Развитие правильного звукопроизношения
консультация по развитию речи

Казакова Любовь Ивановна

Как развивается речь ребенка от рождения до школьного возраста, на что нужно обратить внимание родителям и педагогам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pravilnogo_proiznosheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного звукопроизношения

Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это часть общего недоразвития речи. Есть нарушения, которые ведут к недоразвитию звукобуквенного анализа и синтеза, а следственно и к нарушениям чтения и письма:

  • Замены     (С  на   Ш),    (Ж   на   З),    (Р  на Л),   (Л  на  В);
  • Дефекты смягчения    (С  на  Сь),  (Л  на  Ль);
  • Отсутствие звуков    чаще (Р. Л)

А есть дефекты, которые могут и не вести к недостаткам фонематических процессов (так называемые косметические дефекты):

  • Межзубное положение языка при произнесении свистящих и шипящих;
  • «Горловое звучание» звука  Р или  Л.

Но эти дефекты, чаще всего свидетельствуют о патологии строения и иннервации речевого аппарата. Поэтому их сложнее всего ввести в речь ребёнка.

     

       Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня, спинки, передней части, боковых краев, кончика. И от точности, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата зависит овладение ребёнком правильного произношения.

Упражнения для артикуляционной гимнастики не подбираются произвольно, их подбирают под положение органов артикуляционного аппарата тех или иных групп звуков.

Для  свистящих:  «Улыбка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Часики» и т.д.

Для шипящих: «Лопаточка», «Катушка», «Киска сердится», «Чашечка», «Трубочка»;

Для соноров: «Качели», «Индюшка», «Непослушный язычок», «Пароход гудит», «Барабанчик», «Грибок», «Лошадка».

Поиграйте с ребенком в увлекательную игру, рассказывая при этом сказку о веселом язычке - и в увлекательной, интересной форме поможете своему малышу укрепить мышцы язычка!

Артикуляционная  гимнастика

Жил-был весёлый  Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко (открыть широко рот). Посмотрел налево, направо (движения языком). Вниз посмотрел. Ночью шёл дождь:  нет ли луж?  Вверх посмотрел: светит ли солнышко? Закрыл окошко (закрыть рот). Побежал Язычок в ванную умываться (движения руками и ногами – бег). Открыл дверь ванной (движения рукой). Дверь заскрипела: «н-н-н..» .«Надо смазать дверь», - подумал Язычок. Вошёл он в ванную. Включил свет - «чик». Открыл кран – «чик-чик-чик». Полилась горячая вода: «Ш-ш-ш..» «Ой!» – испугался Язычок и отдёрнул руки (показать испуг). Надо открыть какую воду? Правильно, холодную: «чик-чик-чик». И Язычок открыл кран с холодной водой:  «С-с-с…».Стал он умываться.

Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние.

Пополоскал рот.

Умылся ещё раз.

Вытерся.

Закрыл кран с холодной водой «чик..».

Закрыл кран с горячей «чик..».

Погасил свет «чик».  Закрыл дверь и побежал на кухню завтракать.

А на кухне мама печёт пироги.

«Мамочка, здравствуй! – крикнул радостно Язычок. – Я тебя очень люблю!!!»   (повторить раскинув руки)

«Здравствуй, сыночек! Помогай мне тесто месить (пошлёпать языком по губам и покусывать его).

Испекли они пирожки и Язычок съел три пирожка, выпил молока из чашечки (приподнять кончик языка). Сказал: «Спасибо» и попросился у мамы погулять.

Взял весёлый Язычок дудочку и заиграл на ней. «Ду-ду-ду!»

Вышел он на крыльцо и увидел длинный забор. Вот какой (обнажить сомкнутые зубы).

Маляр красил забор (движения языком по зубам).

«Смотри, Язычок, - сказал маляр, - возле забора вырос грибок».

«Как хорошо!» (присосать язык к верхнему нёбу).

Вдруг Язычок увидел кошку (кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнуть).

А Язычок побежал к своей лошадке. Покатался он на ней.(цокать языком).

Потом Язычок побежал во двор, где важно ходил индюк. Он без умолку болтал: «бл-бл-бл-бл…».

Весёлый Язычок покатался на качелях (язык поднимать вверх и вниз).

Посмотрел на часы, а они то стоят. Надо завести…(движения языком в право и  в лево)

Дома его ждала мама. Она подарила Язычку красивую гармошку

(присосать язык вверх, не отрывая языка открывать и закрывать рот),  и

барабан.

Взял палочки Язычок и заиграл весёлый марш «дэ-дэ, дэ-дэ-дэ..»

(ударять по верхнему нёбу).

Очень был рад новым игрушкам Язычок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Игры и упражнения для развития правильного звукоподражания...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"

ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...

Картотека дидактических игр по развитию речи в младшей группе (развитие правильного звукопроизношения)

laquo;ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подра...