Сообщение из опыта работы для педагогов на тему: «Сказка, как средство развития речи у детей 3 – 4 лет»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Зиязова Лилия Флидовна

В своей деятельности я использую моделирование с целью развития связной речи и с целью научить детей использовать модели для пересказа сказок. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки, так как схемы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана + схема делают сказки четкими, связными и последовательными.

В своей работе, я использую следующие виды моделей:

  1. Готовые модели. В роли готовых моделей выступают игрушки, различные театры. Такие модели можно использовать начиная с младшей группы, пользуясь ими до подготовительной.
  2. Опорные картинки. Можно использовать в той же последовательности, как и готовые модели. К таким картинкам относятся: предметные (бабка, курица); сюжетные; серии сюжетных картинок.

 Сначала читала детям сказку, а потом эту же сказку рассказывала с помощью картинок, характеризующих действие или героя из этой сказки. Детям очень понравилась такая игра. Они стали сами пробовать составлять и даже придумывать сказки из картинок. Со временем картинки я начала менять на символические изображения предметов, потому что если не развивать идею это быстро наскучит. Это силуэты, контуры. Сейчас начинаю использовать пиктограммы. Знакомство с данным видом моделирования начинаю с того, что рассказываю сказку и сопровождаю рассказ условными заместителями. Использую геометрические фигуры разной формы, размера и цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад « 32 «Золушка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы

для педагогов

на тему:

«Сказка, как средство развития речи

 у детей 3 – 4 лет»

                                                                         Выполнила:  Зиязова Л.Ф, воспитатель

                                                                                                  первой квалификационной категории

                                                                         Согласовано: Скарякина Н.Н, старший воспитатель

                                                                         Дата проведения:

г.Октябрьский

2019г.

     

         Опыт работы в детском саду убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками.

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось.

 Поэтому,  начиная с младшей группы, работаю над этой проблемой.      Считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.                   

 Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт  работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей 3-4 лет». 

          Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно…  Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. 

           В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.

           Начиная с младшей группы, знакомила детей со сказками при помощи  тактильного восприятия.  Как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка – мягкая, пушистая и т.д. Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев.  Все это способствовало активизации речевой деятельности. Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…

      Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске.

      В  центре  речевого развития есть театральная ширма, дидактические игры  по знакомым сказкам.  Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых сказок. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых сказок, очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками.

Всё это способствует развитию речевой активностиразвитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

           Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр.  Играя сказку с детьми, использую различные виды театра.

Включаю сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, раздеваемся, засыпаем и просыпаемся вместе со сказкой. 

           Для того, чтобы научить детей рассуждать, нередко использую игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов – «А если бы вдруг исчезло солнце, то твои действия…», Если бы ты стал кустом…» - позволяет поставить ребенка в позицию творца и фантазера. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

         Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем   знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие  русские народные сказки:  «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок»,  «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».

    Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки. Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам. 

В своей деятельности я использую моделирование с целью развития связной речи и с целью научить детей использовать модели для пересказа сказок. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки, так как схемы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана + схема делают сказки четкими, связными и последовательными. 

В своей работе, я использую следующие виды моделей:

  1. Готовые модели. В роли готовых моделей выступают игрушки, различные театры. Такие модели можно использовать начиная с младшей группы, пользуясь ими до подготовительной.
  2. Опорные картинки. Можно использовать в той же последовательности, как и готовые модели. К таким картинкам относятся: предметные (бабка, курица); сюжетные; серии сюжетных картинок.

 Сначала читала детям сказку, а потом эту же сказку рассказывала с помощью картинок, характеризующих действие или героя из этой сказки. Детям очень понравилась такая игра. Они стали сами пробовать составлять и даже придумывать сказки из картинок. Со временем картинки я начала менять на символические изображения предметов, потому что если не развивать идею это быстро наскучит. Это силуэты, контуры. Сейчас начинаю использовать пиктограммы. Знакомство с данным видом моделирования начинаю с того, что рассказываю сказку и сопровождаю рассказ условными заместителями. Использую геометрические фигуры разной формы, размера и цвета.

          Для детского творчества и проявления их инициативы и самостоятельности я изготовила модель-дерево «Полезные сказки». На каждом кармане изображен сюжет сказки. В карманах могут быть помещены как предметные изображения данной сказки, так и символические. Ребенок может по желанию воспользоваться любым карманом и собрать сказку по сюжету, может объединить героев из нескольких сказок и придумать свою. (Дерево) Использование моделирования сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога. Помогает выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

         И конечно большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. Для этой работы я изготовила лепбук (книга на коленях).

        Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

         

         При реализации работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом. Дети стали активнее участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

План самообразования на тему: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"

Тема: "Сказка как средство развития речи детей 4-5 лет"...

Доклад на тему: «Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет»

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.С р...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Опыт работы воспитателя ДОУ по теме: "Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста"

Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста...