Описание картины А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Солдатова Дарья Владимировна

Описание картины  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 

Тема: Описание картины  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная

Форма организации: индивидуальная, групповая

Учебно-методический комплект:

Цель: обучение умению составлять описательный рассказ по картине А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщать представления детей  о зиме
  2. Познакомить детей с картиной А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»
  3. Совершенствовать навык рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней пейзаже

Развивающие:

  1. Развивать связную речь
  2. Развивать произвольную память, внимание, мышление детей.
  3. Развивать знания детей о понятии «художник» и «пейзаж»

Воспитательные:        

  1. Воспитывать самостоятельность, внимание, любознательность, желание доводить начатое дело до конца
  2. Воспитывать эмоциональный отклик на изображение картины

Словарная работа: художник, пейзаж, иней, снег, светлые тона, серебристый/золотистый снег, морозный, свежий

Средства:

Мультимедийные: презентация

Литературные: стихотворения: А. С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф. И. Тютчев

Музыкальные: запись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»

Раздаточный: картина  А.М. Васнецова  «Зимний сон (Зима)»

0_e30fc_9359bcc1_XXL.jpg

Информационные средства:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»   273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
  3. Картина А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию).

-Здравствуйте, дети (Дети вместе с воспитателем стоят в кругу)

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики нам протяни.

Ручки мы вложим в ладоши твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

Там все мы встанем дружно в кружок

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой

Мы же на место сядем с тобой

А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших друзей.

Сегодня я хочу предложить вам в тишине послушать известное музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро»)  (Слушание отрывка из пьесы П.И. Чайковского «Зимнее утро»)

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие

Дети встают в круг, внимательно слушают воспитателя, произведение из пьесы  П.И. Чайковского «Зимнее утро»

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования).

-Как вы думаете о каком времени года это произведение?

-Что вы знаете об этом времени года?

-Мы с вами послушали музыкальное произведение, а ведь не только музыканты, но и поэты,  передавали в своих произведениях красоту зимнего леса. Послушайте:

А. С. Пушкин

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы Проказам матушки зимы.

М.Ю.Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

-Скажите, какое у вас было настроение, когда вы слушали пьесу П. И. Чайковского: «Зимнее утро»?

-Каким стало ваше настроение, когда вы  прослушали отрывки из произведений известных поэтов?

-А ведь не только музыканты и поэты писали об этом чудесном времени года, но и художники. Я хочу предложить вам рассмотреть картину  А.М. Васнецова  «Зимний сон (Зима)»

Задаёт вопросы, читает произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала).

 (Дети вместе с воспитателем рассматривают картину  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»0_e30fc_9359bcc1_XXL.jpg

-Что изобразил художник на картине? Что за жанр живописи?

 Если дети затрудняются, то можно предложить стихотворение-подсказку:

 Если видишь на картине,

Нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака.

Или снежная равнина, или поле ил шалаш

Обязательно картина называется пейзаж

- Что вы видите на картине?

- Какое время года изобразил художник?

- По каким признакам определили?

- Постарайтесь описать деревья, землю, небо. (Художник нарисовал зимний лес.  Деревья покрыты большим пушистым покрывалом. Небо ясное и чистое. Видно, что это морозный день)

-Какой бывает лес зимой? (сказочный, волшебный, красивый, пушистый, белоснежный, тихий)

- Какие тона преобладают на картине? (Картина написана в светлых тонах. Здесь и белый, и голубой, и розовый, и сиреневый.)

- Ребята, на прогулке мы  наблюдали за тем, что цвет снега зависит от времени суток и освещения. На прогулке мы не раз видели, как меняется цвет снега.

-Расскажите о том, какой снег мы видели? (Утром - серебристый снег, на котором лежали голубые тени. Днем - золотистый, освещенный ярким солнцем снег. Вечером, под лучами заходящего солнца снег казался розовым. А когда мы возвращаемся вечером домой, то в темноте он кажется синим)

- Верно. На картине играют оттенки всех цветов: голубого, розового, сиреневого. Какими еще словами можно охарактеризовать снег на картине?

- А какой бывает снег? (Рыхлый, глубокий, мягкий, холодный, пушистый, липкий, морозный, блестящий, ослепительный).

- Что вы можете сказать о деревьях, изображенных на картине? (это ели и сосны, они нарядные, праздничные)

- Какое у вас настроение при рассматривании этой картины?

-А как бы вы назвали эту картину?

- Эту картину написал российский живописец и искусствовед, художник - Аполлинарий Михайлович Васнецов и назвал её: «Зимний сон (Зима)»

Предлагает детям рассмотреть  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)», задает вопросы, помогает детям составлять рассказ по картине

.

Выстраивают полный ответ, предложение; внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, составляют рассказ по  картине А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)»

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности.

Закрепление (самоопределение).

-Ребята, я предлагаю вам составить свой рассказ по картине. Послушайте какой у меня рассказ получился:

Наступила зима. На улице стоит зимний солнечный день.  Земля покрылась белым снежным ковром. Небо ясное и чистое. Деревья покрыты большим пушистым покрывалом. Красавицы ели и сосны оделись в зимнюю шубку и стоят как будто нарядные! Солнышко совсем не греет. Воздух  свежий и морозный. Необыкновенно красиво зимой в лесу.

Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание;

Активно включаются в беседу, выражают свою оценку, проявляет творческую активность.

Проявляет самостоятельность;

положительно относится к другим; сопереживает неудачам и радуется успехам другим; проявляет творческие способности;

Рефлексия (анализ и результаты).

Дети, какие вы молодцы, у вас у всех получились очень интересные рассказы! Чей рассказ вам понравился? Скажите, как называется картина? А как зовут художника, который её написал? Ребята, а сейчас оцените свою работу: кому было трудно выполнять работу, то потопайте ножками, а кому легко и интересно– похлопайте в ладоши.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления;  Просит оценить свой труд на занятии,

Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы.

Открытость (умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и  индивидуальную деятельность)

Ребята, вы сегодня постарались и составили рассказы по картине  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)». Когда вы придете домой, то вы можете рассказать друзьям и родителям свой рассказ. На следующем занятии мы рассмотрим другую пейзажную картину - И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Хвалит детей за проделанную деятельность. Планирует предстоящую деятельность.

Планируют вместе с воспитателем предстоящую деятельность.

Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Организованная образовательная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Тема: Составление расска...

«Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Зима». Знакомит детей с окружающим миром, учим детей давать описание зимней одежды, формируем умение составлять рассказ...

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»» для детей средней группы

Дети в игровой форме расширяют и закрепляют знания о зимних предметах одежды,учатся пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе...

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда».

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». Задачи: - связная речь: учить давать описания зимней одежды;- словарь и грамматика: учить правильно называть зи...

Описание слайдов к презентации: «ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»

Описание слайдовЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ...

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»...