Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Пикалова Елена Ивановна

 В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понятия «педагогический сторителлинг». Описываются принципы, на которых строится сторителлинг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сторителлинг, как интерактивный метод речевого развития дошкольников.

Пикалова Елена Ивановна,

учитель-логопед

МБДОУ № 126

Россия, Курская область, г. Курск

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования сторителлинга, как интерактивного метода речевого развития. Дается смысл понятия «педагогический сторителлинг». Описываются принципы, на которых строится сторителлинг.

Annotation. The article deals with the development of coherent speech of older preschool children through the use of storytelling as an interactive method of speech development. The meaning of the concept of "pedagogical storytelling"is given. The principles on which storytelling is based are described.

Ключевые слова. Связная речь, сторителлинг, творчество, дети дошкольного возраста.

Keywords. Coherent speech, storytelling, creativity, preschool children.

Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка, является развитие связной речи. Только в связной речи, в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все аспекты, характеризующие нашу речь.

        В работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями я очень часто использую такой метод обучения, как сторителлинг.

  Сторителлинг – педагогическая технология, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая. Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Принципы:

-обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

систематизировать и донести информацию;

-обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

-наглядно мотивировать поступки героев;

-сформировать желание общаться.

В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном. 

         С дошкольниками можно использовать несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию, представленную в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знаний. Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, скрайбинг (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки), майнд-мэп («интеллект-карты»), инфографика (мнемотехника).

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Когда-то давным-давно…

Жили-были…

Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

«Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

-Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

-Расширение запаса знаний об окружающем мире;

-Развитие всех речевых компонентов;

-Развитие высших психических функций;

-Развитие коммуникативных навыков детей.

Список используемой литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.- СПб.:Златоуст, 1998.-355 с.

2.Пастернак Н. Сказки нужны ребёнку как воздух// Дошкольное образование. -2008. -№8. -С.23-35.

3.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

4.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

5.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

Методическая разработка "Основные формы и методы речевого развития дошкольников среднего возраста"

Данная разработка поможет педагогам и родителям разобраться при работе с дошкольниками по развитию речи детей....

Особенности современных форм и методов речевого развития дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогическом совете «Применение современных и традиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста при реализации направления «Речевое...

Технология синквейн - эффективный метод речевого развития дошкольников

Статья посвящена актуальной теме - речевого развития  у детей дошкольного возраста, используя инновационные технологии. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстр...