Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы "Письмо от Феи Знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы. Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pismo_ot_fei_znaniy.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №25»

Сценарий образовательной ситуации

(для детей старшей группы)

Автор разработки:

                                                  воспитатель

А. А. Жукова

                                                             

г. Ярославль

2020 г.

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить представления о смыслоразличительной роли звука;
  2. продолжать учить проводить звуковой анализ - выделять звук  (в начале, конце, середине слова);
  3. учить изменять окончания существительных в соответствии с формой единственного или множественного числа;
  4. содействовать формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации;
  5. Закрепить умение описывать предмет (насекомое) по картинке;
  6. закрепить умение решать примеры (сложение, вычитание в пределах десяти);
  7. создавать условия для развития умения договариваться при распределении ролей в игре;

Развивающие:

Содействовать развитию:

  • коммуникативных умений (умение участвовать в диалоге, работать в паре);
  • мыслительных операций: умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • самостоятельного преодоления затруднения под руководством      воспитателя;
  • развитию связной речи;
  • закреплению  умения отвечать на вопросы распространённым предложением;
  • закреплению навыка согласования прилагательных  с существительными;
  • развитию умения называть слова на заданный звук;
  • выработке умения самостоятельно делать выводы;
  • развитию фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к насекомым;
  • содействовать развитию гуманного отношения к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о сохранении природы;
  • воспитывать навык самостоятельной деятельности;
  • воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • содействовать развитию чувства ответственности и гордости от совместно выполненной работы.

Предварительная работа:  наблюдения в природе;  рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о погоде весной и жизни насекомых; загадывание загадок о весне и насекомых; выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа.

Демонстрационный материал: конверт (с письмом и примерами от Феи Знаний), записка от Феи Знаний, цифры «1», «2», «3» и «4», три карточки с примерами, корзинка, картинки с признаками весны, картинки с насекомыми, карточки с буквами и цифрами (БАБОЧКА), одна пустая картинка, сюрприз «Травянчик».

Раздаточный материал: листы А4 с изображением предметов (насекомых) в единственном и множественном числе, простые карандашм, цветные карандаши, пастель, карточки со словами и пропущенными буквами в окончаниях.

Ход занятия

1.  Этап. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной  деятельности.

Требования к  организации этапа:

 - ситуация, включающая детей в игровую  и контрольную деятельность;

 - обращение к личному опыту детей;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности  включения в игровую и контрольную деятельность.

- Ребята, посмотрите, какое чудесное весеннее утро! К нам сегодня пришли гости. Давайте подойдем и поздороваемся. Дети подходят к гостям, здороваются и знакомятся с ними.

- Ой, ребята!
Кто-то  бросил в нашу группу,
Посмотрите – письмецо.
Может, это Фея Знаний,
Приходила на крыльцо?

- Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с окончанием ученого года. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где спрятан сюрприз.

Вы хотите найти его? («Да») 

Вы сможете выполнить мои задания? («Да») 

Тогда – удачи! Даю вам маленькую подсказку: решите примеры из моего конверта. Ответ в каждом примере – это номер моего задания для вас. Ваша Фея Знаний».

Дети находят и решают примеры, а ответы  соответствуют цифрам заранее расположенным по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.

По ходу всего путешествия воспитатель  предлагает детям решить примеры, и дети находят соответствующую цифру в групповом помещении и выполняют задания.

2. Актуализация.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

  • актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

- Посмотрите. Вот, первый пример: «8-7=…» Дети решают пример и подходят к месту у доски с цифрой «1».

- Ребята, отгадайте загадки Феи Знаний:

1. Рыхлый снег

 На солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса

 Значит, К нам пришла ... (Весна)

3. Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Кто же к нам пришёл? (Апрель)

2. Дует тёплый южный ветер,

 Солнышко всё ярче светит.

 Снег худеет, мякнет, тает,

 Грач горластый прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает?(Март)        

4. Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это? (Май)

- Ребята о чем были загадки? («О весне и весенних месяцах»).

- Какие вы знаете весенние месяцы? («Март, апрель, май»).

- Какой сейчас месяц? («Май»).

- Ребята, а каких насекомых вы видели весной? («Бабочек, мух, муравьев, комаров»).

- Где живут муравьи? («В муравейнике»).

- Почему муравейник коричневый? («Он такого же цвета, как и земля», «Потому что муравьи коричневые»).

- Как вы думаете, у насекомых есть враги? («Да»).

- Кто они? («Птицы, люди»).

- Почему кузнечик зеленого цвета? («Чтобы в зеленой траве его не было видно врагам»).

- Зачем насекомым такая окраска? («Чтобы защищаться от врагов»).

- Ребята, посмотрите, на картинки и скажите, божья коровка какая? (Маленькая, круглая, красная, с черными точками…)

- Муравей какой? (Маленький, черный, быстрый, длинный, тонкий…)

- Бабочка какая? (Красивая, порхающая, легкая…)

        

- Ребята, послушайте стихотворение:

«У красотки-бабочки

Есть один секрет,

Ничего секретнее

Для кокетки нет.

Бабочка старается,

Охраняет тайну.

Для такой красавицы

Важно чрезвычайно,

Чтоб никто и никогда

Не узнал о том,

Что была она мохнатым

Толстым червяком!

             - Про кого это стихотворение? («Про бабочку»).

- Из каких этапов состоит жизненный цикл бабочек? («Жизненный цикл бабочек состоит из четырех этапов: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослая особь»).

- Ребята, а вы умеете выделять звуки в словах? («Да»).

- Какой мы слышим первый звук в слове «Бабочка»? («Звук [б]»).

- Назовите еще слова, в которых есть звук [б] и стоит в начале слова («барабан, банан, батарея…»);  в середине («обруч, кобра, кабан…»);  в конце («гриб, краб…»),

- Вы справились с первым заданием Феи Знаний – отгадали все загадки!

- Давайте решать следующий пример.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования к организации этапа:

  • создание ситуации затруднения;
  • фиксация в речи причины затруднения.

Дети решают следующий пример «9-7=…» и подходят к столу с цифрой «2». На столе лежат карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры.

- Ребята, посмотрите, здесь лежат какие-то карточки с буквами и цифрами (одна из которых пустая).  

- Как вы думаете, что это? («Зашифрованное слово»).

-Верно ребята, здесь написано какое-то слово, но я не могу его прочитать. Как вы думаете, почему? («Потому что буквы стоят не по порядку»).

- Что же делать? («Нужно расставить цифры по порядку от 1 до 7, и прочитать, что получится»). Дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку. Последняя карточка оказывается пустой (без цифры и буквы).

- Какое получилось слово? («Слово не получилось, потому что не хватает последней буквы»).

- Оказывается, что в нашем слове не хватает последней буквы.

- Что же делать? («Нужно самим дописать последнюю букву в слове»).

- Какой буквы не хватает? (Последней буквы «А»). Дети вписывают букву «А». Получается слово «Бабочка».

- Какую цифру нужно дописать на карточке? (Последняя буква в слове «Бабочки»  седьмая по счету, значит нужно написать цифру «7»).

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

  • организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • фиксация нового знания в речи и знаково;
  • создание ситуации успеха.

- Ребята, давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание Феи Знаний. Она оставила в конверте  подсказку-картинку.

- Посмотрим? («Да»).

Воспитатель достает из конверта картинку с изображением большого количества бабочек.

- Ребята, посмотрите, на картинке много бабочек, а у нас слово «бабочка» написано в единственном числе. Что же делать? («Нарисовать еще несколько бабочек рядом со словом»,  «Написать слово бабочка много раз», «Изменить последнюю букву в слове - вместо «А» - «И»).

Воспитатель принимает все ответы детей, но отклоняет их до тех пор, пока дети не предлагают изменить окончание в слове.

- Верно, ребята.  В форме единственного числа слово «Бабочка» обозначает одно насекомое, во множественном числе «Бабочки» — несколько, много  насекомых. Чтобы изменить слово, необходимо изменить его окончание. Дети меняют окончание в слове, вписывают вместо «А» букву «И».

Подитог:

- Замечательно! Ребята, вы справились со вторым заданием Феи Знаний и узнали, что для того, чтобы изменить слово (из единственного числа на множественное), необходимо изменить его окончание.

- Давайте теперь немного отдохнем.

Вместе по лесу идём, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте) 

Насекомых много  тут! (Потягивания — руки в стороны)

Есть божьи коровки (Бег на месте)

Быстрые и ловкие. (Бег на месте)

Бабочки порхают, пляшут, (Взмахи руками)

Веерком узорным машут. (Взмахи руками)

К небу ручки протянули, (Потягивания — руки вверх)

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх) 

Отдохнуть мы все успели (Дети садятся)

И на место снова сели. (Дети садятся)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях

Требования:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

- Ребята, посмотрите, вот, следующий пример: «2+1=…».

Дети решают пример и подходят к столу с цифрой «3».

На столах разложены листы бумаги А4 с изображением предметов в единственном и во множественном числе. Под рисунками написаны слова в единственном числе и во множественном - с пропущенными буквами (окончаниями). Один лист с заданием на двоих. Дети договариваются между собой, делятся на пары,  при помощи цветных карандашей и пастели разукрашивают картинки, простым карандашом вписывают окончания в слова.

Подитог:

- Молодцы, ребята! Теперь вы научились вписывать пропущенные буквы и знаете, как можно изменять окончания в словах.

6. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели.

- Ребята, вот и закончились все испытания.

- Зачем мы выполняли разные задания? («Чтобы найти сюрприз Феи Знаний»).

- Как вы думаете, вы справились с заданиями Феи Знаний? («Да»).

- С какими заданиями вы справились? («Решили примеры». «Отгадали загадки». «Ответили на вопросы». «Описали картинки с изображением насекомых». «Разукрасили картинки». «Вписали в слова пропущенные буквы». «Изменили (исправили) окончания в словах»). 

- Вы молодцы, потому что действительно замечательно выполнили все задания Феи и теперь обязательно найдете ее сюрприз.

- Давайте, внимательно заглянем в корзину. Дети находят на дне корзины записку, в которой  указано место нахождения сюрприза.

                Из записки: "Ребята! Вы просто молодцы! Если  вы нашли это послание, то значит -  справились со всеми моими заданиями и научились вписывать пропущенные буквы в слова. Ну, а теперь внимание! Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперёд, 3 шага влево…

С наилучшими пожеланиями. Фея Знаний"

Дети находят сюрприз («Травянчик»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск

Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...

Сценарий образовательного квеста для детей старшей группы «Страна Знаний»

Вашему вниманию предлагается образовательный квест, посвященный Дню знаний!...

Сценарий образовательной ситуации (квест) в старшей группе "Математика в космосе"

1.     Уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, четырехугольник, треугольник)2.     Упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в предел...

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Театральное закулисье»

Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка...

Сценарий образовательной ситуации с детьми старшей группы «Б» Волшебная снежинка в нетрадиционной технике «рисования солью»

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью.Задачи:Образовательные1.Учить детей рисовать нетрадиционным способом (рисование солью).2. Учить детей оценивать свою и чужую работу.Развиваю...

Сценарий образовательной ситуации с детьми старшей группы «Б» «Домашние животные»

Возрастная группа: старшаяЦель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «линогравюра»Задачи:Образовательная:Закреплять знания по лексической теме «Домашние животные»...

Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет c применяем технологии ТРИЗ Тема: «Секреты дружбы»

Цель: Формирование опыта социального взаимодействияЗадачи:- расширять знания детей в области бесконфликтного общения;- совершенствовать умения высказываться и слушать высказывания собеседника;- развив...