путешествие в страну звуков и букв
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ведерникова Ольга Владимировна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zvukov_i_bukv.docx219 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по «Обучению грамоте» в подготовительной логопедической группе «Капитошка» МКДОУ «д/с № 10»

«Путешествие в страну звуков и букв»

Учитель-логопед

Ведерникова Ольга Владимировна

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о речевых единицах (звуке, букве, слоге, слове и предложении).
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Закреплять знания букв русского алфавита.
  • Развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
  • Закреплять навыки чтения.
  • Развивать навыки работы над предложением.
  • Работать над профилактикой дисграфии.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать положительные установки на участие в занятии.
  • Умение слушать учителя-логопеда и сверстников.
  • Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование: игрушка Буратино, рабочие тетради с таблицами, пеналы, простые карандаши, конверты, демонстрационный материал на звуко-слоговой анализ слов и на схему предложения, индивидуальные буквы на каждого ребенка (слова – «школа», «урок», «парта», «букварь»), набор карточек с картинками, магнитная доска.

Ход занятия:

Дети входят в группу и проходят к своим учебным местам. Стоят.

Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кого я назову по имени.

Логопед называет всех девочек, затем предлагает сесть мальчиков с 1 ряда и мальчиков со 2 ряда.

Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие в страну букв и звуков, а поможет нам в этом, отгадайте кто?

Себе проказника сынишку

Я из полена смастерил,

А чтобы рос тот мальчик умным

Я ему азбуку купил. /Буратино/

Кто это, ребята?

Дети: Буратино.

Логопед: Правильно. Как вы помните, в сказке о «Золотом ключике» Буратино так и не дошел до школы. Буратино хочет у вас поучиться. Он принес много разных заданий, но как их выполнить не знает. Поможем Буратино?

Дети: Да.

Логопед: Но вначале скажите, какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Что мы знаем о гласных? Что знаем о согласных?

Дети: Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначаются синим и зеленым квадратом. Правило: Воздух во рту встречает преграду (язык, зубы, губы).

Логопед: Хорошо, молодцы. Ребята, а какие бывают буквы?

Дети: Гласные и согласные, большие и маленькие, письменные и печатные.

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Правило: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем. И на письме каждый звук обозначается буквой.

Логопед: Хорошо. Вот теперь первое задание: возьмите тетради и найдите там карточку. Зачеркните только гласные буквы. Посчитайте, сколько букв гласных? Прочитайте их (опрос нескольких детей).

Логопед: Следующее задание такое. Ребята, какую книгу купил папа Карло для Буратино, чтобы он пошел в школу?

Дети: Азбуку.

Логопед: Правильно. Разберем это слово. (Звуко-буквенный анализ на доске, звуко-слоговой анализ слова на местах. У доски работает один ребенок, остальные проверяют свою схему). Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Живые звуки», но сегодня мы поиграем в другую игру «Живые буквы». У кого есть буква, рассмотрите ее. Послушайте мои загадки. О чем они?

Стоит дом: кто в него войдет, тот знания приобретет (школа).

Дети, у кого буква на синем квадрате, составьте нам слово «школа».

Слышат в школе каждый день первоклашки «трень-брень».

Только прозвенит звонок, начинается…(урок).

Дети, у кого буквы на оранжевом квадрате, составьте нам слово «урок».

Я готов к учебным стартам, скоро сяду я за…(парту).

Дети, у кого буква на зеленом квадрате, составьте нам слово «парта».

Учит он читать меня с буквы А до буквы Я.

Он не атлас, не словарь, а зовут его…(букварь).

Дети, у кого буква на желтом квадрате, составьте нам слово «букварь».

И последняя загадка.

Кто альбом раскрасит наш, ну, конечно, …(карандаш).

Придумайте новые слова из слова КАРАНДАШ – рак, Даша, кран, кар, рана, шар, наша, шарада, дар.

Физминутка «Буратино».

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Логопед: Ребята, на партах есть еще карточки (совместно 2-3 ребенка). Составьте из них предложения. Прочитайте про себя. Найдите предложение, состоящее из 3-х слов (дети зачитывают). Найдите предложение из 4-х слов (дети зачитывают). У кого предложение о Буратино. Прочитайте его ребята.

                                                                 C:\Users\Нелли\Desktop\Оля для журнала\Скан_20160602 (2).jpgC:\Users\Нелли\Desktop\Оля для журнала\Скан_20160602 (3).jpg

Логопед: Теперь возьмем конверты и составим схему предложения.

У Буратино золотой ключик.

                                                                               .

                                                                      .

Сколько слов в предложении? На каком месте маленькое слово? Когда ставится точка? Как пишется первое слово в предложении? Какие еще слова пишутся с большой буквы? Хорошо. И последнее задание (на белой магнитной доске нарисованы ребусы). Буратино совсем ничего не понимает. Давайте ему поможем.

Ребусы:

Р   Т У Ч К А (ручка)              А                                  ПЕ

                                                 РКИ  (подарки)             Л     (пенал)

Е           Р          Ь         Т        Д        Т        А

         Т           Е          Т         Р          А        Д          Ь

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в страну букв и звуков. Мы отлично поработали на занятии. Буратино все понравилось, и он приготовил для вас угощение. Занятие закончено. Всем спасибо!

Литература

  1. З.Е.Агранович Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников – СПб., 2007.
  2. Т.Ю.Бардыдишева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия в детском саду (подготовительная к школе группа) – М., 2014.
  3. С.Е.Гаврилина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина Поиграем со словами. Серия «Папка дошкольника» - КОГУП «Кировская типография».
  4. Е.А.Пожиленко Волшебный мир звуков и слов - М., 2001.
  5. Штец А.А. Наглядное пособие «Ежик». Читаем предложения. Обучение грамоте. – Издательство «Айрис-пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности/ Тема: Путешествие в страну звуков и букв.

Тема: Путешествие в страну звуков и букв.Программное содержание:образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «Звук», «Буква»Познакомить с возникновением звуков, с тем, какие бывают звуки, как...

Конспект НОД "Путешествие в страну звуков и букв"

Конспект комбинированного занятия по обучению грамоте   детей старшей группы компенсирующей направленности...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН. «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

В конспекте использованы инновационные технологии "СУ-ДЖОК терапия", воскотерапия, компьютерные технологии и нетрадиционное оборудование....

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...