Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Домашние животные»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: - Закрепление представлений детей о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в

подготовительной группе

«Домашние животные»

Программное содержание:

Цель: - Закрепление представлений детей о домашних животных.

Образовательные задачи:

- обучение детей составлению описательного рассказа о домашних животных.

- Уточнить и расширить представление детей о домашних животных - внешний вид, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются, как человек заботится о животных.

- Учить детей понимать и объяснять значение выражений.
- Уточнять и расширять предикативный словарь по теме: «Домашние животные»
(ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться, перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках), давать (молоко и мясо), кукарекать, клевать, бегать, летать, драться, крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить, охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться); 
- Закреплять у детей умение работать с предложениями; отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;
- Закреплять правила и навыки плавной речи в элементарных её формах.

Развивающие задачи: 
- Продолжать развивать логическое мышление, внимание, фонематические представления, творческое воображение;
- Развивать чувство ритма,  координацию слова и ритмизованного движения.
Воспитательные задачи: 
- Воспитывать бережное отношение к природе; навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; интерес ребенка к использованию различных форм речевой активности в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Методы и приемы: 
Практический – упражнения;
Игровой – игры;
Наглядный – предметные картинки, муляжи;
Словесный – рассказ, беседа;

Оборудование: аудиозапись «Узнай по голосу», картина «Сельский двор», муляжи по теме «Домашние животные и птицы», опорная схема для составления рассказа о животных, предметные картинки по теме, мяч, волшебный мешочек,  сюжетные картины с изображением домашних животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.  Рефлексия. 
Ребята, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
 


- А сейчас давайте станем в круг и начнём наше занятие со стихотворения «Кружочек».
Встанем вместе, встанем в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко ладошку к ладошке прижмем
И с пожеланий день свой начнем:
Мы желаем всем удачи, и здоровья, и добра.
Пусть нам солнце ярче светит,  
Мы хотим большими стать.
Будем счастливы на свете,
Будем много, много  знать.
А гостям мы пожелаем  
С пользой время провести.
Интересное увидеть
И с собою унести.

   2. Объявление темы. 

- Сегодня мы с вами отправимся в деревню Сосновку, в гости к дедушке Ване и к бабушке Тане.

- А сейчас  закройте глаза и повторяйте за мной:

Раз, два, три – повернись,

И в деревне очутись!

 (показ иллюстрации бабушки и дедушки). Дедушка Ваня и бабушка Таня живут в деревне  и у них есть много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья не остаются в долгу. Посмотрите, кого вы видите?

Обращаю внимание на макет с домашними животными: коровой, лошадью, свиньёй, козой, овцой.

- Как можно назвать этих животных?   (домашние животные)

- Почему эти животные называются домашними? (потому что живут рядом с человеком, и человек о них заботится).

- Как человек заботится о животных? (Правильно, люди строят для животных жилища, в которых им тепло и уютно)

- Почему человек о них заботится?

- Какую пользу они приносят?

- Почему этих всех животных можно назвать одним словом - животные? (Ответы детей: тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)

Артикуляционная гимнастика

Ребята, наш язычок может изображать животных.

- Давайте сделаем  артикуляционную гимнастику.

  1. «Собачка грызет косточку» — слегка покусываем кончик языка (6 раз).

      2. «Коза бодается» — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз).

1. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

- Назовите животных, в название которых встречается  звук К

- Какое слово самое короткое?
Собака, кот, корова, коза. Почему?

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, со-ба-ка  и т. д.и определяют на какой слог падает ударение в каждом слове.

- Что мы знаем о звуке К ? ( согласный, глухой, бывает тв. и мягк)

- Давайте разобьём слово корова на слоги.  Ко-ро-ва

- Сколько слогов в слове корова?   3 слога

- Давайте определим, на какой слог падает ударение?

- Каким звуком оканчивается слово корова?   Звуком а

- Какой это звук?  (гласный)

- Как вы определили?

- С какого звука начитается слово лошадь?    (Звук л)

- В какой части слова этот звук? (в начале слова)

- Где стоит звук Л в слове кролик?   (в середине слова)

- В какой части слова звук Л в слове вол?

- Очень хорошо, но животные живут не одни, у каждого есть своя семья.

2. Игра «Назови семью» (закрепление знаний о детенышах домашних животных).

- Ребята, у каждого животного есть семья, сейчас я предлагаю поиграть в игру «Назови семью»

Предлагаю детям иллюстрации животных. Дети должны назвать всех представителей семейства.

- Кто это? (котёнок)

- Кто у котёнка мама? (кошка)

- Кто у котёнка папа? (кот)

- А если у животных много детёнышей? Кто это? (котята)

3. Игра “Сосчитай до пяти” (с мячом)

Дети становятся в круг и передают друг другу мяч проговаривая:
Один пушистый кот - …
Одна быстрая лошадь – …
Один ретивый конь – …
Одина верная собака – …

Физкультминутка. Обыгрывание стихотворения В. Степанова “Кошка”.

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик

И опять свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

4. Игра «Кто, как голос подает»

-  За свои любимые лакомства животные благодарят своих хозяев и говорят «Спасибо!». Но каждый говорит по-своему.

- Корова что делает? (мычит);

Поворачивать голову прямо – вправо, прямо - влево и одновременно делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдыхать через рот в сторону, произнося [му-у].

- Кошка что делает? (мяукает);

Перебирать лапками перед собой – вдох; на выдохе произносить «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза.

- Коза что делает? (мекает);

Вдох носом, на выдохе произносить «Ме – ме – ме!» Повторить 3 – 4 раза.

- Что делает баран? (блеет). 

Опустить голову вниз, идти вперёд – вдох; на выдохе произносить «Бее – бее – бее!» Повторить 3 – 4 раза.

5. Д/и «Что могут животные?»  (Детям предложено выбрать по одному животному из мешочка и подобрать глаголы)

 - Ребята, а что ещё могут делать животные?
- Что может делать кошка?  (
Ласкаться, красться, успокаивать, лечить, охотиться, лакать, мяукать, царапаться, мурлыкать, облизываться).

-  Что может делать лошадь? (Перевозить (людей и грузы), пастись, выступать (в цирке, на скачках).
- Что могут делать корова и коза?  (
Давать молоко, пастись) 

- Что может делать собака?   (
Охранять, защищать, искать, спасать (раненого, утопающего), лаять, бегать, бросаться). 

 6. Рассказ – описание с опорой на таблицу (Развитие навыка связной устной речи)

Расскажите об этом животном по схеме.

Животное

Где живет

Внешний вид

Как голос подает

Что любит

Детеныши

Какую пользу приносит это животное

Сначала рассказ – описание составляет воспитатель, затем каждый ребёнок по своей картинке. «Кошка» – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове треугольные ушки, большие зеленые глаза и длинные усы. У кошки длинный пушистый хвост и четыре лапы с острыми когтями. Тело ее покрыто густой белой шерстью. Кошка мяукает. Она питается мышками и молочными продуктами. Кошка живет в доме, около людей. Ее детеныш называется котенок. Кошка ловит мышей – так она помогает человеку».

Далее по той же схеме составляется рассказ-описание коровы, собаки.

«Корова» – это домашнее животное. У нее светло-коричнева шкура с белыми пятнышками. У коровы большая овальная голова. На голове есть большие коричневые уши, острые белые рога, черные глаза и розовый нос. У коровы большое туловище, длинный хвост с метелочкой на конце, четыре ноги и на ногах копыта. Тело ее покрыто короткой шерстью. Корова мычит. Летом она питается травой, а зимой сеном. Корова живет в коровнике. Ее детеныш называется теленок. Корова дает человеку молоко и мясо».

«Собака» – это домашнее животное. У нее круглая голова, на голове большие уши, большие черные глаза, черный нос и острые зубы. У собаки короткий хвост и четыре лапы. Тело покрыто густой желтой шерстью. Собака лает. Она питается мясом и любит грызть косточки. Собака живет в конуре. Ее детеныш называется щенок. Собака охраняет жилище человека».

Помощь людям (закрепление знаний о пользе домашних животных).

7. Игра: «Найди пару»

Перед детьми  продукты и предметы, полученные от домашних животных.

Ребята, дедушка и бабушка приготовили для нас гостинцы. Давайте посмотрим какое животное, что нам дарит?(молоко, пряжа, мясо, сыр, йогурт)

8. Д/и: «Объясни значение выражений» 

Иногда люди  говорят «как корова языком слизала».
- Что значит выражение:

- «Как корова языком слизала» (значит очень быстро исчез, будто совсем и не было);

- «Как кошка с собакой» (это означает жить в постоянной ссоре, вражде);

- «Покупать кота в мешке» (это означает приобретать что-то, не видя, не зная заранее).

3. Заключительная часть. 

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Пора  возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и повторим за мной:

Раз, два, три – повернись,

В детском саду  очутись!

- Где мы с вами побывали сегодня?

- Кого мы там видели?

- Ребята, вы меня сегодня порадовали своими знаниями, все молодцы!

1. Рефлексия «Кружочек».

2. Объяснение темы.

Артикуляционная гимнастика

1. Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

2. Игра «Назови семью»

3. Игра “Сосчитай до пяти” (с мячом)

Физкультминутка. «Кошка»

Осторожно….

4. Игра «Кто, как голос подает»

5. Д/и «Что могут животные?»  (с мешочком)

6. Рассказ – описание с опорой на таблицу (Развитие навыка связной устной речи)

7. Игра: «Найди пару» (какая польза от животных)

8. Д/и: «Объясни значение выражений» 

3. Заключительная часть. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Домашние животные».

Увлекательное занятие по развитию речи, в котором дети совершают путешествие вместе с любимым сказочным персонажем Колобком.  Вместе им предстоит вспомнить названия диких и домашних животных, их ...

Конспект занятия по развитию речи «Дикие и домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи«Дикие и домашние животные» ...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Домашние животные"

Конпект логопедического занятия по развитию речи для детей 5-6 лет....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Цель:- Обогащать и систематизировать словарный запас.- Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные».- Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие....

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе Тема:«Кто как голос подаёт?»

Конспект занятия по развитию речи на тему домашние животные в младшей группе. Тема: "Кто как голос подаёт?"...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...

13.12.2022 г. Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние животные и их детёныши» (подготовительная группа)...