козёл, мама – коза, один детёныш – козлёнок, много детёнышей – козлята;

Воспитатель: семья уток

Дети: папа – селезень, мама- утка, один птенец – утёнок, много птенцов – утята;

Воспитатель: семья овец

Дети: папа – баран, мама – овца, один детёныш – ягнёнок, много детёнышей – ягнята;

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, наша кошечка немного заскучала. Давайте ее погладим и скажем ей ласковые слова.

Дети: называют кошку ласковыми словами (ласковая, красивая, милая, пушистая)

Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете. Дети, о чем мы говорили? Что понравилось больше всего?

Дети: О домашних животных и домашних птицах.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы. Ребята, запомните домашних животных и птиц нужно беречь, заботиться о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».

Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что   развивает и обогащает ...

Занятие по развитию речи в старшей группе по теме: «Домашние животные и птицы»

Занятие развивает творческое воображение, мышление через осмысливание характеров и поступков персонажей....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Домашние животные"

НОД расширяет представления детей о домашних животных: овце, корове, козе, об особенностях их поведения, о том, что едят, какую пользу приносят; уточняет знания о труде людей по уходу за домашними жив...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Домашние животные»

Программное содержание: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме " Домашние животные"( животное, корова , с...

Методический материал. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы»

Воспитатель ГБДОУ  детский сад №12 компенсирующего вида Московского района г. Санкт-Петербурга  Федорова Ксения Николаевна Задачи. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, вниман...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные».

развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах....