Конспект занятия по чтению художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Реховская Людмила Викторовна

Конспект занятия по чтению художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в средней группе

                Подготовила :

воспитатель Л.В.Реховская

Г.Улан-Удэ

2016г.

Конспект занятия по художественной литературе детей  средней группы. 

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. 
Цели и задачи
Обучающие: 
• расширять знания детей о русских народных сказках;
• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
• учить детей анализировать сказку;
• учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
• обучать детей правилам кукловождения; 
• формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой;
• научить понимать ценность сплочённости, взаимопонимания, помощи окружающим
Развивающие:
• развивать интерес к русским народным сказкам;
• приобщать детей к истокам русской культуры;
• развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
• развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
• развивать средства выразительности (вербальные и невербальные) в речи, актерском мастерстве;
• обогащать эмоции детей.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
• воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
• формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге.

Действующие лица :
• Сказочник (взрослый)
• Мышка-норушка
• Лягушка – квакушка
• Зайчик - побегайчик
• Лиса-краса
• Волчок – серый бочок
• Медведь – косолапый
Оборудование: теремок небольшой и теремок побольше.
Предварительная работа:

1.Чтение народных сказок, соответствующих данной тематике («Рукавичка», «Зимовье зверей» и т.д.

2. Рассматривание картин к народным сказкам.
3. Обыгрывание сказок театра. 
4. Разгадывание загадок. 
5. Настольная игра «Угадай сказку». 
1) Дидактическая игра «Кто в рукавичке живет?» 
2) Дидактическая игра по сказкам «Продолжи сказку».

 
 В групповой ширма. На ширме декорация – небольшой теремок, деревья ).


Ход занятия

1.Организационный момент. (дети гуляют по группе.
Воспитатель входит с корзинкой. В ней лежат герои настольной сказки «Теремок» 
Воспитатель: 
По дорожке в лес я шла. 
И  корзиночку нашла. 
А корзинка непростая,

Вовсе даже не пустая. 
Чтобы узнать, что или кто там находится, вам надо отгадать загадки. 
Слушайте ребята внимательно! 
Воспитатель загадывает загадки:

Пи, пи, пи - она сказала, 
Сразу в норку убежала. 
Что же это за малышка? 
Это маленькая (Мышь)

На лугу по кочкам
Прыгает листочек!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это?     (Лягушка)

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

 (Заяц)

 Хвост пушистый, мех золотистый, 
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

Если долго в брюшке пусто, 
На луну он воет грустно. (Волк) 
 
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь) 

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на стол фигурки животных . 

2. Основная часть
Воспитатель: 
Вот и подарок пустой. 
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас много животных? 
Ребята давайте вспомним. где живет зайчик? 
Дети: Под кустом. 
Воспитатель: Как называется дом у мышки? 
Дети: Норка. 
Воспитатель: Как называется дом у лисы? 
Дети: Нора. 
Воспитатель: Где живет волк? Лягушка? 
Дети: В логове. В болоте.
Воспитатель: Как называется дом медведя? 
Дети: Берлога. 
Воспитатель: Ребята, в какой сказке эти звери все вместе встретились? 
Дети: «Теремок» 
Воспитатель: И у нас есть теремок. 
Дети встают у стульчиков. 
Пальчиковая гимнастика «Замок». 
На дверях висит замок. - Пальцы в замочек, слегка покачивать 
Кто его открыть бы смог? - "замочком" вперед-назад 
Мы замочком повертели, - Повертеть "замочком" 
Мы замочком покрутили - Пальцы, остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. 
Мы замочком постучали, - Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. 
Постучали, и открыли! - Показать ладошки. 

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: В какую сказку мы открыли дверь?
Сказка «Теремок». 
Сказочник: 

Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
В мире много сказок –
Грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка - впереди. 
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»

Теремок на новый лад, мы покажем вам сейчас

Звучит музыка леса (либо музыка «Начало сказки»). Начинается сказка. 
Сказочник:
В чистом поле теремок- теремок.
Он не низок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река, 
А вокруг стоит лесок,
Тут мышка мимо шла,
К теремочку подошла.
Появляется Мышка и направляется к теремку.
Мышка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Сказочник:
Никто не ответил Мышке.
И решила Мышка:
Мышка:
Хватит мне бродить по свету.
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Теремочек будет мой!
Сказочник:
Только свет зажгла норушка,
Появляется Лягушка.
Лягушка направляется к теремку.
Лягушка:
Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка выглядывает из окна (либо, находясь за ширмой, произносит свой текст).
Мышка:
Я – Мышка-норушка, 
А ты кто?
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоём.
Мышка:
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоём,
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьём.
Лягушка входит в дом.
Сказочник:
Поселилась Мышь с Лягушкой -
Лупоглазою подружкой,
Топят печь, зерно толкут,
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько.
Сказочник: 
Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.
Зайчик скачет к теремку.
Зайчик:
Что за славный теремок?
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
Со своей принцессой.
Посажу я огород рядом на лужайке. 
Кто там, в тереме живет, расскажите Зайке.
В окне появляются мышка и лягушка (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка: 
Я – Мышка-норушка.
Лягушка: 
Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик:
Я –Зайчик-побегайчик.
Вы пустите меня жить.
Я хороший зайчик.
Мышка и лягушка: 
Иди к нам жить, втроём веселей!
Сказочник:
Вот живут они втроем,
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, 
Зайчик-побегайчик.
Живут-поживают, добра наживают.
Сказочник: 
Вот идёт Лисичка-сестричка.
Лиса подходит к теремку.
Лисичка:
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный.
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери.
Кто тут в тереме живет?
Люди или звери?
В окне появляются мышка, лягушка, зайчик (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка: Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка. 
Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка: А я Лисичка-сестричка
Лягушка:
Заходи, кума, смелей!
Вместе будет веселей!
Лиса входит в дом.
Сказочник:
Вот живут они, играют,
И печаль они не знают,
Не грозят им шум и гам, 
Спят спокойно по ночам.
Вдруг крадется серый волк.
Волк:
Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
Волк прислушивается, стучит в дверь.
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы не съем.
Из теремка по очереди робко выходят звери и представляются волку (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка: 
Я – Мышка-норушка.
Лягушка: 
Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик: 
Я –Зайчик-побегайчик.
Лисичка
А я Лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк: 
Я – Волчок серый бочок.
Зайчик: 
Ладно, серый, заходи! Только не кусайся!
Сказочник:
Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.
В это время из-за ели,
Вышел Мишка-косолапый.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь подходит к теремку и ревёт.
Мишка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Звери выглядывают из теремка и выходят (либо, находясь за ширмой, произносят свой текст).
Мышка: 
Я – Мышка-норушка.
Лягушка: 
Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик: 
Я – Зайчик-побегайчик.
Лисичка: 
А я Лисичка-сестричка.
Волчок: 
Я – Волчок серый бочок. А ты кто?
Мишка:
А я Мишка косолапый,
С вами жить хочу и я.
Звери:
Нет, медведь, не надо!
Больно ты огромен!
Мишка
Да не бойтесь, помещусь!
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Теремок начинает шататься.
Сказочник:
Еле-еле успели выскочить из теремка:
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, 
Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок.
Звери по очереди выбегают из теремка. Теремок падает.
Звери:
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Что ж ты, Мишка, натворил?
Мишка:
Ну, простите вы меня.
Я ведь не нарочно!
В нем и так жить можно!
Лиса: 
Жить теперь-то будем как?
Мишка: 
Не могу представить.
Лягушка: 
Если сделал что не так, то сумей исправить!
Волк: 
Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Зайчик: 
Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Сказочник:
И пошла у них работа: принялись они бревна носить,
доски пилить – новый теремок строить.
Работали дружно, весело.
И построили теремок новый, красивый, просторный! 
Лучше прежнего выстроили! 
На ширме – большой теремок.
Все звери: 
Мы теперь здесь все друзья!
Всем гостям мы рады!

3. Заключительная часть.Рефлексия:

Сказочник:
Сказке наступил конец, 
А кто слушал, молодец.
Дружба сказке помогла.
С дружбой спорятся дела.
Всем советуем дружить
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить на свете.
Ни за что, ни за что, ни за что на свете!
Воспитатель: Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных? 
Как она называется? «Теремок». 
Назовите тех, кто поселился в домике ? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Где звери наши теремок? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Что говорили звери, когда просились в теремок? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища? 
Зайка - побегайка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый. 
Воспитатель: Молодцы. Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания!

.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Путешествие в сказочный лес»

(младший дошкольный возраст)

Использование современных образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационные технологии
  • игровая технология

   здоровьесберегающие технологии

Средства ИКТ: компьютер с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

Цель: Закрепить знания о русских народных сказках, формировать доброжелательное отношение к русскому фольклору.

Задачи:

ОбразовательныеОбогащать  опыт детей за счет разных фольклорных форм, способствовать пониманию и восприятию происходящего  детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять и оценивать яркие поступки  героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий.

Вызвать желание рассказывать о том, что случилось с героями произведений, описывать характер, внешний вид и поступки героев:  лиса - хитрая, колобок – веселый, непослушный и др.

Приобщать детей к театрализованной деятельности; учить передавать эмоциональный образ и действия героев.

Закреплять знания о различных видах транспорта

Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из двух - трех простых фраз.

Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и  играх эстетической направленности, рисовать совместно со взрослыми и самостоятельно.

Воспитательные: Вызвать интерес к русским народным сказкам, способствовать развитию послушания, дружеских взаимоотношений , желание помочь товарищу в трудной ситуации; побуждать к бережному отношению к своему здоровью. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведения.

Материал к занятию: ЭОР по теме НОД, иллюстрации к русским народным сказкам «Колобок», «Кот, лиса и Петух», «Теремок», «волшебная» музыка, кукла би-ба-бо Лиса, коврик, книга сказок, фигурки героев сказок, емкость с фасолью, шапочка зайчика

Ход НОД:

Дети заходят в группу, звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (дети предлагают варианты видов транспорта). А есть еще волшебный транспорт – ковер-самолет (разворачивает коврик, стелит на пол)

Вот на этом  сказочном ковре – самолете  и отправимся мы с вами в путешествие   по сказкам. Согласны? Чтобы полетел он, надо сказать волшебные слова, давайте произнесем! (раз, два, три, в путешествие лети!) (звучит музыка, на интерактивной доске слайд-шоу разных сказок).- Ура! Мы летим! Ребята держитесь крепче, наш ковер летит быстро, над морями, над горами, над дремучими лесами.

- Ой, кажется, кто-то нас видит и приглашает приземлиться (воспитатель надевает на руку куклу би-ба-бо Лисичку)

Здравствуйте, я Лиса-Патрикеевна, хозяйка волшебного леса сказок.

А вы знаете сказки? (да!)

- Я сейчас посмотрю, как вы сказки знаете, проходите на мою полянку и садитесь поудобнее.

- Вот смотрите сколько у меня сказок есть. (показывает книгу)

                           Сказки просят  - а сейчас

                            Вы друзья узнайте нас!

Угадайте, кто это?

                           «Не лежалось на окошке

                             Покатился по дорожке».

(колобок)

   Правильно, это герой  русской народной сказки «Колобок»

- Дети, а кого Колобок встретил на дорожке? (зайца, волка, медведя, лису)

- А давайте теперь поиграем, кто из вас хочет быть Колобком и спеть его песенку.(дети играют)

Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц.

Заяц – Колобок, Колобок я тебя съем.

Колобок - не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

     «Песенка Колобка»(дети поют песню колобка)

Давайте пальчиком на интерактивной доске проведем колобка по лесной тропинке (дети выполняют)

- Дети, а что же случилось, когда Колобка встретила лиса?

- А почему же лиса съела Колобка, какая она была? (хитрая)

- А какой Колобок был? (непослушный)

- Правильно, дети, поэтому с ним и случилась беда.

                                «Из дома ушел Колобок навсегда,

                                  Будет теперь у лисицы еда,

                                 По лесу не нужно гулять одному,

                                  Тогда не достался бы он никому»

- А у вас в группе есть непослушные дети? (нет)

Воспитатель: Я думаю наши ребята всегда слушаются,  и с ними не случается таких историй

Лиса-Патрикеевна: (выставляет пальчиковый театр – лису, петуха, кота)

А эти гости из какой сказки к нам пришли? (Кот, лиса и петух)

- Правильно, а что же случилось в сказке с петушком? (его лиса унесла)

А почему же его лиса унесла? (петушок непослушный был, открыл лисе окошко)

Ребята, нужно всегда быть послушными и никогда не открывать дверь чужому человеку, что бы он вам не говорил.

Как Петушок звал на помощь кота?

«Слова Петушка о помощи».

Каким был Кот? (добрым и сильным) И конечно же нужно всегда помогать друзьям в беде, как Кот помог Петушку.

Лиса-Патрикеевна: Давайте поиграем с вами – вы будете петушками, а я буду вас ловить. Кого поймаю – унесу к себе домой! (подвижная игра с элементами релаксации)

Лиса-Патрикеевна: Ох, и устала я, никого не поймала – такие вы ловкие и смелые! Теперь пора отдохнуть – заглянуть в мою коробочку с секретом! (дети ищут в коробке с фасолью на ощупь и вытаскивают героев сказки «Теремок».

Что за сказка к нам в гости пришла? («Теремок») А кто жил в теремке? (дети перечисляют)

Правильно всех героев сказки знаете, а  теперь давайте вспомним, что же случилось с героями сказки, когда пришел медведь? (зачитывает отрывок, на интерактивной доске иллюстрация к сказке)

«Вдруг идет мимо медведь косолапый,

Увидел медведь теремок, услыхал песни,

Остановился и заревел во всю мочь:

-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

-Я, мышка-норушка!....(Дети продолжают слова героев сказки).

Влез медведь на крышу, раздавил теремок

Еле успели выскочить зверушки, все целы и невредимы.

Принялись новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!»

Лиса-Патрикеевна: Дети, а почему звери так быстро выстроили теремок? (строили вместе, дружно) Давайте все вместе поможем  героям сказки и построим им новый Теремок. (Дети подходят к столу с краской и бумагой и большой кистью проводят по бумаге, Теремок, заранее нарисованный свечой восковой, проявляется в процессе закрашивания).Молодцы, мы очень помогли зверушкам, это по товарищески - нужно всегда помогать друзьям! За это я вам дарю волшебную книгу сказок, которую вы сможете читать вместе с воспитателем!

А теперь вам пора возвращаться назад в детский сад! (дети садятся на «ковер-самолет» и летят под музыку)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по чтению художественной литературы На тему: «Богатыри земли русской» Подготовительная логопедическая группа

Цели и задачи:• рассказать детям о былинных богатырях;• познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри»;• повторить и закрепить у детей знания о богатырях;• развивать речь детей, умение внимательно слу...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Конспект занятия «Чтение художественной литературы».

Познакомить детей с новым произведением, учить слушать, следить за развитием действий. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Воспитывать интерес к явлениям природы, отражать свои впечатлен...

Конспект занятия «Чтение художественной литературы»

Конспект занятия по разделу «Чтение художественной литературы» на тему: «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» в старшей группе ...

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.

Конспект заняимя. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей со стихотворением, дать возможность детям договаривать слова, фразы....

Конспект ООД "чтение художественной литературы и художественное творчество " аппликация

                             Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и художественному творчест...