Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников); сюжетные картинки для составления рассказов; мяч; осенние листья.
Ход занятия:
Рассказ-загадка:
Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под клёнами и берёзами и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к тёплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»).
Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени.)
Назовите месяца осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь.).
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
А кто ещё знает признаки наступления осени? (Осенью часто идут дожди).
Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.
А ещё, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
2. Игра с мячом.
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Листья осенью (что делают?) – (Листья осенью желтеют и опадают).
Дождь осенью (что делает?) – (Дождь осенью моросит, идёт).
Урожай осенью (что делают?) – (Урожай осенью убирают).
Птицы осенью(что делают?) — (Птицы осенью улетают).
Деревья осенью(что делают?) — (Деревья осенью роняют листья).
Звери осенью (что делают?)— (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Осенние листья».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»).
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.:
«Осень наступила».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Какие чувства вызывает это стихотворение? (Грусть).
Почему? (Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень).
Найдите подтверждение своим словам в стихотворении:
(Небо закрыто тучами.
Солнце не светит.
Дует сильный ветер.
Идёт дождь).
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? (Мы говорили об осени).
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Холодный ветер прилетает? (Да)
Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
А букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают?(Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да)
Достаём ли сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов
на тему «Осень наступила».
Чтение стихотворений о ранней осени»
Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени
А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,
А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,
А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,
Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников); сюжетные картинки для составления рассказов; мяч; осенние листья.
Ход занятия:
Рассказ-загадка:
Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под клёнами и берёзами и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к тёплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»).
Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени.)
Назовите месяца осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь.).
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.
Трава пожелтела, птицы стали улетать.
А кто ещё знает признаки наступления осени? (Осенью часто идут дожди).
Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.
А ещё, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
2. Игра с мячом.
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Листья осенью (что делают?) – (Листья осенью желтеют и опадают).
Дождь осенью (что делает?) – (Дождь осенью моросит, идёт).
Урожай осенью (что делают?) – (Урожай осенью убирают).
Птицы осенью(что делают?) — (Птицы осенью улетают).
Деревья осенью(что делают?) — (Деревья осенью роняют листья).
Звери осенью (что делают?)— (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка «Осенние листья».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (лёгкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»).
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.:
«Осень наступила».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.
Какие чувства вызывает это стихотворение? (Грусть).
Почему? (Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень).
Найдите подтверждение своим словам в стихотворении:
(Небо закрыто тучами.
Солнце не светит.
Дует сильный ветер.
Идёт дождь).
Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? (Мы говорили об осени).
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Холодный ветер прилетает? (Да)
Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
А букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают?(Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да)
Достаём ли сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»
В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»
Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с жанрами живописи пейзажем и натюрмортом.2. Упражнять в подб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Заучивание стихотворения И.Белоусова "Осень"
Програмное содержание:Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворениеИ. А. Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказыв...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.
Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»; Развитие памяти, внимания, образного мышления.Задачи: - продолжать формировать умение слушать и запоминатьстихотворен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» 2022г
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сюжетных рассказов по картине «Собака со щенками». Заучивание стихотворения Кочнева «Подарок»
Цель: Закрепление навыков составления описательных рассказов по картине.Задачи обучающие:Закрепить представление детей о диких и домашних животных.Упражнять в подборе определений к описанию собаки и щ...