«ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шихкеримова Елена Юрьевна

КОНСПЕКТ НОД

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 лет)

ПО ТЕМЕ  «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД с. КВАСНИКОВКА»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ НОД

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 лет)

ПО ТЕМЕ  «ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: РАБОТА С КАРТИНОЙ – МАТРИЦЕЙ НА ТЕМУ «ВЕСНА»

                                                   Воспитатель:
                                                             Шихкеримова Е.Ю.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»

Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
  • упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
  • учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Развивающие:

  • развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
  • развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.

Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска, мяч.

Ход НОД.

Последовательность, алгоритм

Содержание деятельности

Действия

педагог

Дети

1. Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

- Здравствуйте!

Эмоционально включает детей в действие

Концентрируют внимание, проявляют интерес

2. Мотивация к деятельности.

  Как сегодня тепло и светло! Какое сейчас время года?

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна? - пришла.

Зимой -  холодно, а весной?   - тепло  

Зимой солнце низко, а весной? - высоко

Зимой солнце – не греет, а весной? - пригревает

Зимой сугробы высокие, а весной? Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной?

- Всё правильно, молодцы.

Активизирует к высказыванию,  использует игровой приём, мотивирует к дальнейшей деятельности

Проявляют интерес, подбирают антонимы

Проблемная ситуация

Актуализация знаний по теме «Весна»

Воспитатель. Ой, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался? Да  это же наш старый знакомый, здравствуй медвежонок Тучка! А почему ты такой грустный?

Медвежонок: Да вот ни как не пойму. Когда я ложился в спячку было холодно и не приятно, осень была, кажется. Ну вот, проспал всю зиму, а когда проснулся, то не понял, что случилось, что произошло?

Воспитатель. Ребята что же произошло? Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает весной?

Игра:  «Доскажи словечко

Солнце – что делает?-Светит, греет.

Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.

Снег – что делает?-Темнеет, тает.

Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает?-Звенит, капает.

Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

Включает детей в диалог, побуждает к выдвижению различных вариантов ответа.

Вступают в диалог, выдвигают собственные версии.

Закрепляют полученные ранее знания по теме

Введение в тему

Восп.: - О каком времени года мы сейчас с вами говорили?

- Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.

Демонстрирует испорченную картину

Выражают готовность к  выполнению дальнейших заданий.

Составление картины – матрицы.

-Создавать картину будем с помощью загадок.

Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.

Встаёт рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.(солнце)

-Как весной светит солнце?

-Как оно греет?

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.снег)

-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка.(ручей)

-Что делают ручейки весной?

-Какие ручейки?

-Что можно пускать весной в ручейках?

-Кто любит пускать кораблики?

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт? (птица)

-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?

-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут. (гнездо)

-Что делают птицы весной?

-Вот у нас и получилась картина.

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- Как называется наша картина?

Задает вопрос, стимулирует на последующие действия.

Словесными указаниями помогает детям

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес к отгадыванию загадок, помогают восстанавливать испорченную картину.

Выражают готовность к  выполнению дальнейших заданий.

Примерный рассказ воспитателя.

- Но, чтобы ты, Медвежонок, не расстраивался, дети расскажут тебе о весне, по этой картине.
-Послушайте, какой рассказ по этой картине составила я.

Наступила весна. Ярко светит солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели

с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо весной!

Предъявляет новое задание, активизирует мыслительную деятельность детей

Внимательно слушают

Рассказы детей.

- Кто желает составить свой рассказ по картине?

Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Способствует составлению описательных рассказов.

Составляют короткие рассказы.

Игра с мячом «У кого кто»

-Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов.

-А какие изменения весной происходят у диких животных?

-У всех лесных зверей весной появляются детеныши.

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных.

Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей.

У лисицы – лисята.
У волчицы – волчата.
У зайчихи – зайчата.
У ежихи – ежата.

У белки – бельчата.
У бобрихи – бобрята.
У лосихи – лосята.
У мыши – мышата.

У рыси – рысята.
У соболихи – соболята.
У бурундучихи – бурундучата.
У оленухи – оленята.

У медведицы – медвежата.

Включает детей в игру, уделяет внимание малоактивным детям
Активизирует мыслительную деятельность

Актуализируют знания о диких животных и их детенышах.

Игра «Мама и детеныш»

Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.

У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Образовывают слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Итог занятия. Рефлексия

Медвежонок. Ой, как же мне у вас понравилось, вы такие хорошие, умные, спасибо вам! Сейчас я знаю что случилось. Ну а мне уже пора, до свидания

Восп.: - О чем мы сегодня говорили? Что делали?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что вам больше понравилось?

Подводит итоги совместной деятельности, даёт оценку работе детей.

Делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ДВУХ ЗАНЯТИЙ «Красный, желтый, зеленый»,«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».

кОНСПЕКТЫ ЭАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С пдд во2 младшей группе "Красный, желтый, зеленый" и конспект занятия в средней группе НОД "Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей   "Весна"...

Конспект НОД в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна».Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Материал: картинки на магнитной...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Цель данной деятельности: учить создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышлений дошкольников.Задачи:Образовательная: формировать умение создавать картину и рассказывать...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»

Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. очень полезное видео http://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY 40 игр для развития мелкой моторики...

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»

Тема: «Обучение рассказыванию: работа с картиной - матрицей и раздаточными картинками: «Лесная поляна»Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать тв...

Развитие речи в средней группе «Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей «Весна»

Программное содержание: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Задачи:Образовательные:• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность и...

«Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей «Весна»

Развивать умение  детей создавать картину и рассказывать о её содержании....