Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2 - 3 лет
картотека по развитию речи

Григалавичюте Иоланта Пятро

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 2 - 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovaya_gimnastika.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«Пальчиковой гимнастики»

для детей 2 – 3 лет


     Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создает благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой.

     


Содержание

     1. Стирка

     2. Засолка капусты

     3. Ладушки

     4. Два медведя

     5.Шум дождя

     6. Кто это?

     7.  Кузнец Кузьма

     8. Наши уточки с утра

     9. Ладушки – ладошки

     10. Динь – динь – бом!

     11. Кисонька – мурысенька

     12. Где же наши ручки

     13.  Домик

     14. Дождик

     15. Фрукты

     16. Осенние листочки

     17.  Шуршалочка

     18. Холодно

     19. Снежный пирог

     20. Мороз

     21. Как под горкой снег

     22. Егорка

     23. Сосульки

     24. На елке

     25. Солнышко

     26. Скворечник

     27. Скворчата

     28. Дикие животные

     29. Белочка

     30. Бараны

     31. Сорока белобока

     32. Чижик – пыжик

     33. Комар

     34. Жук

     35. Кулачок

     36. Пальчики у нас попляшут

     37. Дружные пальчики

     38. Мои пальчики

1. СТИРКА

Мылю мылом я носки,

Водим кулачком по ладошке.

Крепко трутся кулачки,

Трем кулачками друг о друга.

Сполосну носочки ловко,

Двигаем кистями вправо – влево.

И повешу на веревку.

Поднимаем руки вверх, кисти сгибаем.

2. ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

Прямые кисти вверх – вниз.

Мы морковку трем,

Трем правым кулачком по левой ладони.

Мы капусту солим,

Щепотка.

Мы капусту жмем.

Сжимаем обе кисти в кулак.

3. ЛАДУШКИ

- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Простоквашку.

Хлопаем в ладоши.

Простоквашка вкусненька.

Каша сладенька.

Гладим рукой живот.

Бабушка добренька.

Гладим рукой голову.

Попили, поели!

Снова проводим рукой по животу.

Домой полетели!

Машем руками, как крыльями.

На головку сели.

Ладушки запели.

Кладем руки на голову.

4. ДВА МЕДВЕДЯ

Сидели два медведя

На тоненьком суку:

Руки согнуты в локтях (сжаты к кулаки), прижаты к туловищу. Ребенок поворачивается из стороны в сторону.

Один читал газету,

Разводим руки в стороны, как при чтении газеты.

Другой молол муку.

Стучим одним кулачком по другому.

Раз ку –ку, два ку – ку,

Оба плюхнулись в муку.

Кулаки «падают» на колени.

Нос в муке,

Показываем пальцем нос.

Хвост в муке,

Показываем рукой за спину.

Ухо в кислом молоке.

Беремся пальцами за ухо.

5. ШУМ ДОЖДЯ

Если дождь стучит

По крыше, -

Этот грохот сразу слышен.

Сильно стучим кулачками по столу.

Если шлепает

По лужам, -

Это слышно чуть похуже.

Попеременно касаемся ладонями стола.

А попавши

В камыши,

Он тихонечко шуршит.

Тихо барабаним пальцами по столу.

6. КТО ЭТО?

Кто мурлычет под рукой?

Одна рука прижата к груди, другой рукой гладим первую.

Носик розовый такой.

Указательным пальцем дотрагиваемся до носа.

У кого это усы

Удивительной красы?

Всеми пальцами «рисуем» на щеках усы.

Пьет из блюдца молоко

Указательным пальцем одной руки гладим ладонь другой.

И шагает так легко,

Попеременно касаемся стола ладонями.

Лапкой умывается.

Ладонью делаем «умывающее» движение вокруг лица.

Как он называется?

Протягиваем руки вперед, как бы задавая вопрос.

7. КУЗНЕЦ КУЗЬМА

Идет Кузьма из кузницы,

Стучим ладошками по коленкам.

Несет Кузьма два молотка.

Вытягиваем вперед кулачки.

Для всех людей накует гвоздей!

Стучим кулачком о кулачок.

8. НАШИ УТОЧКИ С УТРА

Наши уточки с утра –

Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда –

Га – га – га! Га – га – га!

Складываем пальцы в клюв. Раскрываем и закрываем клюв.

Наши гуленьки вверху –

Грру – грру – грру! Грру – грру – грру!

Поднимаем руки вверх и машем кистями рук.

Наши курочки в окно –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

Стучим пальчиками по твердой поверхности.

А как петя – петушок,

Рано – рано поутру

Нам споет ку –ка –ре – ку!

Машем руками, как крыльями, и кукарекаем.

9. ЛАДУШКИ – ЛАДОШКИ

Мыли мылом ушки,

Изображаем, как моют ушки.

Мыли мылом ножки,

Изображаем, как моют ножки.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Поднимаем ладошки и крутим ими над головой.

Наварили кашки,

Помешали ложкой,

Водим пальчиком по ладошке.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Поднимаем ладошки и крутим ими над головой.

Строили ладошки домик для матрешки.

Изображаем ладошками крышу над головой.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Поднимаем ладошки и крутим ими

10. ДИНЬ – ДИНЬ – БОМ!

Динь – динь – бом!

Поворачиваем руки ладонями то вверх, то вниз.

Ходит кошка с бубенцом!

Ладонями по столу изображаем движения кошачьих лап.

Мыши сразу услыхали.

Динь – бом, динь – бом!

Быстро в норку побежали.

Кончики пальцев быстро бегут по столу.

Динь – бом, динь – бом!

Затворили крепко дверь.

Прячем руки под стол.

Динь – бом, динь – бом!

Не поймаешь их теперь.

Динь – бом, динь – бом!

Грозим пальцем то левой, то правой руки.

над головой.

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Кладем ладошки «спать» под щеку.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Поднимаем ладошки и крутим ими над головой.

11. КИСОНЬКА – МУРЫСЕНЬКА

- Кисонька – мурысенька,

Ты где была?

- На мельнице.

Вращаем руками перед грудью.

- Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

Стучим кулачками друг о друга.

- Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

Изображаем лепку пряничков: поочередно кладем одну ладонь на другую.

- Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна!

Грозим указательным пальчиком.

12. ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?

У меня пропали руки.

Где вы, рученьки мои?

Прячем руки за спину?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять!

Показываем руки.

У меня пропали уши.

Где вы, ушеньки мои?

Закрываем уши ладошками.

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять!

Убираем ладошки.

У меня пропали глазки.

Где вы, глазоньки мои?

Закрываем ладошками глаза.

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять!

13. ДОМИК

Молоточком я стучу.

Стучим кулачками друг о друга.

Дом построить я хочу.

Складываем ладошки в крышу.

Строю я высокий дом.

Поднимаем руки с крышей вверх.

Буду жить я в доме том.

Хлопаем.

14. ДОЖДИК

Дождик, дождик, поливай –

Указательным пальцем одной руки постукиваем по ладони другой руки.

Будет хлеба каравай.

Сомкнуть руки перед собой.

Будут булки, будут сушки,

Похлопать одной ладонью о другую и наоборот.

Будут вкусные ватрушки.

Соединить большой и указательный пальцы рук вместе (круг).

15. ФРУКТЫ (Е. Краузе. Стихи

В. Волиной)

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла,

Хлопаем в ладоши.

Яблоки душистые,

Персики пушистые.

Груши золотистые

Загибаем пальцы левой руки с указательного по безымянный.

Осень принесла.

Протягиваем руки вперед ладонями вверх.

Повтор упражнения другой рукой.

16. ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Красненький листочек,

Словно огонечек,

Машем правой ладонью над головой.

Покружись немножко,

Совершаем круговые движения правой ладонью.

Падай на ладошку.

Опускаем правую ладонь на левую, лежащую на столе.

Желтенький листочек,

Солнышка кусочек,

Машем левой ладонью над головой.

Покружись немножко,

Совершаем круговые движения левой ладонью.

Падай на ладошку.

Опускаем левую ладонь на правую, лежащую на столе.

Листья соберем мы в кучу

И подбросим выше тучи.

Собираем одновременные движения руками, имитируя, будто мы собираем

листья в кучу и подбрасываем вверх.

А листики кружатся

И под ноги ложатся.

Кистями обеих рук совершаем круговые движения над головой и медленно опускаем ладони на стол.

17. ШУРШАЛОЧКА (Е. Краузе)

Круговые движения тыльной стороной кисти руки по ладони другой.

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш, и дождь шуршит,

И мышь, шурша, в нору спешит.

18. ХОЛОДНО

Наши пальцы

сжались тесно.

Дети сжимают левую руку в кулак.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Правой рукой обхватывают кулак левой руки и сильно сжимают его.

И укроем одеялом!

Меняют руки, затем опускают их и слегка трясут ими.

19. СНЕЖНЫЙ ПИРОГ (П. Воронько)

Падал снег на порог.

Дети 2 раза медленно опускают ладони на стол.

Кто слепил себе пирог?

Прижимают ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

«Бегут» пальцами обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки,

Но не из снега – из муки.

Показывают, как пекут пирог.

20. МОРОЗ

Мороз прибежал,

Ладошками обеих рук ребенок ритмично постукивает по коленкам.

Колотушкой застучал.

Кисти обеих рук сжаты в кулак, кулак правой руки стучит по кулаку левой.

Мы мороза не боимся,

Ладонями обеих рук ребенок машет от себя.

Мы на санках с горки мчимся.

Ладонь правой руки кладется на плечо левой и быстро съезжает по руке вниз, касаясь пальчиков.

Игра повторяется с левой рукой

21. КАК ПОД ГОРКОЙ СНЕГ

Как под горкой снег

Ребенок и взрослый опускают руки вниз и гладят ладонями ковер.

И на горке снег,

Поднимают руки вверх, соединяя пальцы над головой.

А под снегом спит медведь.

Ладони соединяются вместе и помещаются под щеку.

Тише, тише, не шуметь.

Указательный палец подносим к губам.

22. ЕГОРКА

Маленький Егорка

Топает на горке.

Одной рукой изображаем горку. Указательным и средним пальцами другой руки имитируем ходьбу.

Сядет в саночки

И поедет к мамочке.

Кулачок – это санки. Изображаем, как они съезжают с руки – горки.

23. НА ЕЛКЕ (Е. Краузе. Стихи

 В. Волиной)

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

Ритмичные хлопки в ладоши.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки принес.

Скрещиваем руки на груди, затем выпрямляем их перед собой.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы.

Соединяем руки перед собой так, чтобы они образовали круг. Язычком обводим губы.

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Загибаем пальчики по очереди, начиная с большого.

24. СОСУЛЬКИ

От сосулек звон, звон.

Просыпайся, клен, клен.

Хлопаем ладошками слева и справа от головы.

Растопился снег, снег,

ручейки – в бег, бег.

Круговые движения руками от себя – «волны».

Мы по лужам – топ – топ,

через лужи – прыг – скок!

Ритмичные хлопки ладонями по коленям.

25. СОЛНЫШКО

Вышло солнце из – за тучи,

Руки поднимаем вверх, пальцы растопыриваем в разные стороны.

Смотрим в нашу комнатку.

Ладонью правой руки делаем «козырек» (приставляем ко лбу).

Все захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

Хлопаем в ладоши.

26. СКВОРЕЧНИК

Стук – стук, строим дом,

Руки сжаты в кулаки, и один кулачок стучит по другому.

Маленький скворечник.

Локти разведены в стороны, кончики пальцев соединены друг с другом так, чтобы получился «домик».

Новых птичек с юга ждем,

Руки вытягиваются вперед ладонями кверху.

Новых птичек вешних.

Руки подняты вверх, и выполняются махи в разные стороны.

27. СКВОРЧАТА

Вот из гнездышка торчат

Клювы маленьких скворчат.

Руки подняты с пальцами, сложенными «клювиком».

Клювик – раз,

клювик – два,

одну руку вытягиваем вперед, затем другую.

Лапки, лапки, голова.

Ладошки по очереди ставим на стол, складываем пальцы в «замок».

28. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Дети сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это – зайчонок, это – бельчонок.

Это – лисенок, это – волчонок,

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый мохнатый смешной медвежонок!

29. БЕЛОЧКА

Белочка на елочке скачет

вверх и в низ

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять вверх и опустить.

- Белочка, за елочку

Лапками держись.

Резко сжать кулачки. Затем разжать кулачки, постучать пальчиками о стол.

Прыг – скок на сучок,

Лапками держись!

Снова резко сжать кулачки.

30. БАРАНЫ

Так бодались два барана

Оба кулака «бодаются».

На мосточке утром рано.

Хлопки на ударные слоги.

Уступить не захотели –

Снова «бодаются».

Вместе в речку полетели.

Ладони «уронить» на колени.

31. СОРОКА – БЕЛОБОКА

Ты, сорока – белобока,

«Машем крыльями».

Научи меня летать,

Руки вверх.

Ни высока, ни далека –

Руки в стороны.

Только море увидать.

Ладонь «козырьком» ко лбу.

32. ЧИЖИК – ПЫЖИК

- Чижик – пыжик,

Где ты был?

Грозим пальцем.

- Я на речке руки мыл.

«Моем руки».

Ветер дунул -  я упал,

Растопыриваем пальцы и опускаем ладонями вниз.

В луже руки замарал.

Отряхиваем руки друг о друга.

33. КОМАР

Летит муха вокруг уха, ж – ж – ж.

Водим пальчиком вокруг уха.

Летят осы вокруг носа, с – с – с.

Водим пальчиком вокруг носа.

Летит комар, на лоб – оп

Пальчиком дотрагиваемся до лба.

А мы его хлоп.

Дотрагиваемся ладошкой до лба.

И к уху, з – з – з.

Зажимаем кулачок, подносим к уху.

Отпустим комара?

Подносим кулачок ко рту и дуем на него.

Отпустим.

Разжимаем ладошку.

34. ЖУК

На лужайке на ромашке

Жук летел в цветной рубашке.

Положить руки на стол ладонями вниз.  Медленно согнуть и разжать пальцы.

- Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я с ромашками дружу.

Поднять руки вверх.

Развести пальцы веером.

Тихо на ветру качаюсь.

Покачать руками из стороны в стороны.

Низко, низко наклоняюсь.

Медленно наклониться вперед.

35. КУЛАЧОК

Сначала выполняем упражнения одной рукой, потом – обеими синхронно.

Руки ребенка лежат на коленях ладонями вниз.

Как сожму я кулачок

Сжимаем руки в кулак.

Да поставлю на бочок,

Ставим кулак большим пальцем вверх.

Разожму ладошку,

Распрямляем кисть.

Положу на ножку.

Рука кладется на колено ладонью вниз.

36. ПАЛЬЧИКИ У НАС ПОПЛЯШУТ

Пальчики у нас попляшут:

Вот они, вот они!

Дети вращают кисти рук.

В кулачки мы пальцы спрячем,

В кулачки, в кулачки.

Сжимаем и разжимаем пальцы.

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они!

Перебираем пальчиками.

Пальчиками мы помашем:

Уходи, уходи!

Встряхиваем кистями рук.

37. ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Дружно пальцы встали в ряд,

Показывают ладони.

Десять крепеньких ребят.

Сжимают пальцы в кулак.

Эти два – всему указка,

Все покажут без подсказки.

Показывают указательные пальцы.

Пальцы – два середничка,

Два здоровых бодрячка.

Показывают средние пальцы.

Ну а эти безымянные,

Молчуны, всегда упрямы.

Показывают безымянные пальцы.

Два мизинца – коротышки

Непоседы и плутишки.

Вытягивают мизинцы.

Пальцы главные

средь них –

Показывают большие пальцы.

Два больших и удалых.

Сжимают остальные пальцы в кулак.

38. МОИ ПАЛЬЧИКИ (Н. Ильина)

Сгибаем по очереди все пальчики, начиная с большого.

Этот пальчик самый большой,

самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик указательный,

он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

не первый, не последний.

Этот пальчик безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький – мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

КАРТОТЕКА

«Пальчиковой гимнастики»

для детей 2 – 3 лет

    Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на общее развитие, а в том числе и речевое развитие детей. Игры с пальчиками, возбуждая речевые центры в коре головного мозга, в конечном итоге, стимулирует развитие речи, создает благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность ребенка. Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой.

Содержание

1. Стирка

2. Засолка капусты

3. Ладушки

4. Два медведя

5.Шум дождя

6. Ктоэто?

7.  Кузнец Кузьма

8. Наши уточки с утра

9. Ладушки – ладошки

10.Д инь – динь – бом!

11. Кисонька – мурысенька

12. Где же наши ручки

13.  Домик

14. Дождик

15. Фрукты

16. Осенние листочки

17.  Шуршалочка

18. Холодно

19. Снежный пирог

20. Мороз

21. Как под горкой снег

22. Егорка

23. Сосульки

24. На елке

25. Солнышко

26. Скворечник

27. Скворчата

28. Дикие животные

29. Белочка

30. Бараны

31. Сорока белобока

32. Чижик – пыжик

33. Комар

34. Жук

35. Кулачок

36. Пальчики у нас попляшут

37. Дружные пальчики

38. Мои пальчики

Список литературы

1.Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016. – 32 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»).

2. Ларечина Е. Пальчиковые игры для малышей 1-3 лет. Серия развивающих карточек «Речь о детях». ООО Издательство « Речь», 2011г. Смирнова Е.О., 3. Холмогорова В.М. Социально – коммуникативное развитие детей: методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 80 с. – (ФГОС ДО).

3. Шмелева Е.Б.Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2- 4 лет/ Е. Б. Шмелева. – М.: Ювента, 2015. – 48 с.: ил.

4. Серия «Говорушки». «Ладушки». ООО «Хатбер – пресс», 2016г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека мотивации детей

Картотека мотивации детей к совместной деятельности...

Картотека для детеи первои младшеи группы

Дидактические игры, упражнения, вопросы...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Роль экспериментирований для детей с отсутствием зрения. Картотека для детей с ОВЗ (отсутствие зрения).

На сегодняшний день задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Получение знаний должно выстраиваться как самостоя...

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...