Дидактические игры. Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карташова Ирина Александровна

Дидактические игры по речевому развитию для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_razvitie_rechi.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по речевому развитию в средней группе.

1. Игры на обогащение и активизацию словаря.

Название игры: «Угадай по описанию».

Возрастная группа: старшая группа.

Игровая задача: разложить фрукты по различным признакам.

Дидактическая задача: расширить объем словаря, закреплять представление о предметах.

Оборудование: набор картинок по лексической теме.

Ход игры: перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Воспитатель дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом педагог просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан.

Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

2. Игра развитие связной (диалогической и монологической) речи.

Название: Козлята и зайчик.

Возраст: старшая группа.

Дидактическая задача: продолжать развивать связную (диалогическую и монологическую) речь

Игровая задача: внимательно слушать собеседника.

Ход игры: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

3. Игра на развитие грамматического строя речи.

Название игры: «Какой? Какая? Какое?»

Возрастная группа: старшая группа

Игровая задача: найти предметы, к которым можно задать вопросы «какой? какая? какое?»

Дидактическая задача: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Оборудование: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

4. Игра на развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Название: «Котёнок»

Возрастная группа: старшая группа

Игровая задача: правильно ответить на вопросы в ходе игры, определяя интонацию педагога.

Дидактическая задача: Закреплять у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации.

Оборудование: Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки).

Ход игры: Воспитатель ставит на фланелеграф  картинку  с  изображением  девочки  и  говорит:   «Это  Таня.   Идет Таня с прогулки домой  (показывает)  и видит:   около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку    на фланелеграф). Кого увидела Таня?» — «Котенка»,— отвечают дети. «Сидит котенок,— продолжает воспитатель,— и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает? (Дети (2—3) повторяют с той же интонацией мяу-мяу.) Таня взяла котенка на руки,— рассказывает воспитатель дальше,— и принесла его домой (переставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовался,— завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2—3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают).

Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподражание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радостно, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок  мяукает  жалобно,  когда  радостно,  когда  сердито.

Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились воспроизводить    звукоподражание    с    различной    интонацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры «Развиваем речь детей»

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...

Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.

Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....

Дидактическая игра Развитие речи "Один- много"

Дидактическая игра для детей младшего и седнего возраста "Один- много" Цель: учить образовывать существительные множественного числа, формировать грамматический строй речи....

Дидактические игры «Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста в повседневном общении и в специально организованных играх»...