Картотека чистоговорок для развития речи в старшей группе
картотека по развитию речи (старшая группа)

Рубцова Анна Николаевна

Развитие фонематического слуха; расширить представление детей о своем языке, культуре и традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki_i_skorogovorki.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Картотека чистоговорок  и скороговорок для развития речи

         (для детей старшего дошкольного возраста)

 Для развития чистой грамотной речи ребенка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. четкое, чистое звукопроизношение.  Существует  множество различных методик для развития речи ребенка. Незаменимыми помощниками в  этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми.  Скороговорки и чистоговорки самые,  пожалуй, древние, самые  интересные и занятные, самые доступные из них. Они  помогают отработать правильное произношение определенного звука, улучшают дикцию, развивают чувство ритма, память, воображение, расширяют словарный запас, развивают грамматический строй речи.

Цель:  учить детей отчетливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

Образовательные: 

учить детей правильно  произносить звуки, отчетливо  произносить скороговорки, вырабатывать интонационную выразительность речи.

Повысить интерес к устному народному творчеству, умение правильно произносить слова, фразы, скороговорки.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Буква «С»

Са-са-са в лесу бегает лиса

Со-со-со у Вовы колесо

Ас-ас-ас у нас огонь погас

Ос-ос-ос на поляне много ос

Усь-усь-усь на лугу пасется гусь.

***

Са-са-са на траве роса.

Са-са-са у меня коса.

Су-су-су заплету косу.

Су-су-су тихо осенью в лесу.

Сы-сы-сы есть лисята у лисы.

Со-со-со у Сони колесо.

***

У осы не усы, а усики.

Коса,  коса, пока роса.

Роса долой, коса домой.

***

У маленькой Сони сани едут сами.

***

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

***
Сидел воробей на сосне,

Заснул – и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

***

Верещунья-белобока, а зовут его … (сорока).

***

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска).

***

Слова на букву «С»: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сапоги, салют, самолет, самокат, стакан, стул, скамейка, стол (буква «С» в начале);

Оса, бусы, усы, весы, косы, колесо, фасоль, колбаса (буква «С» в середине);

Нес, пес, лес, навес, ананас, автобус, компас (буква «С» в конце).

***

Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке.

А Маруся не каталась,

В снег упасть она боялась.

***

Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

***

Са-са-са летела оса.

Су-су-су поймали осу.

Сы-сы-сы у осы усы.

***

Снег сегодня шел с утра.

Рада снегу детвора.

Снег в беседке,

Снег на листьях,

Снег у Светы на ресницах.

***

Са-са-са шла лиса.

Со-со-со у меня колесо.

Сы-сы-сы у сома усы.

Ас-ас-ас купили квас.

Аска-аска у меня маска.

Иска-иска на столе миска.

***

Везет на горку Саня

За собою сани.

Едет с горки Саня,

А на Сане – сани.

***

Сеня вез воз сена.

Саша любит сушки,

А Соня – ватрушки.

***

Ах вы, сени, сени.

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

***

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась

О гуся бабуся –

Все бусы склевали

По бусинке гуси.

***

Оса  уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Буква «З»

За-за-за   уходи домой, коза

Зу-зу-зу  моем Катю мы в тазу.

***

У зайки Бубы заболели зубы,

У маленькой Зины бузина в корзине.

***

Соня Зине принесла бузины в корзине

Сеня Незнайка, а Зина зазнайка.

Идет с козой  косой козел

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

***

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула … (зайчишку).

***

Телефон опять звонит

От него в ушах … (звенит).

***

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

Слова на букву «З»: зубы, запятая, завод, заяц, зонт (буква «З» в начале слов); коза, береза, глаза, ваза, изба, гнездо (буква «З» в середине слов); зима, зебра, зеркало, Зина, зяблик (буква «З» в начале слов).

***

За-за-за капусту ест коза.

Зя-зя-зя поймали мы язя.

Зи-зи-зи сено отвези.

Зе-зе-зе дам траву козе.

Зы-зы-зы новые тазы.

Зу-зу-зу мы видели козу.

***

- Заяц, заяц, чем ты занят?

- Кочерыжку разгрызаю.

- А чему ты, заяц, рад?

- Рад, что зубы не болят.

***

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзинку Назар.

***

Взялись зайцы за бока,

Заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота!

Заиграли в дудки.

***

За-за-за на лугу коза.

Зу-зу-зу привели козу.

Зы-зы-зы колокольчик у козы.

***

Зоя азбуку взяла,

Букву «З» в ней назвала.

***

За-за-за здесь привязана коза.

Зы-зы-зы  мало травки у козы.

Зу-зу-зу отвязали мы козу.

За-за-за залезает в сад коза.

Зу-зу-зу привязали мы козу.

***

Буква «Ц»

Цо-цо-цо на руке кольцо.

Цы-цы-цы поспели огурцы.

Ец-ец-ец очень вкусный огурец.

***

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо по улице.

***

Стоит цапля у болотца,

Улыбается, смеется.

Нагнись в корытце

Напиться водицы.

***

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

***

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать … (Цветок).

***

Не хотел котенок мыться –

Убежал он из … (корытца).

***

Слова на букву «Ц»: боец, пловец, палец, танец, заяц, отец, месяц, леденец, кузнец, гостинец (буква «Ц» в конце слов); лицо, яйцо, овца, кольцо, солнце, больница (буква «Ц» в середине слов); цепь, цапля, цветок, цыпленок, цемент (буква «Ц» в начале слов).

***

Ца-ца-ца  белая овца.

Цо-цо-цо  съели мы яйцо.

Цу-цу-цу  мы видели овцу.

Цы-цы-цы  ели огурцы.

Це-це-це  румянец на лице.

***

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

- Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

***

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы

Беленькая курица.

- Ты забыла улицу.

Это детский сад,

Но не для цыплят.

***

Ца-ца-ца варит мама три яйца.

Цо-цо-цо папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу нам с братишкой по яйцу.

***

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки.

Не боятся кадки!

Возле кадки блюдце –

Все они напьются.

***

Нам к обеду пригодится

Перец, огурец, горчица.

Буква «Ш»

Ша-ша-ша  у меня лапша.

Шо-шо-шо  летом хорошо.

Шу-шу-шу  я флагом машу.

Ши-ши-ши  это малыши.

Аша-аша-аша  это наша Маша.

Ошка-ошка-ошка  это наша кошка.

***

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише»

***

У речушки вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей,

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

***

Шли сорок мышей, несли сорок горшей.

***

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили,

Мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

***

Шест мышат в камышах шуршат.

***

Слова на букву «Ш»: шалун, шипы, шиповник, шило, шоколад, шуба, шапка, шов, шкаф, шлем (в начале слов); мыши, машина, каша, уши, башня, кошка, вишня, подушка, пушка, шишки (в середине слов); душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, шалаш, камыш (в конце слов). 

***

У Маши ложка в каше,

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку.

***

Вот детишки: Маша, Миша.

Маша меньше, Миша выше.

Миша Маше что-то пишет,

Отгадай, что пишет Миша?

***

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила шапку.

Хороша швея Наташа.

***

Ша-ша-ша  на столе стоит лапша.

Шу-шу-шу мы поели всю лапшу.

Ши-ши-ши и теперь сидим в тиши.

***

Наша Саша на опушке

С Лушей слушала кукушку.

Буква «Ж»

Жа-жа-жа мы видели ежа.

Жу-жу-жу на лужок хожу.

Жи-жи-жи у меня чижи.

Жок-жок-жок у меня флажок.

***

Я – жук, я – жук,

Я здесь живу.

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу и не тужу.

Всю жизнь жужжу.

***

Вышла  Женя погулять,

Стала дождик умолять:

«Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, не дожди.

Ты нам не нужен,

Не нужны и лужи!»

***

Дедушка Ежок, не ходи на бережок:

Там растаял снежок, заливает лужок.

Ты промочишь ножки-красные сапожки.

***

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

***

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

***

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

***

Испугали медвежонка еж с ежихой и ежонком.

***

Слова: жаба, жало, жакет, жилет, жук, желудь, желток, жираф, журнал, жемчуг (в начале); пижама, лужа, ножи, этажи, ежевика, манжет, ужи, кинжал, ежи, лужайка, снежок, флажок, дождик, одежда, ножницы, сапожок (в середине)

***

Жа-жа-жа есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи здесь живут ужи.

Же-же-же дождь прошел уже.

Жу-жу-жу молока дадим ежу.

***

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

***

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

***

Ель на ежика похожа:

Еж в иголках, елка – тоже.

***

Жук жужжит – жу-жу-жу!

Я живу – не тужу.

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

***

Слова на букву «Ж»: жалоба, жадина, жираф, жир, жаворонок, живот, житель (в начале слов); дождь, дружба; тележка, медвежата, флажок, кожа, пожар, ожог, рожок (в середине слов); сторож, уж, еж, нож, этаж (в конце слов).

***

Жа-жа-жа убежали два ежа.

Жу-жу-жу кофточку вяжу.

Жи-жи-жи под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи бегут ежи.

Жу-жу-жу молока дадим ежу.

Жу-жу-жу помогу ежу.

***

Жи-жи-жи  в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа  надо мной два этажа.

Же-же-же на каком я этаже?

***

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

Анализ научно-методического материала по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников показывает, что причиной возникновения трудностей в усвоении грамматических форм родного языка ...

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

Картотека игр по развитию речи в старшей группе...

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка...

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

Картотека игр по развитию речи в старшей группеРечь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Способность четко и последовательно выраж...

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

Картотека игр по развитию речи в старшей группе...

Картотека игр по Развитию речи в старшей группе

Картотекаигр по Развитию речи в старшей группе...

Картотека игр по развитию речи в старшей группе

Картотека игр по развитию речи в старшей группе...