Конспект ООД по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кожевникова Альбина Замировна

Организованная образовательная деятельность "Помощники бабушки Тани" направлена на систематизацию знаний о домашних животных и их детёнышах у детей от 5 до 6 лет с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматической стороны речи

у детей от 5 до 6 лет с ТНР

с использованием ИКТ

Тема: «Помощники бабушки Тани».

Цель:  Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить образовывать сложные слова;

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь по теме «Домашние животные и их детеныши»;

- закреплять умения детей отгадывать загадки о домашних животных; называть взрослое животное и его детеныша; называть жилище животных и чем они питаются;

- упражнять в умении употреблять существительные в   творительном падеже; 

- развивать логическое  мышление, внимание, память;

- развивать  связную  речь,  умение  строить  предложения.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать доброжелательные отношения к домашним животным, желание прийти на помощь;

- воспитывать самоконтроль за речью. 

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудиозапись песни мамонтенка из мультфильма «Мама для мамонтенка», трафареты «Домашние животные».

Предварительная работа:

- Беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

- Рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши».

- Чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.

   - Беседа с родителями, их помощь в подборе игрушек, в заучивании с детьми стихотворений.

 - Дидактические игры «Четвертый лишний», «Дорисуй животное», «Собери разрезную картинку», «Чья это мама?», «Кто где живет?», «Назови ласково» и т.д.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед.  Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

На интерактивной доске высвечивается вызов по скайпу.

Логопед. Ребята, нам звонит бабушка Таня из деревни. Ответим на звонок. (Слайд 2).

Логопед нажимает на кнопку «Принять вызов». На экране появляется бабушка Таня с видеообращением к детям (Слайд 3): «Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу в далекой деревне. У меня много домашних животных, за которыми нужно ухаживать, а мне нужно срочно уехать в город к внучке. Мне так хочется навестить внучку, ведь она у меня скоро пойдет в 1 класс, но и своих домашних питомцев не могу оставить без присмотра. Как же быть? Ребята, пожалуйста, подскажите выход из данной ситуации». (Слайд 4).

II. Основная часть

Вводная  беседа

Логопед. Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь бабушке Тане? (Да). Чем именно мы можем ей помочь? (Мы можем поехать в деревню и присмотреть за домашними животными, пока бабушки не будет). А что мы знаем о домашних животных? (Ответы детей).

Логопед. Тогда пора отправляться в путь. Но проблема в том, что до бабушкиной деревни самолеты не летают, автобусы и поезда не ездят… На чем же мы доберемся туда? (Дети предлагают отправиться в путь на автомобиле).      

Логопед. Отлично! Мы отправимся в деревню на большом черном автомобиле «тойота». (Слайд 5). Предлагаю всем занять места, пристегнуть ремни безопасности и отправиться в путь.

Дети присаживаются на стулья, выполняют имитирующие движения «пристегивания» ремней безопасности. На экране появляется видео движущегося по дороге автомобиля. (Слайд 6). Звучит песня в исполнении А. Айвазова «Моя тойота». Логопед обращает внимание на красоту природы за окном автомобиля».

Логопед. Ребята, вот мы и на месте.

На экране появляется изображение русской избы со скамейкой, стоящей на завалинке. (Слайд 7).

Логопед. Мы долго находились в пути, наши ноги устали. Предлагаю выйти из автомобиля, размять мышцы и присесть на скамейку возле дома.

Дети выполняют любые движения и вновь присаживаются на стулья

Логопед. Какие животные живут у бабушки, мы узнаем, отгадав загадки. (Слайд 8).

На экране появляется текст загадки. Логопед зачитывает загадку. После каждого данного правильного ответа, на экране появляется изображение отгаданного домашнего животного.

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост  

         колечком. (Собака). (Слайд 9).

  1. Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка.        

        (Свинья). (Слайд 10).

  1.    По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Овца, баран). (Слайд 11).
  2. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не  

          знается. (Кошка). (Слайд 12).

  1. Я большая и я красивая, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый  

         хвосток и копытами – цок, цок. (Лошадь). (Слайд 13).

  1. Кто, на привязи гуляя,

            Травку щиплет на холме,

             И, хозяйку ожидая,

             Одиноко блеет: «Ме-е-е»? (Коза). (Слайд 14).

  1.      Кто пасётся на лужайке,

         Без панамки и без майки,

         Отгоняет вредных мух,

 И мычит протяжно: «Му-у-у» (Корова). (Слайд 15).

  1. Длинное ухо,

           Комочек пуха.

           Прыгает ловко,

               Грызет морковку. (Кролик). (Слайд 16).

Логопед Молодцы, ребята! Верно отгадали загадки. Предлагаю вспомнить, как эти животные подают голос. Корова (что делает?)- мычит. Овца (что делает?)- блеет. Лошадь - ржет. Собака - лает. Кошка - мяукает. Кролик - пищит, шипит. Свинья - хрюкает. Коза  - блеет.

Логопед. Молодцы, ребята! И с этим заданием справились.

Игра «Образуй новое слово» (Слайд 17).

На слайде появляются изображения домашних животных. (Слайд 18).

Логопед: Ребята, обратите внимание, какие у лошади длинные ноги, про нее можно сказать одним словом, что она длинноногая. А если у кролика короткий хвост, как можно про него сказать одним словом? Кролик какой?

Логопед по очереди называет изображенных на слайде животных, предлагая образовать новое слово от следующих слов: длинные рога, мягкая шерсть, длинные уши, короткие ноги и т.д.

Физминутка:

Игра «Найди маму для детёныша». (Слайд 19).

Логопед. Ребята, детеныши животных, так же, как и вы, очень любят поиграть. Но случилась беда, детеныши заигрались и потеряли своих родителей. Нужно помочь соединить маму с малышом. Для этого вы разделитесь на две группы: одна группа будет «взрослыми животными», а другая их «детенышами». На столиках перед каждой группой лежат перевернутые карточки с изображенными животными. Ваша задача, взять любую карточку и, пока звучит музыка, двигаться по группе. Как только музыка остановится, вы должны найти свою пару, т.е. к взрослому животному найти его детеныша. Затем мы проверим, правильно ли вы соединили семью.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды и взять со стола карточки, перевернутые картинкой вниз. Как только зазвучит «Песенка мамонтенка», дети начинают хаотично двигаться по группе. После того, как  останавливается музыка, дети переворачивают карточки лицом друг к другу и начинают искать «свою пару». Таким образом, ребенок, в руках которого картинка детеныша животного, должен найти ребенка с картинкой соответствующего взрослого животного. После выполнения задания каждый ребенок называет животного, изображенного на его картинке: ребенок - «взрослое животное» говорит: «Я – корова. Ребенок - «детеныш» говорит: «Я - теленок».

Логопед. Молодцы, ребята! И с этим заданием справились.

Игра «Кто где живет?» (Слайд 20).

Логопед. Ребята, теперь возникла новая проблема: все животные вышли из своих жилищ и заблудились. Помогите им, пожалуйста, вспомнить, кто где живет.  

На экране появляется слайд с изображением одного животного. Как только дети верно называют, где живет это животное, рядом появляется изображение его жилища. Дети по очереди выполняют задание.

  1. Где живёт собака? (Собака живет в конуре). (Слайд 21).
  2. Где живёт свинья? (Свинья живет в свинарнике). (Слайд 22).
  3. Где живёт овца? (Овца живет в овчарне). (Слайд 23).
  4. Где живёт кошка? (Кошка живет в доме). (Слайд 24).
  5. Где живет лошадь? (Лошадь живет в конюшне). (Слайд 25).
  6. Где живёт корова? (Корова живет в коровнике, в хлеву). (Слайд 26).
  7. Где живёт кролик? (Кролик живет в клетке, в крольчатнике). (Слайд 27).
  8. Где живёт коза? (Коза живет в козлятнике). (Слайд 28).

Логопед. Молодцы, ребята! Теперь животные на своих местах, пора их покормить. (Слайд 29).

Логопед. Давайте вспомним, чем питается собака? (Собака ест кость). (Слайд 30). 

После каждого правильного ответа, в знак благодарности от «накормленного» животного, звучит его голос (логопед незаметно для детей нажимает на слайде на значок под изображением соответствующего животного).

Чем питается овца? (Овца питается сеном, травой).

Чем питается свинья? (Свинья питается овощами).

Чем питается лошадь? (Лошадь питается сеном, травой, морковью).

Чем питается кошка? (Слайд 31). (Кошка питается рыбой).

Чем питается коза? (Коза питается капустой, травой). 

Чем питается корова? (Корова питается травой, сеном).

Чем питается кролик? (Кролик питается капустой, травой, морковкой).

Логопед. Молодцы, ребята! Теперь животные сыты, они благодарят нас, за то, что мы накормили их любимой едой.

III. Рефлексия:

Логопед. Ребята, напомните, пожалуйста, для чего мы приехали в деревню? (Ответы детей). Как вы думаете, справились мы с заданием бабушки Тани?

Логопед. Бабушка Таня уже возвращается к себе домой, и нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автомобиле. (Слайд 32).

Дети присаживаются на стулья, «пристегивают» ремни безопасности. На экране появляется видео черной «тойоты», движущейся по дороге в обратном направлении. (Слайд 33). Звучит песня А. Айвазова «Моя тойота».

Логопед. Ну, вот мы снова в нашем любимом детском саду. (Слайд 34). Нам снова звонит бабушка Таня. (Слайд 35).

Логопед нажимает на кнопку «Принять вызов». На экране появляется бабушка Таня с видеообращением для детей (Слайд 36): «Ребята, огромное спасибо, что вы выручили меня и присмотрели за моими питомцами! Вы прекрасно справились с заданием! На память я вам выслала посылку с трафаретами домашних животных: обводите, раскрашивайте и вспоминайте нашу деревню. До новых встреч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

конспект на тему " Домашние животные и их детеныши"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 лет) на тему. «Домашние животные и их детеныши». Данный материал будет полезен воспитателям пе...

Конспект НОД Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ....

Конспект открытого занятия «Домашние животные и их детеныши»

Цели: Продолжать учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине - «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей; способствовать воспитани...

Конспект по теме "Домашние животные и их детеныши"

Обучения ребенка видам домашних животных и их питомцев...

Конспект итогового занятия «Домашние животные и их детеныши».

Конспект НОД в 1 младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные и их детеныши»....

Конспект занятия на тему «Животные Севера, их детеныши»

Конспект занятия на тему "Животные Севера, их детеныши" содержит игры, лексические упражнения, направленные на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...