"Пахчара"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Вера Геннадьевна

Программное содержание: Формировать  представление детей о сезонных изменениях в природе. Познакомить с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан. Учить давать развернутое описание овоща, указывая цвет, размер. Закрепить слова:  кĕркунне, сарă, хěрлě, симěс, шурǎ, хǎмǎр. Упражнять в четком и правильном произношении чувашских звуков.

Предварительная работа: рассматривание признаков осени на прогулке, иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении, овощей, экскурсия на огород, чтение стихов об овощах

Материал и оборудование: блюда с овощами (капуста, огурец, свекла, картофель, лук).

     Ход:

Группа украшена осенними листочками. На столе стоят блюда с овощами, желтые листочки.

Воспитатель:!(Здравствуйте ребятки))! Как ваше настроение?

Дети:! Ырă кун пултăр! (Здравствуйте)! Хорошее!

Воспитатель: Дети посмотрите в окно на улицу. Какое время года за окном?

Дети: На улице осень.

Воспитатель:

Да, дети, на улице сейчас осень. Кĕркунне.

Воспитатель: Дети, какие вы знаете признаки осени?

Дети: Дуют сильные ветры.

Дети: На улице холодно, люди одеваются тепло.

Дети: Идут дожди.

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель дополняет: Дни становятся короче, а ночи длинные. На полях, в огороде люди собирают урожай (овощи).

(кто то стучится за дверью) Приходит осень.

Воспитатель: Дети, слышите кто то стучится! Давайте откроем!? кто же это к нам пришел! это Осень к нам пришла в гости!

Осень: Здравствуйте ребятки Я слышала, что вы обо мне говорили.

Воспитатель: Да, мы только что вспоминали тебя.

Осень: А я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла гостинца.

Воспитатель: Нам очень интересно, что это может быть…

Осень: Я принесла вам много-много овощей

Воспитатель Спасибо, осень! Ребята, а давайте, мы с вами вместе познакомим Осень с нашим родным языком, и расскажем ей, как называются эти овощи на чувашском языке.

Осень  достает из корзины морковку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это морковь.

Воспитатель: Правильно, это морковь.

А сейчас я вам скаж, как называется морковь на чувашском языке.

«Кишер». Давайте все вместе скажем слово «Кишер» Ки-шер! Индивидуально

Дети: Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Осень достает капусту, показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Эта капуста.

Воспитатель: А теперь послушайте как произносится  капуста на чувашском языке. «купăста».

Давайте скажем слово «купăста» все вместе. Дети говорят.

Индивидуально

Воспитатель: А какого цвета капуста?

Дети: Белая, зеленая!

 Воспитатель:  Действительно. Те шурǎ, те симĕс.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим. Что же еще нам принесла осень

Достают лук и показывают.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это лук.

Воспитатель дополняет : Лук очень горький, но очень полезный.

Дети, послушайте, как  произносится лук на чувашском языке.

«Сухан»! Давайте скажем все вместе «Сухан»

Индивидуально

Воспитатель: А какого цвета лук?

Дети: Лук желтого цвета!

Воспитатель: Сухан сарǎ  тĕслĕ.

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Достает свеклу и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это свекла.

ВоспитательА сейчас я назову, как произносится  свекла на чувашскомм языке!

«кǎшман»! Давайте скажем все вместе,!

Индивидуально

Воспитатель: :Свекла красного цвета, очень красивого цвета и суп очень вкусный получается. Кǎшман  хĕрлĕ тĕслĕ.

Осень  достает огурец и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Дети, послушайте, как произносится  огурец на чувашском языке! « хǎяр» . Давайте скажем все вместе « хǎяр» Индивидуально

Воспитатель: Какого цвета огурец?

Дети: Огурец зеленого  цвета.

Воспитатель: Огурец очень вкусный и сладкий. Он зеленого цвета. Хǎяр симĕс  тĕслĕ.

Осень  достает картошку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это картошка.

Воспитатель: Картошка очень сытная, богата крахмалом.

А сейчас я вам скажу как называется картошка на чувашском языке. «çĕр улми». Давайте все вместе скажем «çĕр улми» Индивидуально

Воспитатель: Какого цвета картошка?

Дети: картошка коричневого цвета.

 Воспитатель: çĕр улми хǎмǎр тĕслĕ.

Воспитатель: Нам осень много овощей принесла, которые очень полезны.

Осень: Дети, мне очень понравилось с вами. Но мне пора уходить, у меня ещё очень много дел и осенних забот.. До свиданья!

Дети: До свиданья (Сывǎ пулǎр!)

Осень ушла.

Физкультминутка: Давайте мы с вами

Немножко отдохнем.

Хĕрачасем — тăрăр!

Арçын ачасем — тăрăр!

Ачасем, ларăр!

Воспитатель:  Фонематическое упражнение

ăн-ăн-ăн-çăвăн

ăн-ăн-ăн-шăлăн

Воспитатель А сейчас, дети мы будем отгадывать загадки, и вы постараетесь найти отгадки, кто 1-ый назовет тому дам медаль с рисунком. Называйте отгадку на чувашском языке.

Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.

1.Сидит девица в темнице.ю а коса на улице. (морковь)

2.Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

3. Круглолицая девица,
Выросла в темнице (свекла)

4. Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо отгадывали загадки.

Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомнили про овощей. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра  «Мĕн ку», «Тутлǎ –тутлǎ мар»

При разгадывании, дети произносят названия овощей на чувашском языке. И отвечают на вопрос вкусно или нет.

Хорошо! Молодцы! Маттур ачасем.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Готовим овощной суп» (с целью закрепления новых слов).

Я называю овощ на чувашском языке, а вы находите его в корзине и кладете в кастрюлю! Маттур ачасем. А давайте отнесем эти овощи нашим поварам, а они нам сварят к обеду вкусный суп.

Список литературы

  1. Л.В.Кузнецова “Программа образования ребенка дошкольника”
  2. Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников
  3. Л.Б.Соловей Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края»
  4. М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»
  5. Борис Рыбаков «Народный календарь»
  6. З.С.Антонова «Перле вулар – ха»
  7. Журнал «Народная школа»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chuvashskomu.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: Формировать  представление детей о сезонных изменениях в природе. Познакомить с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан. Учить давать развернутое описание овоща, указывая цвет, размер. Закрепить слова:  кĕркунне, сарă, хěрлě, симěс, шурǎ, хǎмǎр. Упражнять в четком и правильном произношении чувашских звуков.

Предварительная работа: рассматривание признаков осени на прогулке, иллюстраций, фотографий осени и других времен года в сравнении, овощей, экскурсия на огород, чтение стихов об овощах

Материал и оборудование: блюда с овощами (капуста, огурец, свекла, картофель, лук).

     Ход:

Группа украшена осенними листочками. На столе стоят блюда с овощами, желтые листочки.

Воспитатель:!(Здравствуйте ребятки))! Как ваше настроение?

Дети:! Ырă кун пултăр! (Здравствуйте)! Хорошее!

Воспитатель: Дети посмотрите в окно на улицу. Какое время года за окном?

Дети: На улице осень.

Воспитатель:

Да, дети, на улице сейчас осень. Кĕркунне.

Воспитатель: Дети, какие вы знаете признаки осени?

Дети: Дуют сильные ветры.

Дети: На улице холодно, люди одеваются тепло.

Дети: Идут дожди.

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель дополняет: Дни становятся короче, а ночи длинные. На полях, в огороде люди собирают урожай (овощи).

(кто то стучится за дверью) Приходит осень.

Воспитатель: Дети, слышите кто то стучится! Давайте откроем!? кто же это к нам пришел! это Осень к нам пришла в гости!

Осень: Здравствуйте ребятки Я слышала, что вы обо мне говорили.

Воспитатель: Да, мы только что вспоминали тебя.

Осень: А я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла гостинца.

Воспитатель: Нам очень интересно, что это может быть…

Осень: Я принесла вам много-много овощей

Воспитатель Спасибо, осень! Ребята, а давайте, мы с вами вместе познакомим Осень с нашим родным языком, и расскажем ей, как называются эти овощи на чувашском языке.

Осень  достает из корзины морковку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это морковь.

Воспитатель: Правильно, это морковь.

А сейчас я вам скаж, как называется морковь на чувашском языке.

«Кишер». Давайте все вместе скажем слово «Кишер» Ки-шер! Индивидуально

Дети: Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Осень достает капусту, показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Эта капуста.

Воспитатель: А теперь послушайте как произносится  капуста на чувашском языке. «купăста».

Давайте скажем слово «купăста» все вместе. Дети говорят.

Индивидуально

Воспитатель: А какого цвета капуста?

Дети: Белая, зеленая!

 Воспитатель:  Действительно. Те шурǎ, те симĕс.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим. Что же еще нам принесла осень

Достают лук и показывают.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это лук.

Воспитатель дополняет : Лук очень горький, но очень полезный.

Дети, послушайте, как  произносится лук на чувашском языке.

«Сухан»! Давайте скажем все вместе «Сухан»

Индивидуально

Воспитатель: А какого цвета лук?

Дети: Лук желтого цвета!

Воспитатель: Сухан сарǎ  тĕслĕ.

Осень, осень скажи нам,

Что у тебя есть в корзине

Достает свеклу и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это свекла.

ВоспитательА сейчас я назову, как произносится  свекла на чувашскомм языке!

«кǎшман»! Давайте скажем все вместе,!

Индивидуально

Воспитатель: :Свекла красного цвета, очень красивого цвета и суп очень вкусный получается. Кǎшман  хĕрлĕ тĕслĕ.

Осень  достает огурец и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это огурец.

Воспитатель: Дети, послушайте, как произносится  огурец на чувашском языке! « хǎяр» . Давайте скажем все вместе « хǎяр» Индивидуально

Воспитатель: Какого цвета огурец?

Дети: Огурец зеленого  цвета.

Воспитатель: Огурец очень вкусный и сладкий. Он зеленого цвета. Хǎяр симĕс  тĕслĕ.

Осень  достает картошку и показывает.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это картошка.

Воспитатель: Картошка очень сытная, богата крахмалом.

А сейчас я вам скажу как называется картошка на чувашском языке. «çĕр улми». Давайте все вместе скажем «çĕр улми» Индивидуально

Воспитатель: Какого цвета картошка?

Дети: картошка коричневого цвета.

 Воспитатель: çĕр улми хǎмǎр тĕслĕ.

Воспитатель: Нам осень много овощей принесла, которые очень полезны.

Осень: Дети, мне очень понравилось с вами. Но мне пора уходить, у меня ещё очень много дел и осенних забот.. До свиданья!

Дети: До свиданья (Сывǎ пулǎр!)

Осень ушла.

Физкультминутка: Давайте мы с вами

Немножко отдохнем.

Хĕрачасем — тăрăр!

Арçын ачасем — тăрăр!

Ачасем, ларăр!

Воспитатель:  Фонематическое упражнение

ăн-ăн-ăн-çăвăн

ăн-ăн-ăн-шăлăн

Воспитатель А сейчас, дети мы будем отгадывать загадки, и вы постараетесь найти отгадки, кто 1-ый назовет тому дам медаль с рисунком. Называйте отгадку на чувашском языке.

Загадывание загадок с целью закрепления новых слов.

1.Сидит девица в темнице.ю а коса на улице. (морковь)

2.Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

3. Круглолицая девица,
Выросла в темнице (свекла)

4. Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо отгадывали загадки.

Воспитатель: Мы сегодня с вами вспомнили про овощей. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра  «Мĕн ку», «Тутлǎ –тутлǎ мар»

При разгадывании, дети произносят названия овощей на чувашском языке. И отвечают на вопрос вкусно или нет.

Хорошо! Молодцы! Маттур ачасем.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Готовим овощной суп» (с целью закрепления новых слов).

Я называю овощ на чувашском языке, а вы находите его в корзине и кладете в кастрюлю! Маттур ачасем. А давайте отнесем эти овощи нашим поварам, а они нам сварят к обеду вкусный суп.

Список литературы

  1. Л.В.Кузнецова “Программа образования ребенка дошкольника”
  2. Л.Г.Васильева «Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников
  3. Л.Б.Соловей Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края»
  4. М. И.Скворцов «Русско - чувашский разговорник»
  5. Борис Рыбаков «Народный календарь»
  6. З.С.Антонова «Перле вулар – ха»
  7. Журнал «Народная школа»