Конспект НОД по развититю речи с элементами театральной и продуктивной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной и продуктивной деятельности

Основная часть:

Тема: Пересказ сказки «Колобок»  по ролям

Цель: закрепление навыка пересказа сказки по ролям с элементами театрализованной и продуктивной деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навыки связного высказывания, развивать интонационную выразительность речи.  Закрепить приём аппликации из пряжи «насыпь» на клейкую основу, используя схему с изображением последовательности выполнения работы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать воображение и творческие способности, речевое дыхание, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе, к театрализованной деятельности, к выполнению нетрадиционных  форм аппликации.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, закреплять навыки поведения в игре,  беседе, умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки героев сказки.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Развивать цветовое восприятие, логическое мышление.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать  двигательную активность детей: развитие общей и мелкой  моторики.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись мелодии "В гостях у сказки", фланелеграф, изображение избы, деда, бабы и Колобка, силуэты зайца, волка, медведя, лисы и ёлочек, вырезанные из бархатной бумаги, на гладкую сторону которых  наклеен двухсторонний скотч, нарезанные нитки тёмно-серого, светло-серого, оранжевого, коричневого и зелёного цвета и по пучку этих ниток для нарезания, шкатулка с силуэтами других персонажей русских народных сказок, схема с изображением последовательности выполнения аппликации, ножницы.

Предварительная работа:

  1. Чтение и пересказ русской народной сказки «Колобок» для закрепления содержания сказки,  умения последовательно и выразительно излагать,  пересказывать текст.
  2. Рассматривание иллюстраций для анализа внешнего облика героев.
  3. Прослушивание сказки на CD-диске для  развития интонационной выразительности речи с опорой на профессиональное исполнение.
  4. Изготовление декоративного панно из пряжи приёмом «насыпь» для закрепления  новой техники аппликации.
  5. Загадывание загадок о животных для  развития слухоречевого восприятия, смекалки, логического мышления.

Дидактические игры и упражнения:  «Угадай, кто пришёл», «Кто спрятался за кустом?» и др.   для озвучивания и угадывания по тембру голоса, интонациям героев сказки.

Ход НОД

  1. Организационный момент  (70 сек.)

Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия

Звучит музыка «В гостях у сказки». Входит сказочница Полина (воспитатель), в руках у неё сундучок.

Сказочница Полина: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Зовут меня сказочница Полина. Хожу я по свету, да сказки рассказываю.  А вы любите сказки?

Дети: Да.

Сказочница Полина:  А как называются ваши любимые сказки?

Дети:  «Теремок», «Красная шапочка», «Три поросёнка» и др.

Сказочница Арина: Угадайте, какую сказку мы будем с вами рассказывать?

Прямо с полки, за порог...
        Убежал румяный бок.
        Укатился наш дружок,
        Кто же это?..

Дети: Колобок.

  1. Сообщение темы и цели НОД  (80 сек.)

Дидактическая задача: заинтересовать детей, мотивировать их для последующей деятельности.

Сказочница Полина: Правильно. Приглашаю вас в театр. Давайте, я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.

Дети садятся перед фланелеграфом. Сказочница Полина достаёт из сундучка и   выставляет на фланелеграф изображения избы, бабушки,  дедушки, а затем Колобка».

Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Испеки-ка ты мне, старуха,  Колобок.

Старуха замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

- Пока Колобок не остынет,  я не могу сказку дальше продолжать. Может,  подскажите мне,  что можно сделать, чтобы колобок быстрее остыл?

Дети: положить в холодильник, вынести на балкон, покатать между ладошками, подуть.

3. Упражнение «Подуй на Колобка»  (30 сек.)

Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Сказочница Полина: Сделайте вдох носом, губы вытяните «трубочкой» и подуйте на Колобка.  Только не резко, а плавно (повторить 3 раза).

4. Постановка проблемы (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать быстроту мышления.

Ну, вот и остыл наш Колобок. Сказка продолжается!

(Сказочница заглядывает в сундучок).

Что такое? Сундучок пуст! Как же мы расскажем  с вами сказку, ведь у нас не хватает героев? Что делать?

Дети:  Мы можем их позвать, поискать, смастерить.

Сказочница Полина: А как мы можем их смастерить?

Дети: Нарисовать, слепить, сделать аппликацию.

Сказочница Полина: А чтобы звери получились как настоящие, пушистые, из какого материала  мы можем сделать аппликацию?

Дети:  Из ваты, мятых салфеток, ниток.

А каких героев не хватает,  вы узнаете,  отгадав загадки.

        5. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (2 мин.)

Дидактическая задача.Развивать логическое мышление.

        Он большущий и ревучий,

Дом его в лесу дремучем.

Косолап и лежебок.

Кто же это?

(Медведь)

Этот маленький трусишка

Не обидит даже мышку.

Лучше травки съест пучок

Добрый серенький…

(Зайчик)

Серый и всегда голодный

Съесть готов кого угодно.

Он чуть-чуть похож на пса,

А зовут его …

(Волк)

В сказке этот зверь плохой

Притворился, что глухой.

Ну, а сам зубами щёлк..

Ну конечно это…..

(Лиса)

6.Создание проблемной ситуации (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать смекалку.

Сказочница Полина: Мастерить персонажей сказки мы будем в театральной мастерской. Садитесь на  рабочие места. Посмотрите на материал,  из которого вы будете мастерить,   и угадайте,  какого героя сказки вы будете делать. Почему вы так думаете?

Дети объясняют:

- Я буду делать Зайчика,  потому что передо мной  лежат светло-серые нитки.

- Я буду делать Волка,  потому что передо мной  лежат тёмно-серые нитки.

- Я буду делать медведя, потому что передо мной  лежат коричневые нитки.

- Я буду делать Лисичку,  потому что лежат  оранжевые нитки.

Сказочница Полина: У остальных детей нитки зелёные, как вы думаете, что можно из них сделать?

Дети: Лягушку, крокодила, кактус.

Сказочница Полина: Вспомните, где Колобок встретил зверей?

Дети: В лесу.

Сказочница Полина: Какие деревья растут в лесу?

Дети:  Берёзы, осины, ели, сосны.

Сказочница Полина: Посмотрите на силуэты,  догадайтесь,  какие деревья растут в нашем сказочном лесу. (Ели).

7. Объяснение способа действия и практическая деятельность детей.(6 мин.)

Дидактическая задача:  Закрепить приём аппликации  «насыпь» на клейкую основу, используя схему с изображением последовательности выполнения работы.

Сказочница Полина:  Как вы думаете, почему нитки сложены «снопиками» по нескольку штук сразу.

Дети: Так быстрее можно нарезать нитки.

Сказочница Полина: Правильно. Мы экономим время.

- Давайте вспомним, в какой последовательности мы будем выполнять аппликацию?

Проговаривание алгоритма выполнения аппликации с опорой на схему:

  1. Взять «снопик» и нарезать нитки мелкой соломкой.
  2. Освободить клейкую поверхность силуэта от плёнки.
  3. Насыпать нитки на клейкую поверхность.
  4. Прижать ладонью.

Сказочница вывешивает схему алгоритма.

- Приступайте к изготовлению героев нашей сказки.

Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой, этапами выполнения работы, обращает внимание на аккуратность наклеивания ниток.

        8.Анализ работ (1 мин.)

Дидактическая задача: развивать наблюдательность, умение анализировать свои работы.

Какие звери у вас получились?

Дети: красивые, пушистые, как настоящие.

- А какие ёлочки получились?

Дети: колючие, пушистые, мохнатые.

- Почему они такие получились?

Дети: потому, что мелко нарезали нитки, всю поверхность силуэта покрыли нитками.

Герои готовы и мы можем из мастерской отправить в театр.

А по дороге проведем  физминутку.

        9.Физминутка "Колобок" (2 мин.)

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью, снять мышечное напряжение.

Колобок, колобок, идут в полуприседе, поставив руки на пояс.
Колобок - румяный бок.
По дорожке покатился,
 бегут на носочках, держа руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку
 встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца.
Всем играл на балалайке,
 изображают игру на балалайке.
У лисы спел на носу, 
пляшут вприсядку.
Больше нет его в лесу.
 Разводят руками.

        10.Театрализация сказки «Колобок»  (6 мин.)

Дидактическая задача: закрепить умение пересказывать сказку по ролям,развивать интонационную  выразительность речи

Сказочница Полина: Теперь у нас есть всё, чтобы рассказать и показать сказку: и герои, и деревья.

Дети прикрепляют ёлочки на фланелеграфе.

Сказочница Полина: Каждый будет озвучивать своего персонажа, а те дети,  которые делали ёлочки будут исполнять роль  бабушки, дедушки и Колобка. Вспомните, как разговаривают пожилые люди?

Дети: неторопливо, медленно, негромко.

Сказочница Полина: А как будет разговаривать Колобок?

Дети: громко, весело, звонко.

Сказочница Полина: Почему?

Дети: потому что он непослушный, озорной, хвастливый.

Сказочница Полина: А теперь расскажите,  каким голосом будут говорить ваши животные?

Дети:

- Медведь будет говорить низким голосом, медленно, потому, что он большой, неуклюжий.

- Заяц торопливо, звонко, потому что он маленький, быстрый.

- Волк низким голосом, торопливо. Он всегда голодный.

 - Лиса ласково, напевно, потому что она хитрая.

Дети выставляют на фланелеграф своих персонажей и пересказывают сказку по ролям.

        11. Итог НОД  (1 мин.)

Сказочница Полина: Вот и закончилась наша сказка. Вы убедились, что для того чтобы  побывать в театре, не обязательно покупать билет. Я хочу подарить вам свой волшебный сундучок.  В нём силуэты  героев русских народных сказок, смастерив из них персонажей, вы сможете разыгрывать представления у себя в детском саду и приглашать друзей и  родителей. До свидания, ребята.

Список литературы

1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №24 "Космос", утвержденная приказом заведующего от 17.08.2015 № 250.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый   приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10 2013г. № 1155  «Об утверждении ФГОС ДО».  

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 г. № 26.

 4. Мартынова М.В.  « Интегрированное обучение» 2003 г., Томск

5. Павленко И.Н. «Интегрированный подход  в обучении дошкольников» Управление ДОУ. 2005 г. № 5.            

 6. Павленко И.Н.,  Родюшкина Н.Г.  «Развитие речи и ознакомление  с окружающим миром в ДОУ; Интегрированные занятия» 2005 г., Москва  

7. Сажина С.Д.  «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г.            (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...

Конспект од по развитию речи с элементами театральной деятельности "Сказочный театр"

Расширять представления детей о театре. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок. Упражнять в передаче эмоций....

Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».

Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»....

Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты».

Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты»....

Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии» (старшей группе)

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности.Задачи: развивать умение составлять сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке; развивать познават...