План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сташкевич Л.В.

Программное содержание: 

Образовательная: 

-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая:

 -развивать гимнастику;

-продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

 

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

 

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему:

«Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: 

Образовательная: 

-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;

-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая:

 -развивать гимнастику;

-продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.

Предварительная работа:

 Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование:

картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

сюжетные картинки для составления рассказов, мяч, осенние листья.

Приветствие:

Я - твой друг и ты - мой друг! Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся! Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас гости, поприветствуем их в нашей группе.

Пройдите на свои места и присядьте на свои стульчики поудобнее.

Ход занятия:

1.      Организационный момент. Рассказ-загадка.

Вос. Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте догадаться, о каком времени года пойдет речь. (отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)

«В   лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной речки. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится?

Дети: Об осени.

Вос.

Назовите мне три месяца осени.

Дети:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вос.

Сегодня мы будем говорить и рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

 План рассказа.

1.Во – первых, расскажем о погоде в первые дни месяца. 

2.Затем расскажем об изменениях в природе и как готовятся к зиме животные.

3.И уже потом – чем заняты люди и как они одеты.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети:

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела.

Птицы собираются в стаи, и улетают в тёплые края.

Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

 Дети:

-Осенью часто идут дожди.

-Осенью начинает холодать.

-Бывают первые заморозки.

-Листья желтеют и опадают.

Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дул с самого утра, я шла на работу и встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил разноцветный мяч. «Мяч осенний, разноцветный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2.      Игра с мячом.

Давайте встанем все в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Дети Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. -дождь осенью (что делает?) –

Дети. Дождь осенью моросит, идет, льёт.

Вос. -урожай осенью (что делают?)  –

 Дети Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью(что делают?) —

Дети. Птицы осенью улетают.

Вос. -деревья осенью(что делают?) —

Дети Деревья осенью роняют листья.

Вос. -звери осенью (что делают?)—

Дети. Звери осенью делают запасы, меняют шубки.

Вос. А сейчас мы немного отдохнём.

 3.Физкультминутка «Осенние листья»

 Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на стульчики, на место аккуратно тихо сели. (присесть)

3.А теперь ребята, внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)

1) Наступила осень.

2)Солнышко все реже и реже выглядывает из-за   туч.

3)Деревья надели разноцветный наряд.

4)Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.

5)Часто идет холодный дождик. 

6)Птицы собираются и улетают в теплые края.

7)Животные делают запасы на зиму.

8)Дети осенью пошли в школу.

9)В лесу выросли грибы и ягоды.

10)Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

11) Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н. «Осень наступила».

                               Осень наступила,

                                Высохли цветы,

                                И глядят уныло

                                Голые кусты.

                                Вянет и желтеет

                                Травка на лугах,

                                Только зеленеет

                                Озимь на полях.

                                Туча небо кроет,

                                Солнце не блестит,

                                Ветер в поле воет,

                                Дождик моросит…

                                Зашумели воды

                                Быстрого ручья,

                                Птички улетели

                                В теплые края.

Вос.

Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Дети:

Грусть.

 Почему?

Дети:

Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать, дольше гулять на улице.

Воспитатель:

Ребята, какими словами поэт в стихотворении, говорит, что наступила осень.               Дети:

1.Небо закрыто тучами.

2.Солнце не светит.

3.Дует сильный ветер.

4.Идёт дождь.

Вос.

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

Осень по - своему прекрасна. Ранняя осень радует людей яркими красками. А дождливыми вечерами, мы можем собраться семьёй за общим столом выпить чашечку горячего чая с яблочным пирогом.

Вос.

Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Вос. Что бывает только осенью?

Дети: Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.

Вос.

5. А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да» и хлопать в ладоши, если это бывает осенью и «Нет» и топать ножками, если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы?

Да

Воспитатель:

Тучки солнце закрывают?

Да

Воспитатель:

Холодный ветер прилетает?

Да

Воспитатель:

Ну а птицы гнезда вьют?

Нет

Воспитатель:

А букашки прилетают?

Нет

Воспитатель:

Звери норки закрывают?

Да

Воспитатель:

Урожай все собирают?

Да

Воспитатель:

Птичьи стаи улетают?

Да

Воспитатель:

Часто-часто льют дожди?

Да

Воспитатель:

Достаем ли сапоги?

Да

Воспитатель:

Солнце светит очень жарко?

Нет

Вос.

Можно детям загорать?

Нет

Воспитатель:

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Да

Воспитатель:

6.Итог.

Молодцы, дети! Вы очень внимательные и знаете много признаков осени.

В подарок вам ветерок передал листочки с рисунками об осени для раскрашивания. Дома вам будет чем заняться и рассказать своим родным о признаках осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».

Учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Заучивание стихотворения  И. Белоусова «Осень»....

План-конспект по развитию речи в старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».

План-конспект по развитию речив старшей группе «Снежная и морозная. Составление описательного рассказа на тему «Зима».Образовательные задачи:связная речь: подвести к умению при ...