Речевое развитие детей раннего возраста через ознакомление с предметным окружением (сенсорика)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Бардукова Юлия Сергеевна

Конспект проекта (познавательно-игровой) в группе раннего возраста
на тему «Речевое развитие детей раннего возраста
через ознакомление с предметным окружением (сенсорика)
»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekt_rech_1_yas.gr_.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект проекта (познавательно-игровой)
в группе раннего возраста

на тему «Речевое развитие детей раннего возраста
через ознакомление с предметным окружением (сенсорика)»

Бардукова Юлия Сергеевна

Горняева Елена Георгиевна

Воспитатели ГБДОУ№19
Петродворцового района СПб

Санкт-Петербург

2021

Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и нормативно-правовыми документами федерального, регионального и институционального уровней.  

Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников группы:
возраст детей 2-3 года, 8 мальчиков и 13 девочек.

 

Конспект проекта (познавательно-игровой) в группе раннего возраста
на тему
 «Речевое развитие детей раннего возраста
через ознакомление с предметным окружением (сенсорика)»

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

К. Д. Ушинский

Подготовили воспитатели ГБДОУ д/с № 19 Бардукова Ю.С, Горняева Е.Г.

Дата проведения: 2021 г.

Образовательные области: интеграция с областью «познавательное развитие»

Используемые технологии: проектная деятельность

Участники проекта: воспитатель, дети   группы раннего возраста №1.

Срок реализации: 3 месяца

Вид проекта:.

  • познавательно-игровой
  • среднесрочный
  • групповой

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие и познавательное развитие.

Проблема: дети раннего  возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие связной речи.

Актуальность проблемы: 

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи.

Главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Сенсорное воспитание на третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста.

Задачи проекта:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи, связную речь;
  • формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
  • повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
  • формирование сенсорных способностей у малышей средствами дидактической игры.
  • обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
  • помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
  • формировать умение называть свойства предметов;         
  • способствовать умению группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.

Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.

Формы и режим проведения проекта.

Деятельность проекта не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В проекте предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • на восприятие формы;
  • на целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • на восприятие качеств величины;
  • на количество предметов;
  • на развитие речи, мышления;
  • на развитие способности действия наглядного моделирования.
  • подбор литературы, диагностика детей, составление календарно-тематического планирования.
  • составление плана работы с детьми и родителями
  • обогащение развивающей среды
  • консультации для родителей
  • индивидуальные беседы с родителями

Взаимодействие с родителями:

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорике и почему ее так важно развивать?»;

Консультации для родителей: «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2- 3 лет»; «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»;

  Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»; «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

Основной этап:

  • подбор и изготовление дидактических игр
  • подбор и изготовление наглядных пособий
  • наглядная информация: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Игрушка в жизни ребенка».
  • привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
  • проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
  • проведение индивидуальной работы с детьми

Итоговый этап:

  • создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию;
  • создание презентации проекта по сенсорному развитию;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды;
  • наглядная информация для родителей папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
  • изготовление развивающих пособий: «Разложи шарики по цвету», «Игры с прищепками», «Собери бусы»;
  • «Художественно-эстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка», Рисование»: «Лучики для солнышка»
  • «Ознакомление с художественной литературой»:

Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

  • дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Собери бусы», «Укрась ёлочку»
  • Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».
  • Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста».
  • «Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».

Результаты проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Литература:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013 г.

3. Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж, 2010 г.;

4. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012 г.

5. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2004 г.;

7. Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 - №2;

8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

9. Галина Винникова: Занятия с детьми 2-3 лет. Первые шаги в математику. Развитие движения. Сфера, 2017 г.

10. Мындыкану, Цупикова: Сенcомоторно-математическое развитие детей раннего возраста. Сюжетно-игровые комплексы. Белый ветер, 2015 г.

11. И.А. Помораева, В.А. Позина: ФГОС. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в первой младшей группе. Мозаика-Синтез, 2016 г.

12. Марина Борисенко, Наталья Лукина. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. СПб. Паритет. 2003.

13. О.Е. Громова. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

14. Галина Винникова: Занятия с детьми 2-3 лет. Первые шаги в математику. Сфера, 2017 г.

15. Елена Янушко: Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Мозаика-Синтез, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Речевое развитие детей раннего возраста через интегрированные занятия

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Возможность понимать речь и говорить становится для р...

« Речевое развитие детей раннего возраста через проведение интегрированных занятий »

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Возможность понимать речь и говорить становится для р...

презентация: "Активизация речевого развития детей раннего возраста через нетрадиционные сенсорные материалы"

Развитие речи в процессе игр с нетрадиционными сеснорными материалыми. Приведены примеры игр....

Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...

Проект "Речевое развитие детей раннего возраста через ознакомление с предметным окружением (сенсорика)"

Практика детского сада показывает, что в группах раннего возраста дети нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же ...