Логопедические сказки
учебно-методический материал по развитию речи

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

материал для артикуляционных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл артикуляционные упражнения366.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (упражнение «Толстячки»),

С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение «Худышки),

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение «Улыбка»),

Поцеловать они всех потянулись (упражнение «Дудочка»),

Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение «Улыбка»),

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами),

Влево и вправо, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком),

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами),

Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы),

Блюдца поставим – блины нам положат (упражнение «Лопаточка»),

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на «лопаточку»),

Блинчик жуем, завернем и надкусим (упражнение «Желобок»),

Теперь в завернутый блинчик подуем (подуть в «желобок»),

Чаю попили - никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Сказка

«Как Язычок лепил снеговика»


hello_html_2fafffdc.jpg







Цель: развивать артикуляционный аппарат. Добиваться правильной постановки и удержания артикуляционной позы. Развивать силу дыхания. Мимику.

  1. Организационный момент.

Этот маленький дружок – твой весёлый Язычок. Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя, Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка, ведь зарядку каждый день Должен делать непослушный язычок, забыв про лень.

  1. Основная часть.

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) «Окошко»

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко

(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

  1. Итог.

 Как Язычок катался на велосипеде

(Н.В. Рыжова)

Взрослый выполняет вместе с ребенком.

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз).

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал.

Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза).

Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз).

Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом — слева направо).

На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5—6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш-ш») и остановил велосипед.

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз).

Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот).

Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом — другой (закрыть правый глаз), и он заснул.

Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок!

Как Язычок работал в саду

(Н.В. Рыжова)

Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом

Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад.

Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь-зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).

Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво.

Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»).

Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звукоподражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон.hello_html_mcfbb011.jpg

Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).

Как язычок ходил в зоопарк

(Н.В. Рыжова)

Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркаломhello_html_773c933c.png

Сегодня в город приехал зоопарк, и Язычок очень захотел навестить животных. Он взял с собой морковку для слона (упражнение «Хоботок»: губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать под счет до 5; повторить 5 раз), орешков для обезьян (попеременно упираться языком во внутреннюю сторону щек), спелый банан для жирафа (язык свернуть трубочкой и удержать между губами; повторить 5 раз), а еще фотоаппарат.

Язычок сел в синий автомобиль и поехал в зоопарк. Быстро летела машина по дороге (вдохнуть носом и коротко, резко выдохнуть через рот, произнося: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза). За окошком ярко светило солнце (вращать языком слева направо, потом — справа налево, по 3 раза в каждую сторону). «Интересно, какие животные приехали к нам из далеких стран?» — думал Язычок и весело улыбался летнему солнышку (улыбнуться, обнажив зубы; повторить 5 раз).

Около зоопарка собралось много людей. Все хотели посмотреть на диких животных. Язычок остановил машину (вдохнуть носом и плавно, длительно выдохнуть: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза).

Сначала он подошел к клетке со львом. Старый лев, раскинув лапы, нежился на солнышке (открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5; повторить 3—4 раза). У льва была пушистая, длинная, густая грива и сильные лапы.

«Наверное, он видит какой-то сон», — подумал Язычок, заметив, как медленно двигается хвост из стороны в сторону (медленно двигать языком слева направо). Чтобы не разбудить льва, Язычок тихонько отошел в сторону.

В следующей клетке стоял большой и важный слон. Он медленно ходил по земле, покачивая головой вверх-вниз (упражнение «Качели»: двигать языком вверх-вниз, касаясь то верхней, то нижней губы).

 Заметив морковку у Язычка, слон остановился и вытянул длинный хобот (рот открыть, вытягивать и прятать узкий язык). Язычок очень обрадовался, когда слон, взяв морковку стал медленно ее жевать (двигать челюстями, как при жевании). Он сфотографировал слона (вдохнуть носом и произнести: «Ч-ч-ч-ч»; повторить 3 раза).

Вдруг Язычок услышал странные звуки: «А-а-о-о-а-а-о-о». Он огляделся (вращать языком по 3 раза сначала слева направо, потом — справа налево) и увидел маленьких смешных обезьянок, которые весело прыгали и лазали по деревьям. Язычок подошел к клетке и стал считать: «Один, два, три, четыре, пять» (поочередно загибать пальцы на правой руке). Сколько всего обезьянок? Язычок раскрыл ладошку и просунул в клетку пять орешков (упираться языком по 5 раз в каждую щеку). Обезьянки схватили орешки и громко закричали: «А-а-и-и-а-а-и-и». Как закричали обезьянки? Так они благодарили Язычка.

У следующей клетки высоко в зеленых листьях Язычок приметил чью-то вытянутую морду. Два глаза с любопытством наблюдали за Язычком. «Кто бы это мог быть?» — подумал он и осторожно подошел к клетке.

Спустя некоторое время к Язычку наклонилась голова на длинной-предлинной тонкой шее (вытягивать язык изо рта, касаясь подбородка; повторить 5 раз). «Ой, да это же жираф!» —догадался Язычок и дал ему спелый банан.

Еще долго гулял Язычок по зоопарку и совсем не заметил, как наступил вечер. Он попрощался с животными, сел в свой автомобиль и, довольный, поехал домой (вдохнуть носом и резко выдохнуть, произнося: «Ш-ш-ш»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические сказки

Материал был опубликован в дошкольном воспитании. Эти сказки замечательны тем, что насыщены определенным звуком, просты для понимания и короткие по содержанию....

Формирование слоговой структуры слова - логопедическая сказка "Ванин сон"

Формирование слоговой структуры слова - логопедическая сказка...

Логопедические сказки

Логопедические сказки на конкурс. Представлены сказки по трем номинациям....

логопедическая сказка. автоматизация звука Ш

Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...

Логопедическая сказка "Гусенок Ганя-путешественник"

Заявка на участие в городском конкурсе логопедической сказки подавалась когда я работала в МБДОУ "ЦРР детский сад №52."На данный момент я являюсь учителем-логопедом МБДОУ «детский сад №20»Рубанович Ол...

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».Цель: развитие интереса к логопедическим  занятиями воспитание мотивации к учению, развитие  фонема...

Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука Ш "Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма учился шипеть"

Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука...