Статья "Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skraybing.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии скрайбинга в работе с детьми дошкольного возраста

      Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. Это техника презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске (или листе бумаги). Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.

   Использование скрайбинга с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию,  мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбина, у них развивается критическое и образное мышление. Ребенок приобретает качества, которые в будущем будут его опорой.

    У скрайбинга оказывается давние корни - он родом из опорных таблиц и схем. Просто скрайберы пошли немножко дальше: данная технология состоит не столько из схем и диаграмм, сколько из картинок-пиктограмм, иллюстрирующих ключевые понятия выступления. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии -  все- таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Скрайбинг "рисовательный"

   Классический вариант скрайбинга. Взрослый или ребенок рассказывает о чем - либо и в тоже время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Или рука художника (скрайбера) рисует в кадре картинки, пиктограммы, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова параллельно с текстом, звучащим за кадром. Чтобы озвучка и рисование идеально совпали по времени, при создании видео процесс рисования ускоряют в 2-4 раза, добавляют титры, делают монтаж.

Скрайбинг "аппликационный"

   Если вы не очень хорошо рисуете, то можно использовать - такой вид скрайбинга - аппликационный. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Скрайбинг "магнитный"

   Похож на аппликационный. Единственное различие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Скрайбинг "фланелеграфный"

    Используется старый добрый забытый фланелеграф. Это уже почти театр! Хорошо подходит для "экранизации" сказок и других историй для детей.

Скрайбинг "компьютерный"

  При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Компьютерный - он намного проще. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.

   Скрайбинг делится на фасилитацию и видеоскрайбинг. Скрайбинг – фасилитация (от английского facilitate – «помогать, облегчать, способствовать») – это перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее в режиме реального времени.

    Заметную эффективность скрайбинг доказал в педагогическом процессе при работе с детьми, в том числе дошкольного возраста. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому применять скрайбинг - технологию начала с хорошо знакомой деятельности театрализованной, а именно с разыгрывания сказок. Во время проведения технологии, детям можно вначале предложить  знакомые с детства сказки. Чтобы легче было рассказывать выбранную сказку,  используем технологию скрайбинга, чтобы наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести сюжет выбранной сказки. Применяя скрайбинг,  педагог может привлечь внимание детей, обеспечив их дополнительной информацией, и выделить главные моменты при разборе той или иной темы. При изучении лексико-грамматической темы «Зимующие птицы»  можно вспомнить с детьми, чем можно зимой подкормить птиц  и   выполнять зарисовки по ходу высказываний детей. Затем, развивая фантазию детей, предложить включить в ситуацию героев – птиц, чтобы получилась новая увлекательная история.

    Скрайбинг можно  использовать  и  при описании животных. Да, конечно, можно взять готовый алгоритм описания, но использовать скрайбинг  намного интереснее и увлекательнее. В составлении описания педагог идет от детей, слегка направляя их. Дети начинают сами предлагать картинку-пиктограмму для зарисовки ключевого понятия. Дети перечисляют  все, что можно рассказать о животных, зарисовывают  эти тезисы и  затем, опираясь на зарисовки, составляют развернутый красочный рассказ. Описание детьми животных, с использованием технологии скрайбинга, проходит гораздо быстрее, чем при использовании готовых алгоритмов описания.

    Во время скрайбинга мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. То есть практически любое творческое задание может быть представлено в виде скрайбинга, начиная с загадки и заканчивая докладом. Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.