Фольклор в детском саду
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фольклор в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Фольклор в детском саду

 «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре».  

Ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому существует такое  правило: «Если речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то он решит сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» Приходим к такому выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

             В работе с детьми используйте следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу). Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - обучающие детей правильной и чистой речи.

Прибаутки, шутки - забавные песенки, которые веселят детей.

      В работе детский фольклор можно использовать в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

       Остановимся на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А особенно такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

       Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями.

Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

          Можно учить детей на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами.

      Планируя игры, детский фольклор нужно подбирать разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

       Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности. Например, дети в игре, проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Чтобы работа была более плодотворной, можно обратиться за помощью к родителям. Чтобы держать их в курсе событий, заведите папку «Учите вместе с нами». В нее записываются потешки, поговорки, считалки, и родители дома могут повторить этот материал со своим ребенком.

     

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Фольклор в детском саду"

Практическая консультация для воспитателей, учителей - логопедов по использованию фольклора в работе с дошкольниками....

Фольклор в детском саду

Двадцать первый век шагает!Межпредметность, надпредметность, ИКТ нам предлагает.Но не будет результата, если душу не вложить:Думать, чувствовать, творить!И докажем всем на свете,Что важнее нет т...

Народный фольклор в детском саду

интересный материал...

Музыкальный фольклор в детском саду

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный во...

Конспект НОД по музыке "Фольклор в детском саду"

Приобщение детей к русскому народному творчеству средствами музыкальной, театрализованно-игровой деятельности....

Музыкальный фольклор в детском саду

Музыкальный фольклор –уникальная самобытная культура наших предков- осознается современным обществом как значительный фольклор духовности, преемственности поколений, приобщении к национальным жизненны...