Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
материал по развитию речи

Климова Наталья Николаевна

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Актуальность темы: Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Работая в группе раннего возраста, я отметила, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделить развитию речи детей раннего возраста. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Доказано, что в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов.

Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе я использую сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Однако в последнее время наметилась тенденция к тому, что читать детям стали значительно реже. Сказки есть почти в каждом доме, но читать их стали значительно меньше. Ведь можно включить ребёнку телевизор или компьютер и спокойно заниматься своими делами. Смотреть легче и интереснее, поэтому нет таких просьб, как раньше о прочтении любимой сказки. Исчезло почти совсем семейное чтение с рассматриванием и обсуждением, беседой по содержанию, желание найти в ней мораль и нравственный урок. Исчезает хорошая традиция – общение с книгой. Почему чтение сказок для детей намного полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. Эти наблюдения обусловили выбор моей методической темы «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста».

Своей целью я ставлю развивать активную речь детей, вызвать живой интерес к сказкам.

Задачи:

Образовательные:

- Побуждать у детей интерес к сказкам.

- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

- Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать

грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.

Развивающие:

- Развитие у детей художественно – речевые исполнительские способности

выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные

интонации, выражающие характер сказки.

- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое

воображение, память, фантазию.

- Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к живому слову.

- Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости,

доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в

процессе общения.

- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и

развитии детей.

- Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию

атмосферы сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей

родителей;

 Ожидаемые результаты.

Дети знают и умеют:

- С интересом слушают сказку.

- Самостоятельно проговаривают слова, фразы.

- В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью.

- По просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказывают об изображенном на картине, об игрушке, о событии из личного опыта.

- Проявляют интерес к книгам, бережно к ним относятся.

- Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения.

- Эмоционально и заинтересованно следят за развитием действий в играх-драматизациях, кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.

- Свободно общаются в диалоге с воспитателем и со сверстниками.

В своей работе по ознакомлению детей со сказками я опираюсь на общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста: принцип активности и посильной самостоятельности, принцип познавательной выразительности, принцип наглядности, действенного соучастия, поэтапности.

Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых еще плохо развито слуховое внимание. Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы.

В своей работе по ознакомлению детей со сказками я расположила в определенной последовательности: каждая последующая сказка сложнее предыдущей.

1. «Курочка ряба»

2. «Репка»

3. «Колобок»

4. «Теремок»

5. «Как коза избушку построила»

6. «Маша и медведь»

7. «Волк и козлята»

Очень важным считаю донести до каждого ребенка правила бережного отношения к книгам. Ежедневно объясняю детям правила:

- Посмотрел книгу – положи на место.

- Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они.

- Книгу можно рассматривать только за столом.

- Учу не сминать страницы, не рвать, не бросать.

Условно свою работу со сказкой я разделила на три этапа:

1 этап – «Знакомство со сказкой».

2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».

3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки».

1 этап – «Знакомство со сказкой».

Цель данного этапа: познакомить детей с содержанием сказки. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки. Расширять активный и пассивный словарь детей.

На первой неделе месяца провожу работу по знакомству с новой сказкой. Сначала я читаю сказку целиком. Даю время малышам, чтобы они внимательно рассмотрели иллюстрации. Во время рассматривания задаю вопросы по тексту сказки. Отвечая на вопросы, дети лучше запоминают ее содержание. Ребенок раннего возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому текст сказки детям преподносится не один раз, в разных формах: беседа по иллюстрациям к сказке, театрализованный показ разных видов театра.

Можно поставить на стол всех героев сказки – фигурки настольного кукольного театра (или картинки, с изображением персонажей), закрыть их красивой тканью. Поднимаю ткань, потом прошу детей рассмотреть спрятавшихся под тканью гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли.

Можно попросить детей взять в руки по одному герою сказки, сесть на ковер и поставить фигурку (картинку) перед собой. Предложить детям вспомнить начало сказки. Попросить их сказать первую фразу и выложить соответствующего героя (картинку). Если у ребенка достаточно хорошо развита речь, предложить ему повторить небольшой отрывок из сказки. Если же речь у ребенка развита недостаточно, то достаточно ему только закончить начатую фразу. Продолжаю рассказывать сказку совместно с детьми по аналогии до того момента, пока все герои (картинки) не будут выложены на ковре.

Но возникает другая проблема: бывает достаточно сложно регулировать речевую активность детей. Один ребенок еще не понял вопроса, а другой – уже ответил на него. Решить эту проблему помогают творческие игры по сказкам, которые являются промежуточным этапом для подготовки к рассказыванию сказки.

2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».

Цель данного этапа: закреплять содержание сказки. Расширять представление об окружающем мире. Обогащать пассивный и активный словарь ребенка. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей. Учить соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.

Превалирующей чертой этого этапа является то, что у детей закладываются элементарные представления о сочинительстве. С помощью взрослого они учатся отрываться от знакомого текста и развивать события сказки на другой лад.

После того, как дети хорошо запомнили содержание сказки, можно переходить к играм по сказке. Занимаясь с детьми, я чутко прислушиваюсь к их настроению – никогда не настаиваю на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или если игра ему не нравится.

Приведу примеры игр по сказке «Колобок». Можно напомнить детям начало сказки: «Жили-были дед и баба». Совместно с детьми пересказать сказку до того момента, когда бабка положила Колобка на окно студиться. Дальше следует взять инициативу на себя: «Полежал-полежал Колобок на окне, скучно ему стало. С окна – на завалинку, с завалинки – на дорожку и прикатился Колобок на огород». Здесь я представляю вниманию детей импровизированный огород: стол, накрытый тканью, на котором выложены разнообразные овощи и фрукты. Предлагаю детям перечислить их, рассказать какого они цвета, какие на вкус, выбрать самый вкусный, самый полезный и т.д.

Маленькие дети любят задавать вопросы: «Зачем? Почему? Отчего?». Их интересуют свойства предметов, их качества. Малышей завораживает явления живой и неживой природы. Сам для себя ребенок тоже загадка.

Дети любят экспериментировать с водой, песком, растениями, бумагой и другими предметами живой и неживой природы. Опытная деятельность стимулирует речевую активность малышей.

Творческая интерпретация сказки позволяет организовать игры-экспериментирования, которые понятны и доступны для детей раннего возраста. Это игры с водой, песком. Например, мышка из сказки «Курочка Ряба» махнула хвостиком, а яичко упало в воду и утонуло, а потом ей стало интересно, утонет ли камешек в воде, карандаш и т.д.

Незаменима сказка и в организации конструкционных игр. Детям можно предложить выполнить любую постройку (домики, дорожки, корзиночки, тележки, мостик, лесенку) для героев сказки и обыграть ее.

Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки.

Детям раннего возраста свойственно поглощать большой объем информации. Нервная система малышей еще не очень стабильна, они быстро возбуждаются и долго не могут успокоиться. Задача педагога создать условия не только для активизации мыслительных процессов, но и для релаксации малышей. Для этой цели я использую игры-имитации с малой двигательной активностью. Эти игры становятся еще интересней, если в них присутствует звукоподражание.

Например, можно использовать такую игру по мотивам сказки «Колобок». Катился-катился Колобок и попал на красивую цветочную полянку. Здесь я включаю спокойную музыку, предлагаю понюхать растущие на полянке цветы, озвучить, как жужжит пчела, как подул ветерок и т.д.

Для того, чтобы ребенок мог рассказать о чем-либо, ему необходимо помочь увидеть объект, его основные качества, подобрать слова для выражения мысли.

Для подготовки детей к обучению рассказыванию я использую такие методические приемы, как целенаправленное рассматривание, договаривание детьми начатой воспитателем фразы, ответы на поставленные вопросы.

Ну и какая же сказка без продуктивной деятельности. Творческие игры с лепкой, рисованием очень нравятся детям. Они имеют общеразвивающий эффект и совершенствуют мелкую моторику.

После выполнения всех игр по сказке предлагаю детям поиграть в игру-драматизацию. Дети выбирают шапочки героев по своему желанию. Первое разыгрывание сказки не похоже на театрализованное действие. Шапочек приготавливаю в избытке, может случиться так, что в сказке будут две бабки, три мышки. Каждый ребенок говорит, что хочет и когда хочет, не по порядку, не по очереди. В это время моя работа направлена на отработку ролевых диалогов. И эта игра может вылиться в представление для зрителей.

Игра-драматизация – эта подлинная самодеятельность детей, импровизация в самостоятельной деятельности малышей.

Лишь после этого этапа опробования легко и свободно возникает игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов.

 

3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки»

Цель данного этапа: обогащать словарь ребенка за счет новых слов. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Последний этап самый трудный. Проходят три недели кропотливой работы, в течение которой ребенок учится слушать и понимать сказку, запоминать ее героев и содержание, добавлять отдельные слова и фразы в совместный с воспитателем пересказ.

На этом этапе я учу детей пересказывать отдельные эпизоды сказки. С помощью шапочек дети перевоплощаются в героев сказки и от их имени ведут диалог.

Сказка – это кладезь для творческого педагога, умеющего и желающего сформировать в своих воспитанниках креативную личность, развить у них интерес к познанию.

Через систему увлекательных игр со сказками у ребенка развиваются психические процессы:

восприятие – через умение анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина;

внимание – через развитие умения сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;

память – через умение произвольно запоминать;

мышление- от наглядно-образного к наглядно-действенному и логическому.

С целью определения эффективности моей работы, я провела диагностическое исследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в конце учебного года) (Приложение).

По результатам диагностики было выделено 3 группы: дети с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем речевого развития.

Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены свои задачи и задания. Чтение фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций в книгах, игры и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.

С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приемы многократного повторения, вопросы детям по содержанию текста, словесное поощрение, совместная деятельность взрослого и ребенка, др.

С детьми среднего уровня развития задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4человека). Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ результата, сюжетно- ролевые игры, др. Детьми с высоким уровнем развития предлагался материал с усложнением, устная инструкция педагога и др.

Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания.

В своей группе я пытаюсь создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.

Рядом с книжным уголком я поместила уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья, где дети могут использовать костюмы, маски в создании персонажей для нужной сказки, рядом фланелеграф. На нём дети могут смоделировать сказку, сюжет из сказки.

В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку. Для этого в уголок театрализации я поместила несколько видов театра: пальчиковый, фланелеграф, театр игрушек, картинки на картоне, театр из конусов. Подбирая персонажей для этих театров, я выбираю яркие, красивые, чтобы они оказывали на детей эстетическое влияние, развивали их вкус, воспитывали в них чувство прекрасного.

 

Диагностика

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

В статье подробно описывается как с помощью сказки можно развивать все стороны речи детей раннего возраста....

«Сказка как средство развитие речи детей раннего возраста».

Для детей сказка – удивительный и волшебный мир.Использование сказок способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказки предполагают воздействие на мышление реб...

Презентация опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая...

Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"

План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....