Выступление на МО "ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОГО И СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ"
опыты и эксперименты по развитию речи

Удачный способ интеграции двух областей : речевого развития и социально - коммуникативного - это лэпбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОГО И СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

Подготовила воспитатель: Туманова И.А.

1.  В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Общеобразовательного Учреждения «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.                                  

2.   Можно возразить, что не менее важно  физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

3.          Удачный способ интеграции двух областей: речевого развития и социально – коммуникативного – это ЛЭПбук. Напомню, Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается педагогом вместе с детьми или  родителями в течение какого-либо периода.

Вашему вниманию представлены 3 лэпбука по теме безопасность: Правила Дорожного Движения, Основы Безопасной Жизнедеятельности, Пожарная безопасность.

Данные дидактические пособия помогают формировать социально-коммуникативные  речевые умения.

4        Лэпбук пожарная безопасность

Через игру «Спасатели» ребёнок воплощает свои взгляды, выражает отношение к событию, которое он разыгрывает и одновременно упражняется в составлении рассказа. А также пополняет свой словарный запас такими новыми словами как «брандспойт», «цистерна с водой», « пожаротушение», «шланг- рукав», «диспетчерская»… В игре «Доскажи словечко» дети тренируются  в согласовании слов в предложениях, в изменении существительных по падежам; вспоминают элементарные способы выхода из опасных ситуаций (привести1-2 примера в стихах).

Ход: Педагог читает, а дети добавляют по смыслу слово в нужном падеже.

•        Упал на пол уголек, деревянный пол зажег;

Не смотри, не жди, не стой, а залей его ……. (водой).

•        Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен.

Дети, помните о том, что нельзя шутить с …(Огнем).

•        Раскалился если вдруг электрический утюг,

что должны вы делать, детки? Вынуть вилку из …. (розетки).

•        Не раскидывай иголки, убери их все на ….. (полку).

Для закрепления знаний детей о свойствах предметов, предлагаю детям игры на классификацию «Горит – не горит», «Что можно тушить водой, а что нет».

Дети всегда охотно принимают участие в игре  «Вызов пожарного». Цель данной игры: закрепление знаний различных способов обращения за помощью в опасных ситуациях.

5.              Используя игры из лэпбука по ПДД:                           «Как поступить?», «Чтобы не было беды» - дети закрепляют  умения составлять рассказы по набору сюжетных картинок; учатся составлять план рассказа и применять его при пересказе.

С удовольствием ребята рассказывают истории из личного опыта. В этом случае, моей задачей является введение в речь детей эмоционально – оценочной лексики.

Для развития связной речи и речевого творчества я использую такую игру «Составь рассказ», «Чтобы не было беды»,

 здесь мы упражняемся в согласовании слов в предложении, упражняемся в составлении небольшого рассказа по предложенным опорным словам, который показывает детям, к чему может привести беспечность.

Ход:

Я предлагает детям опорные слова (в случае затруднения они сопровождаются наглядными картинками). Дети “по цепочке” составляют целый рассказ. Если есть желающие рассказать целый рассказ, сочиненный ими, это только приветствуется.

• велосипед, проезжая часть (дорога), машина, авария.

• мяч, дорога, машина, авария.

6.           В лэпбуке по ОБЖ  игры направлены    

на ознакомление с окружающей средой, на умение ориентироваться в ней. Я рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, используя наглядные картинки. В игре «съедобные и несъедобные грибы» дети классифицируют грибы, давая объяснения своему  выбору.

Лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.                                                                                    

7.        Экскурсии в пожарную часть города, целевые прогулки к светофору, встречи с сотрудниками  ГИБДД – также влияют на развитие речи старших дошкольников. Лучший урок безопасного поведения - это пример  взрослых (родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс.

Подводя итог отмечу , чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по речевому и социально – коммуникативному развитию во второй младшей группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 296»Орджоникидзевского района городского округагорода Уфа Республики Башкортостан  Итоговое занятие по рече...

Конспект НОД по реализации задач речевого и социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Любимые игрушки"

Материал подготовлен с целью способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста как средства общения, обогащения активного словаря, развития любознательности и эмоциональной отзывчивости....

Использование коллажей в речевом и социально-коммуникативном развитии.

Мы изучаем много разных тем и материала по социально-коммуникативному развитию ребенка. Безусловно все мы, педагоги, стараемся донести этот материал как можно доступнее и понятнее. Используем разные м...

Выступление на ММО для воспитателей средних групп на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок» на тему «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально – коммуникативн

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...