Использование дидактических сенсорных игр для развития речи у детей раннего возраста.
материал по развитию речи (младшая группа)

Краснова Евгения Борисовна

Материал из опыта работы по программе "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnova.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Автор: Краснова Евгения Борисовна

воспитатель,

МДОУ-детский сад №17 «Алёнка»

Думаю, что не скажу ничего нового о проблеме развития речи у современных дошкольников. Что является причиной данного факта, тоже большой вопрос. Много есть мнений, гипотез и предположений. Но факт остается фактом. И никто из нас не умоляет значения развития речи у детей. Об этом давно сказали наши педагоги-классики, и давно доказано жизнью.

Поэтому в нашей группе раннего возраста, мы уделяем огромное значение развитию речи. Используем разные средства и формы работы. Хочется с Вами поделиться своим опытом. В этом учебном году нами на базе инновационной площадке реализуется программа «Теремок». В ней большое внимание уделено сенсорным дидактическим играм. Нам очень понравились эти нетрадиционные игры. Стоило только начать, и к октябрю у нас уже было достаточно много материала. Игры, которые направлены на развития моторики, сенсорики повлияли на наших деток. Во-первых, они быстрее адаптировались, во-вторых стали лучше манипулировать с предметами, и в-третьих у них  активизировалась речь . Даже те детки, которые пришли без навыков общения, заговорили.

Нами были выбраны  игры, которые на наш взгляд способствовали развитию речи у малышей. Также разработаны методички как их нужно  использовать на фронтальных  и групповых занятиях, и конечно же в индивидуальной и свободной деятельности:

  • игры из бросового материала: «Втыкалочки», «Веселый паровозик», «Где чей домик?», «Разноцветные крышечки», «Пушистики», «Прищепочки».
  • игры на развитие сенсорики: «Сенсорный цветочек», «Дидактический куб», «Дидактическая юбка».
  • игры на развитие речевого дыхания: «Поддувалочки», «Веселые шарики», «Разноцветные перышки».

Представим Вашему вниманию некоторые из них:

«Втыкалочки» - изготовлены из пустых банок из под смеси и крышек любых размеров. В крышке делает прорезь по размеру крышки. На баночку наклеивается изображение любого животного или игрушки. Можно кормить его угощением: для собачки – косточки, для матрешки – печенье и т. д. В период адаптации нас просто выручили эти игрушки. Детки так увлекались, что на некоторое время забывали о мамочке. Втыкалочки мы использовали в основном для индивидуальной работе или в свободной деятельности детей. Цель игры:  развитие мелкой моторики, взаимодействие системы рука-глаз. Во время игры можно проговаривать кто как кричит, рассказать стишок о мишке, назвать цвет печенья .

«Веселый паравозик» - изготовлен коробки и крышек. С помощью крышек дети развивают мелкую моторику

В начале учебного года было проведено родительское собрание, педагоги группы познакомили родителей с играми. Объяснили им огромное значение таких игр для развития речи детей. Многие родители отозвались для продолжения пополнения таких игр. Была сшита дидактическая юбка, сенсорный цветок, изготовлены «Бизиборды».

«Дидактическая юбка»

Дидактическая юбка состоит из большого количества деталей. Это карманы разных цветов, карманы с изображением геометрических фигур, различные застежки. Ленточки и многое другое. Это юбка помогает детям включиться в разнообразные игры, предложенные педагогом. Они манипулируют с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Педагог, завлекая детей необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть с деталями юбки. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт.

Задачи:

  • Создать теплые и доверительные отношения между педагогом и ребенком
  • Развивать эмоционально – волевую сферу
  • Развивать психические процессы у детей (восприятие, внимание, память)
  • Развивать творческие способности, воображение, речь
  • Развивать познавательную и исследовательскую активность
  • Развивать мелкую моторику
  • Развивать коммуникативные способности

«Дифференциация по цвету»

Ребенку предлагается разложить разноцветные орешки, геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные,в синие - синие.

«Что в мешочках?» 
Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.

"Угадай на ощупь"

Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, "кирпичик"). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы. 
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.). 

«Заплети косички»
Предлагаем малышу заплести косичку из  лент.

«Шнуровки» и  « Молнии»
Предложите ребенку поиграть в различные виды шнуровок, и молний.

Дидактическая юбка используется на занятиях, в играх и в развлекательной деятельности. Детям очень нравится с ней играть, при этом ребята мало того что развивают свою мелкую моторику, они конечно формируют свою речь. Так мы достигает нашу цель.

Результат нашей деятельности был также представлен на городском конкурсе «Говорящая среда», и был высоко оценен членами жюри.

Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития. В результате были сделаны выводы:  наши ребята стали более активны, у них расширился словарный запас, формируется фонематический слух, звуковая культура речи. Они научились взаимодействовать с взрослыми и друг с другом.

Полученные данные также показали, что правильно подобранные сенсорные дидактические игры - создают условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития

Список использованных источников:

1.Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от

двух месяцев до трех лет [ текст]— М.:Издательский дом «Цветной мир», 2019 — 160 с.

2. Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» [ текст] – издательский дом «Цветной мир», 2018. – 80 с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактических игр". Мастер-класс

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объя...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

laquo;Дидактическая игра-это специально сознанная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу,скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»К.Н. ПоливановаДля детей ...

Дидактическая игра как средство развития речи у детей раннего возраста

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста "Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»".

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Развитие речи» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года).Тема: «Дидактическое ...

Дидактическая игра, как средство развития речи у детей раннего возраста

Вводная часть.Задачи дидактической игры на занятиях по развитию речи.Направления организации дидактических игр по развитию речи.Требования к нагляному материалу для диактических игр....

Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....

Презентация «Дидактические игры как способ развития речи у детей раннего возраста».

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями...