Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

« Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой ( больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_suhoy_bassein.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»

Актуальность:

В последнее время все больший процент в дошкольных учреждениях занимают дети с общим недоразвитием речи. Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка, так как развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормальным развитием. Работать обычными традиционными методами и приемами мало.

Детям нужна обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Решение проблемы было найдено в использовании « Сухих пальчиковых бассейнов», как способа развития мелкой моторики для стимулирования речевого развития детей.

Эта тема является актуальна и в свете новых федеральных государственных стандартов, так как целью является личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящии с ним в процессе обучения изменения.

Что такое пальчиковый сухой бассеин?

« Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой ( больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.

Используя пальчиковый бассейн, следует помнить , что:

  • От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным.

Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелким.

  • Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони
  • Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезенфицироваться
  • Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 минут
  • Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно

Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:

  • в развитии мелкой моторики ( подготовка, тренировка мышц руки для письма)
  • в развитии воображения ( нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы)
  • в развитии речи ( дети озвучивают свои действия , разговаривают за героев, договариваются друг с другом)
  • в проигровании проблемных для ребенка ( скрытых от взрослого) ситуаций , развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
  • в совместном проведении времени. Установлении дружеских , доверительных отношений в системе ребенок- взрослый, ребенок – сверстник
  • в организации массажа рук
  • в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах. Может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободиться от страхов, даем возможность ребенку быть самим собой
  • в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние ( позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых)

Возможности применения пособия « Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах деятельности:

Игровая деятельность

Цель: закрепление представления о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать. Группировать, совершенствовать тактильные ощущения.

Развивать координацию мелких мышц рук, наблюдательность, внимание, умения распределить материал ,согласовывать свои действия, достигать результата.

Пальцы играют

Цель: развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов

« Сухой пальчиковый бассейн» с горохом или фасолью Худ игры:

Опустить кисти рук в « сухой бассейн» и сжимать и разжимать кулачки Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем, Раз, два,три, четыре, пять- Начинаем разгибать.

Только уставать начнем, Сразу пальцы разожмем, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжем

Продуктивная деятельность

Цель: развитие у детей воображения, внимания, памяти, усидчивости мышления, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тонких движений пальцев рук, тактильные ощущения, обучение ориетировки на плоскости, работать по образцу

Рисование пальчиками :

« Цыплята». « Рыбка». « Котик и козлик» Рисование счетными палочками

« Мышка», « Жук»

Конструирование из геометрических фигур:

« Машинка», « Лесные звери

Выкладывание камешками Марблс

« Флажок», « Тучка». Рисование по замыслу

Цели: формировать умение передавать форму предметов, развивать воображение, мышление, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, терпение

Оборудование: « Сухой пальчиковый бассейн с манкой, песком, фасолью»

Коммуникативная деятельность

Цель: формирование и развитие средств общения, обогащение словаря, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций

Игры: « Поздоровайся», « Узнай меня», « Достань со дна бассейна»,

« Отгадай, где спрятано», « Пальцы – звери добрые»,» Холодно-горячо»

Двигательная деятельность

Игры на укрепление мышц ног, ловкости, развитие общей подвижности и координации: « Кто быстрее передаст игрушку», « Кто больше», « Кто точнее», « Поймай шарик»

Игры на укрепление и развитие мышц верхних конечностей: « Полощем белье», « Шаловливые ручки», « Разноцветные круги», « Солнышко»

Игры на развитие тактильных ощущений « Следопыт», « Найди игрушку»

Игры на развитие правильного речевого дыхания « Поход за грибами», « Кит» и т.д.

Познавательно-исследовательская деятельность

  • Решение проблемных ситуаций « Собери крышки по цвету», « найди игрушку», « Найди геометрическую фигуру»,
  • Экспериментирование « наполни емкости», « Почему не получается пирожок?» и т. д.

-Моделирование « Домик свойств», « Рассадим гостей» и .т.д.

Музыкально-художественная деятельность

Игры с музыкальным сопровождением: « Горох», « Фасоль», « Тесто», « Лодочка», « Колобок», « Стираем платочки»

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Перед началом игры с ребенком постарайтесь обсудить правила действий с отрабатыванием необходимых жестов, движений. Это позволит подготовить малыша к правильным движениям и создаст необходимое эмоциональное настроение.

  1. Выполнять упражнение нужно с ребенком, при этом показывая свое увлечение игрой. Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями.

  1. При выборе двух и более упражнений постарайтесь заменять их новыми. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию малышей.

  1. Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание у детей ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм.

  1. Никогда не заставляйте выполнять действия, если ребенок не настроен на их выполнение. Постарайтесь разобраться в причине отказа и по возможности измените ход упражнений или саму игру.

И последнее: стимулируйте детей к подпеванию на занятиях и не делайте замечаний, если что-то делается неправильно, а в любом случае поощряйте успехи.

В своей работе воспитатели нашей группы используют различные пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Одной из наиболее полюбившихся игр является «Сухой пальчиковый бассейн», сделанный самими воспитателями. Это игра сочетает в себе пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев.

Родители могут и дома сделать детям «сухой бассейн». Для этого небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.

Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

Игровая деятельность «Пальцы играют» Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов. Материал и оборудование:

«Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью. Ход игры Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.

Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. Продуктивная деятельность

«Отгадай, что спрятано» Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель даёт словесное указание ребёнку, что спрятано. Ребёнку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и так далее). Вариант 2. Воспитатель предлагает ребёнку схему, по которой тот ищет предмет. Усложнение: предмет прячет сам ребёнок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему. Двигательная деятельность

«Кто быстрее передаст игрушки» Цель: развитие общей подвижности, укрепление мышц ног, ловкости и координации верхних конечностей. Ход игры: Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. В начале каждой шеренги находятся корзины, наполненные игрушками из сухого бассейна. В конце шеренг — пустые корзины. По сигналу педагога дети начинают передавать друг другу по одной игрушки, наполняя пустую корзину. Команда, которая быстрее справится с заданием, становится победительницей.

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи

Горох

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили, Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Тесто

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место. Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Лодочка

Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

Повар

Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи. Щи у Вовы хороши!

Стираем платочки

Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки. Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Колобок

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок. Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

Зарядка

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке ...

Будут буковки писать.

Пальчиковая игра (проводится вместе с ребенком по принципу «рука в руке»):

Дождик, дождик, поливай.

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Ход игры: воспитатель рассказывает, что сегодня шел дождик. А мы можем сделать самый настоящий дождик прямо сейчас! Предлагает малышу попробовать набрать в ручки крупу и перетирать ее между ладошками, затем пересыпать крупу из одной руки в другую. Потом набрать в руки, держа их

«лодочкой», крупу и медленно высыпать ее в лоток, получается красивый

«водопад». Такой «водопад» может сделать и мама, а малыш тем временем сможет с ним поиграть: ловить семена, набирать их в руку или игрушечную чашечку, можно подставить под него игрушку и смотреть, как на нее «капает дождь».

Тема: «Роем норки».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом; шнуровку в виде яблока с червячком.

Ход игрового сеанса:

Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня прикатилось очень странное яблоко. Это не просто яблоко, а домик для червячка! Вот так хитрый червячок, высунься наружу! Вместе с ребенком играют с шнуровкой.

Пальчиковая игра: ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает:"Вот и обед!"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Глядь -

разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

Ход игры: педагог говорит ребенку: «Вот ведь ворона! Какая хитрая птица! Но мы не дадим ей съесть червячка, давай лучше насыплем ей вкусных зернышек?» Учит щипком захватывать зерна и сыпать их, как будто кормя птиц. Пальчики – это клювик птички, которая клюет зерна. «Вот ворона наелась, а теперь мя выроем для нашего червячка очень красивую и уютную норку, в которой он будет жить». Вместе роят норку и сажают в нее червячка.

Тема: «Ищем клад».

Цели: нормализация мышечного тонуса посредством массажа рук; стимуляция тактильных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений пальцев рук; формирование произвольных, координированных и дифференцированных движений пальцев рук.

Материалы: сухой пальчиковый бассейн в виде большой пластиковой миски, наполненной фасолью или горохом или банка с широким горлом наполовину наполненная крупой и водой; небольшая шкатулка или сундучок; красивые камешки или стеклянные фигурки марблс; небольшие фигурки морских обитателей (осьминог). Эту игру можно проводить как в сухом пальчиковом бассейне, так и с использованием воды.

Ход игрового сеанса:

Специалист приглашает ребенка сесть за стол и предлагает поиграть в забавную игру. Показывает, что сегодня они будут играть самым настоящим аквариумом! А кто живет в море? (дети отвечают). Да, а еще в нем живут забавные осьминоги!

Пальчиковая игра:

Восемь пальчиков для ног – Получился осьминог.

Сколько ног у осьминога? Много – Много! Много – Много!

Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Ход игры: вот такой осьминог живет в нашем аквариуме! Интересно, а что же он прячет на дне аквариума? Дети ищут клад, находят сундучок с марблс.

Педагог говорит: ох! Какие красивые драгоценные камни наши нашли детки! Но давайте подружимся с осьминогом и украсим дно его аквариума этими камнями, украшают и зовут осьминога.

Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.  «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Заключение

Дидактические игры и упражнения с использованием сухих бассейнов являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи

Используемая литература

  • Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 2011г.
  • Сорокина Е.К. « Дидактические игры в детском саду» -М.,

« Просвещение»2015г.

-Ларечина Е. А. « Развивающие игры для малышей» Развиваем речь-М. 2015г.

-Савина Л.П. « Пальчиковая гимнастика в детском саду»- М., « Родничок» 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие. Пальчиковый сухой бассейн для развития речи младших дошкольников.

Сухой бассейн из капсул от киндер-сюрпризов,которые обтянуты термоплёнкой для пасхальных яиц и наполнены крупами и бобовыми,игра направлена на освоение детьми сенсорных эталонов....

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, ма...

Пальчиковый "Сухой" бассейн из фасоли.

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мыщцы кистей рук. Сами собой эти двидения не развиваются, тебуется специальная тренировка. Связь пальцевой моторики и ре...

Дидактическое пособие Пальчиковый театр «Забавные перчатки»

Дидактическое пособиеПальчиковый театр«Забавные перчатки»...

Дидактическое пособие «Пальчиковый бассейн»

laquo;Сухой бассейн» – отличное развивающее пособие для маленькихпальчиков, которое очень нравится детям.Цели использования пособия:1.Развитие речи детей младшего дошкольного возраста;2 У...

Дидактическое пособие "Пальчиковые дорожки"

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более раз...

Первая младшая группа №1"Рыбка" Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн» Игра с крупами и орбизами (гидрогель)

Сухие пальчиковые бассейны - это не только весело, но и полезно!Для развития речи, сенсорного развития огромное значение имеет применение сухих бассейнов . «Сухой бассейн»Дидактическо...