Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

 А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

 А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

 А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

 Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников); сюжетные картинки  для составления рассказов; мяч; осенние листья.

Ход занятия:

Рассказ-загадка:

Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

«В лесу  шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под клёнами и  берёзами и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались  с мест, и стаями летели к тёплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»).

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени.)

Назовите месяца осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь.).

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

А кто ещё знает признаки наступления осени? (Осенью часто идут дожди).

Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.

А ещё, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2. Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) – (Листья осенью желтеют и опадают).

Дождь осенью (что делает?) – (Дождь осенью моросит, идёт).

Урожай осенью (что делают?)  – (Урожай осенью убирают).

Птицы осенью(что делают?) — (Птицы осенью улетают).

Деревья осенью(что делают?) — (Деревья осенью роняют листья).

Звери осенью (что делают?)— (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).

А сейчас мы немного отдохнём.

 

Физкультминутка «Осенние листья».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки.  (На доске картинки с приметами осени).  Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.  (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»).

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за         туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик.  Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.:

«Осень наступила».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Какие чувства вызывает это стихотворение? (Грусть).

Почему? (Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  холодная осень).

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении:

(Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь).

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.

Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? (Мы говорили об осени).

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Холодный ветер прилетает? (Да)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают?(Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаём ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_rr_osen.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

на тему: «Обучение рассказыванию: составление рассказов

на тему «Осень наступила».

Чтение стихотворений о ранней осени»

Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

Оборудование: картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников); сюжетные картинки для составления рассказов; мяч; осенние листья.

Ход занятия:

Рассказ-загадка:

Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под клёнами и берёзами и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к тёплым синим морям» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»).

Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени.)

Назовите месяца осени (Сентябрь, октябрь, ноябрь.).

Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

Обозначим план рассказа.

Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

Дети: Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

Трава пожелтела, птицы стали улетать.

А кто ещё знает признаки наступления осени? (Осенью часто идут дожди).

Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.

А ещё, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»

2. Игра с мячом.

Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Листья осенью (что делают?) – (Листья осенью желтеют и опадают).

Дождь осенью (что делает?) – (Дождь осенью моросит, идёт).

Урожай осенью (что делают?) – (Урожай осенью убирают).

Птицы осенью(что делают?) — (Птицы осенью улетают).

Деревья осенью(что делают?) — (Деревья осенью роняют листья).

Звери осенью (что делают?)— (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки).

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка «Осенние листья».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»).

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

Вот такая она – ранняя осень!

Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А.Н.:

«Осень наступила».

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Какие чувства вызывает это стихотворение? (Грусть).

Почему? (Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень).

Найдите подтверждение своим словам в стихотворении:

(Небо закрыто тучами.

Солнце не светит.

Дует сильный ветер.

Идёт дождь).

Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды. Осень по - своему прекрасна.

Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили? (Мы говорили об осени).

А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Холодный ветер прилетает? (Да)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают?(Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаём ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Заучивание стихотворения И.Белоусова "Осень"

Програмное содержание:Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворениеИ. А.  Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказыв...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе Тема: Заучивание стихотворения Ирины Петровны Токмаковой «Осень» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой «Осень»;  Развитие памяти, внимания, образного мышления.Задачи: - продолжать формировать умение слушать и запоминатьстихотворен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» 2022г

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление сюжетных рассказов по картине «Собака со щенками». Заучивание стихотворения Кочнева «Подарок»

Цель: Закрепление навыков составления описательных рассказов по картине.Задачи обучающие:Закрепить представление детей о диких и домашних животных.Упражнять в подборе определений к описанию собаки и щ...