Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий «В гостях у лисицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель занятия: создание условий для формирования у детей представлений о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи занятия:

Образовательные: продолжать формировать  умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания; рассказывать получившиеся сказки с использованием художественного слова в соответствии с методом каталога;

Развивающие: развить умение самостоятельно собирать текст  сказки после вопросов заданных педагогом, и ответов, взятых из текста; развивать выразительность движений и речи, воображение, коммуникативные навыки, любознательность, творческое воображение, память.

Воспитательные:  воспитывать умение выслушивать сверстников, не перебивая, помогать в случае затруднений.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания): способствовать укреплению здоровья детей через физкультминутки.

Словарная работа: обогащать словарный запас словами и выражениями.

Планируемые результаты занятия:  пополнение знаний детей о признаках дикого животного- лисе; формирование умения самостоятельно придумывать сюжет.

Подготовительная работа: Повторное чтение литературных произведений:  "Волк и лиса", "Лиса и журавль" , "Колобок", "Лисичка кумушка", "Лиса, заяц и петух", "Приключения Буратино", "Теремок", "Ворона и лисица". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_triz_po_rechevomu_razvitiyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательная (ые) область (и): Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое.

Тема занятия: «В гостях у лисицы»

Возрастная группа: подготовительная  группа

Цель занятия: создание условий для формирования у детей представлений о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи занятия:

Образовательные: продолжать формировать  умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания; рассказывать получившиеся сказки с использованием художественного слова в соответствии с методом каталога;

Развивающие: развить умение самостоятельно собирать текст  сказки после вопросов заданных педагогом, и ответов, взятых из текста; развивать выразительность движений и речи, воображение, коммуникативные навыки, любознательность, творческое воображение, память.

Воспитательные:  воспитывать умение выслушивать сверстников, не перебивая, помогать в случае затруднений.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания): способствовать укреплению здоровья детей через физкультминутки.

Словарная работа: обогащать словарный запас словами и выражениями.

Планируемые результаты занятия:  пополнение знаний детей о признаках дикого животного- лисе; формирование умения самостоятельно придумывать сюжет.

Подготовительная работа: Повторное чтение литературных произведений:  "Волк и лиса", "Лиса и журавль" , "Колобок", "Лисичка кумушка", "Лиса, заяц и петух", "Приключения Буратино", "Теремок", "Ворона и лисица". 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Стимуляция интереса к ней.

- Собрались все дети в круг

Я твой друг

И ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Хорошо, когда утро начинается с улыбки!

Упражнение на эмоционально-психологический настрой

Выполняют игровые действия

Внутренняя мотивация на  совместную деятельность, положительный эмоциональный настрой

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

- Дети, сегодня, когда я шла в детский сад, мне на руку упал листочек, посмотрите, какой красивый!

- А на нем что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, девочки и мальчики.Приглашаю вас в гости. Мне очень нужна ваша помощь. Буду очень ждать встречи с вами!»

- Кто же прислал нам это письмо?

- Как нам узнать, кому нужна наша помощь?

- Посмотрите, вот еще один листок.

- На нем тоже что-то написано.

«Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра»

-Да это же загадка. Давайте отгадаем ее и узнаем, кто же ждет нас в гости.

- Молодцы! Конечно, это лиса.

Постановка проблемной ситуации

Выслушивание  предположений детей

Осознают и принимают поставленную задачу

Актуализация имеющихся знаний  у детей о признаках осени.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Закрепление знаний и представлений о диком животном- лисе

 Дидактическая игра «Расскажи мне о…»

-Давайте посмотрим на лису внимательно и скажем, какая лиса?

- А помогут нам в этом наши значки –признаки.

(на экране появляются признаки, дети задают вопрос, отвечают на них).

- Какой это признак?

- Дима, посмотри на признак, задай вопрос.

- Маша, какая лиса по цвету?

- Послушайте, что у нас получилось:

«Это лиса. Она мягкая и пушистая, покрыта густой шерстью. Лиса – теплая. Она рыжая, среднего размера. Лиса умеет ходить, прыгать, спать, сидеть, лежать. Лиса состоит из частей – голова, туловище, лапы, хвост. Живет лиса в норе, в лесу».

- Какие вы молодцы, пора нам в гости к лисе отправляться.

Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

Беседа.

Игровой прием

Физкультминутка

Усвоение знаний и представлений о  диком животном- лисе

Выполняют рад упражнений (физкультминутка

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения нового материала.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Обобщение, систематизация определенного объема знаний и представлений о диком животном- лисе

Беседа

- Вот и пришли мы с вами в лес в гости к лисе. А вот и лисонька.

- Поздоровайтесь с лисой.

- Лисичка очень рада вас видеть у себя в гостях. Она спрашивает, знаете ли вы сказки о лисе?

- Давайте назовем их.

- Дети, а лисичка никогда не слышала о себе сказок. Может мы сможем ей чем то помочь?

- А я предлагаю сочинить и рассказать лисичке свою сказку. На экране все персонажи сказок где присутствовал персонаж лиса.

Игра «Веселая сказка»

  1. Кто же будет главным герое сказки? Начинаем рассказ со слов «Жила-была…»
  2.  Какой герой сказки по характеру? Повтори: Жил-был…Он был…
  3. И пошел он гулять…
  4.  И встретил он..
  5. А что же плохого он делал другим…?
  6. Был у нашего героя друг. Кто?
  7. Какой он был? 
  8.  Как он мог помочь главному герою? 
  9. Что стало со злым героем?
  10. Где наши друзья стали жить?
  11. Что стали делать?

- Какие вы молодцы! Нужно придумать название нашей сказке.

- Послушайте, что у нас получилось.

- Лисичке очень понравилась наша сказка.

Давайте разыграем нашу сказку, порадуем лисичку. 

- Лисичка очень рада. Ей очень хочется рассказать всем лесным жителям вашу сказку. Попрощайтесь с лисичкой.

- А нам пора возвращаться в детский сад

Беседа

Игровой прием.

Внимательно слушают.

Участвуют в беседе.

Выполняют рад упражнений (физкультминутка)

Участвуют в игре.

Распределяют роли,

Участвуют в  подборе атрибутов.

Проявляют активность в процессе совместной деятельности; Умеют подбирать необходимые слова и высказывания для выполнения задания

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Рефлексия. Подведение итогов.

- Понравилось вам в гостях у лисы?

- Что вам больше всего сегодня понравилось?

-А хотели бы вы еще раз придумать сказку?

- А что вам не понравилось?

- Вы сегодня такие молодцы, мне очень понравилось, как вы сочинили и показали сказку.  А сейчас я вам предлагаю нарисовать своего сказочного персонажа.

Беседа,

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.

Анализ и оценка полученного результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Репка»Программное содержание: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитател...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологии в первой младшей группе...

открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий "Бумажная фея"

Занятие - ТРИЗ« Бумажная Фея»Программное содержание:Расширить представление детей о бумаге, познакомить с ее видами, назначением, историей появления;Развивать логическое и ассоциативное мы...

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе "Исправим сказку"...