Игровые приёмы в коррекционной работе с детьми с алалией.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Рослова Наталья Сергеевна

В статье представлены игровые приёмы для речевого развития детей с алалией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы в коррекционной работе с детьми с моторной алалией.

Нарушение в развитии возникает в силу неполноценности системных связей. ЦНС формируется от ствола, через подкорку к коре. От затылочных долей к лобным, а полушария справа на лево. Речь самая молодая в биогенезе. Нарушается обработка слуховой информации, страдает слуховая память и словарь. Ребёнку сложно актуализировать слово. При вербальной диспраксии понимание речи хорошее, а собственная речь из гласных.

3 пути коррекции.

От неречевых нарушений к речевым;

От коррекции речевых к неречевым;

Коррекция речевых и неречевых нарушений параллельно.

Игры эффективны если опираемся на эмоции и двигательное развитие. Аспекты речи контролируются развивающимися структурами мозга. Игры и упражнения на внимание, память оптико-пространственные представления, наглядно-действенное мышление – это база для речевого общения.

      Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации. Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого)- побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами (развитие идеомоторного праксиса).

Игра «Куколка любимая моя»

Ребёнку показывается, как причёсывают волосы (рукой поглаживают по волосам); как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову); как грозят пальцем и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми предметами.

Игра «Повторялки» с использованием сюжетных картинок.

Цель: воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке; развитие мимики.

 Ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» - ребёнок машет руками, имитируя махи крыльев; «девочка кушает» - движения рукой от стола ко рту; «кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д. Цель: установление контакта: развитие понимания рисованного знака (пиктограммы) адекватное использование жестов.

Игра «Большая стирка»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук - глазодвигательных-тактильно-проприоцептивных и статико-динамических ощущений - чётких артикуляционных кинестезий, тактильной памяти; - формирование представлений о схемах лица и тела; - развитие подвижности речевой мускулатуры- произвольности и дифференцированности мимических движений - кинестетического контроля за мимикой и мышечными ощущениями; - восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительнокинестетических ощущений.

Приёмы:  прослеживание по направлениям сверху вниз- снизу-вверх- справа налево- слева направо;  прослеживание прямых- ломаных- извилистых линий; массажные расслабляющие (активизирующие) движения; размазывание крема на различных поверхностях; проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех щётки с различным ворсом); узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; двигательные упражнения с погремушкой-мячом- платочкам- флажком;  «рисование» в воздухе рукой;  различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;  активизация пассивных и активных движений пальцев рук;  упражнения с пластилином; использование кукол би-ба-бо;  артикуляционная и мимическая гимнастика;  задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; упражнения на преодоление сопротивления;  автоматизация отдельных артикулем; выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

 Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Цель: Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза. Задачи: формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения: выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти: развитие стереогноза - умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве: анализ зрительного образа.

Приёмы:  нахождение игрушек в пространстве комнаты.  перемещение их в заданном пространстве.  поиск предметов:  соотнесение игрушки с её изображением на картинке: определение сторон тела у людей, изображённых на картинке, сторон собственного тела, выработка навыков ориентировки;  упражнения в перекрёстном ориентировании;  выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;  определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела:  запоминание изображений предметов;  фиксация изменений в расположении предметов,  выделение из множества предметов; запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);  идентификация зрительных изображений по заданной теме; определение различий в предметах и картинках;  сравнение сходных по зрительному образу предметов;  конструирование по образцу, по инструкции;  конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей;  выделение фигуры из фона; вычленение наложенных друг на друга предметов.

 Игра «Части тела» Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов. Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос).

Игра «Чудесный мешочек» находятся различные предметы" шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Развитие функций голоса и дыхания. Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация сто ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции: развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса, формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы: упражнения на расслабление шейной мускулатуры: активизация движений мягкого нёба, имитация жевания: тренировка носового выдоха; развитие произвольного речевого вдоха, выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений:  выработка комбинированного типа дыхания,  упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха:  различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха: выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

 Игра «День рождения»

Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха.

Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия

Игра «Кто громче» Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

Игры на развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О. У, И: Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы: воспроизведение ритма в движениях и играх; ходьба и маршировка под музыку; двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; ритмические упражнения для рук и ног; воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков; развитие речевых вокализаций;  знакомство со схемой ритма; соотнесение ритма со схематическим изображением; произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения: ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Игра на развитие чувства ритма. Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)  Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку.

 Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Игра «Дорожка» Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия. На глазах ребенка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон. Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну) Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон.

 Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется. Развитие импрессивной и экспресснвной речи .

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи, формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на звукоподражании и звукосочетаний имитирующих неречевые комплексы звуков восклицания: крики птиц и голоса животных, слов обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия, работа над семантикой слова стимулирование простых видов коммуникативной речи.

Приемы : узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные), показ предметов по их признакам, показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям,  выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами, выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний, побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного, различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек с сопряженным и произвольным звукоподражанием, различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих, выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов, автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»,  автоматизация отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди), узнавание предмета по словесному описанию, выработка обобщенных понятий, смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты, выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Развитию импрессивной и экспрессивной речи

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание. Ребенку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлексивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

 На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед)

Цель, закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия.

 За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д. Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

 Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Игровые приёмы по коррекционной работе на этапе автоматизации поставленных звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...

«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»

Применение нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с деть имеющими речевые нарушения...

План по самообразованию учителя-логопеда «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у дет...