«Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников».
консультация по развитию речи

Еще не переходя порога групповой комнаты, нетрудно догадаться, что здесь достаточное внимание уделяется воспитанию у детей речевой культуры. Вот некоторые из примет.

В группе относительная тишина. Дети разговаривают между собой спокойно. Если ребенок обращается к воспитателю, то непременно подойдет к нему и, не торопясь, не форсируя звука, сообщает свою просьбу. Голос воспитателя звучит ровно, спокойно. И все слышат его. Когда он хочет привлечь внимание всех детей, то чуть громче говорит: «Послушайте меня все...», а затем, убедившись, что дети готовы слушать, спокойно отдает распоряжение.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины.

Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_pravilnoy_rechi.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

Еще не переходя порога групповой комнаты, нетрудно догадаться, что здесь достаточное внимание уделяется воспитанию у детей речевой культуры. Вот некоторые из примет.

В группе относительная тишина. Дети разговаривают между собой спокойно. Если ребенок обращается к воспитателю, то непременно подойдет к нему и, не торопясь, не форсируя звука, сообщает свою просьбу. Голос воспитателя звучит ровно, спокойно. И все слышат его. Когда он хочет привлечь внимание всех детей, то чуть громче говорит: «Послушайте меня все...», а затем, убедившись, что дети готовы слушать, спокойно отдает распоряжение.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины.

Мерный говор — свидетельство нормального общения детей, при котором педагог слышит каждого ребенка. А дети, в свою очередь, не прерывая игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером культуре речевого общения.

Здоровая тишина — благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса, а также воспитания культуры речи. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонациями и силой голоса.

Нельзя формировать у детей культуру речи в отрыве от развития речи. Эти два процесса тесно взаимосвязаны: если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. Таким образом, педагог и на занятиях, и в повседневной жизни решает одновременно задачу воспитания речевой культуры.

Влияние взрослых на речь детей огромно: грамматические и фонетические особенности, интонации, жесты и мимика, сопровождающие речь, как в зеркале, отражаются в детях. Да это и понятно,— ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Взрослым необходимо следить за собственной речью. Недопустимо, чтобы ребенок слышал неправильную речь. Копируя взрослых, он повторяет ошибки, нередко усваивает отрицательную манеру разговора.

Воспитание в ребенке живого и тактичного собеседника, способного разговаривать со сверстниками и взрослыми, осуществляется педагогом непрерывно на протяжении всего дня — на занятиях (с самым различным содержанием), в играх, труде, повседневной жизни.

Речевая сдержанность — один из признаков культуры общения. Воспитатель учит детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, молчать, когда это необходимо (в разговоре со старшими, на занятиях и т. п.). Приучая не перебивать говорящего, он мягко и требовательно напоминает: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом ты будешь говорить». Можно прибегнуть к известной русской пословице: «Слово — серебро, а молчанье — золото». Усвоив смысл этой пословицы, ребенок станет реагировать на нее как на условный сигнал, и замечания педагога не будут казаться обидными.

Каковы пути и средства воспитания у детей культуры поведения?

Прежде всего, это ознакомление детей с общепринятыми правилами. Каждый ребенок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя со взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.

Правила являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения.

Для того чтобы дети понимали смысл правил, воспитатель конкретизирует каждое из них, например: «Правило—вежливо здороваться при встрече — это значит здороваться и со взрослыми, и с детьми, и при входе в детский сад, и в группу, и на лестнице, и на улице». (Подобные пояснения особенно целесообразны в соответствующих ситуациях.)

В основе работы по воспитанию звуковой культуры речи лежит последовательное, поэтапное изучение всех звуков родного языка. Систематические занятия проводятся уже в первой младшей группе детского сада, то есть с детьми 2- летнего возраста. На этих занятиях малыши в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи. Таким образом, в процессе общения и на специально организованных занятиях у детей постепенно вырабатываются представления об артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции) и об ощущениях при движении органов артикуляции. Правильное произношение звуков не может также сформироваться и без развития у детей таких речевых навыков, как речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. Их воспитанию также необходимо уделять достаточное внимание, начиная с преддошкольного возраста. Параллельно с этим следует развивать у детей слуховое внимание, так как неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Поэтому с самого раннего возраста детей учат различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки. Находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу, прислушиваться и различать слова, сказанные шепотом и т.д. У детей более старшего возраста- от 4 до5 лет_формируется фонематический слух, т.е.способность к анализу и синтезу речевых звуков,- слух, обеспечивающий восприятие фонем(минимальных звуковых единиц)родного языка. При этом следует отметить, что точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематичекому  восприятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание как средство развития речи у дошкольников

Этот материал может использоваться в качестве выступления на семинаре или консультации для воспитателей....

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Значение языковой речевой подготовки для овладения ребёнком - дошкольником чистой речью.

Язык - это цель и средство обучения, способ существования и развития личности. Мышление и логика, эмоции и чувства, культура непосредственной и опосредованной коммуникации, освоение наследия и взгляд ...

Воспитание правильной речи дошкольника через общение ребенка и родителей.

В материалах консультации родители могут найти примеры вариантов развития речи дошкольников в повседневной жизни в процессе общения со своим ребенком и выбрать для себя наиболее приемлемые. Может быть...

Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольников

Формирование правильной и чистой речи у старших дошкольниковК моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже с...

Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»

Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и  чистой  речи у детей 6-7 лет при  подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...

Чисто-и скороговорки в воспитании правильного произношения.

Чистоговорки и скороговорки являются очень удобным ре­чевым материалом в развитии правильного произношения. Они, как правило, немногословны и специально построены из сложных сочетаний звуков, слог...