Роль экологического образования в речевом развитии детей с ОНР дошкольного возраста.
консультация по развитию речи

 Воспитателям  о развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль экологического образования в речевом развитии детей  с ОНР дошкольного возраста.

Природа – это богатейшая кладовая,
неоценимое богатство для интеллектуального,
нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский.


С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей.
Взаимодействие человека с землей, с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как развитие цивилизации, воздействие людей на природу становится слишком мощным и приобретает планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли и всей природы в целом, является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологического воспитания всего населения и, особенно, подрастающего поколения.

Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Он решает задачи экологического воспитания: - формирование системы научных экологических знаний, доступных дошкольнику; - воспитание бережного отношения к природе; - развитие чувства эмпатии к объектам природы; - желания охранять и беречь природу. Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР состоит в том, что педагог решает не только общеобразовательные, но и коррекционно воспитательные задачи. У таких детей отмечается недостаточность словарного запаса, частое использование в речи существительных и глаголов и редкое употребление имен прилагательных, местоимений, наречий, предлогов, сочинительных и подчинительных союзов, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста. Кроме того, у таких детей недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Формирование экологического сознания по ФГОС ДО включено в образовательную область «Познавательное развитие». Экологическое образование детей дошкольного возраста я провожу через интеграцию с образовательной областью «Речевое развитие»» - ознакомление детей с окружающим миром, что соответствует познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста. Свою работу я планирую так, чтобы обеспечить не только усвоение знаний по экологии, но и развивать сочуствие, обеспокоенность, действенную готовность к оказанию помощи самой природе во всем её многообразии, используя различные виды деятельности:
- наблюдения (получение информации о природе)
- речевой (вопросы, беседы, диалоги, рассказы, информация)
- игровой (отражающий различные события в природе)
- практический (создание и поддержание условий для живых объектов)
- продуктивный (создание изопродукции на онове впечатлений)
- опытно-исследовательский
В повседневной жизни проводила циклы наблюдений за сезонными явлениями в природе: за водой, снегом, льдом- закрепляли круговорот воды в природе.
Проводила наблюдение за растениями, растущими на окне, на территории детского сада. Прослеживали особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей наглядности проводила элементарные опыты.
  Юные учёные изучали свойства магнита, воздуха и других явлений окружающего мира. В лаборатории воды экспериментировали, проводили опыты и наблюдения с ней. В ход шло всё: краски, соль, вода, камни, лимон, разные ёмкости, мерные ложки и много другое, с помощью чего можно было доказать предположения детей о разных свойствах воды. Все дошкольники по своей природе любознательны, поэтому каждый раз, «превращаясь» в учёных, подводят итог – «Как же это, оказывается, интересно – быть им!»
Малыши  отвечают на сотни своих "почему": почему птицы летают, зачем деревьям кора, что такое Вселенная, почему море соленое и многие-многие другие. И главное - ребят не заставляют это делать.   Необходимо просто заинтересовывать малышей, увлечь  их научными идеями, ставить перед ребятами любопытные задачи. Как говорил Анатоль Франс: "Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, поглощать их надо с аппетитом".

.

ВЫВОД: Таким образом, я на практике убедилась в том, что процесс экологического образования и коррекции общего недоразвития речи имеют взаимообусловленый – диалектический характер. Развитие одного из них является не только итогом, но и средством развития другого. Коррекция речевых патологий у детей невозможна без формирования у них адекватных представлений о себе и окружающей действительности. Более того, именно посредством расширения экологических знаний удалось достичь реабилитации языковой личности каждого ребёнка. 

Лит-ра:

  1. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность  «Наши друзья – ежи».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»(лепка), «Познание»(Формирование элементарных ма...

Роль игровой деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи ...

Консультация для педагогов "Роль дидактических пособий в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможнос...

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...