"Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"
статья по развитию речи

Ибрагимова Ольга Николаевна

 Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika_v_igrovoy_deyatelnosti.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольника в игровой деятельности»

Ибрагимова Ольга Николаевна, 

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

 Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Ранний возраст - особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. За последние десятилетия, ученые всего мира проявляют особый интерес к раннему периоду в жизни ребёнка, к интеллектуальному, речевому и познавательному развитию маленьких детей.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Известно, что ребёнок овладевает речью к 2-3 годам. В год он произносит примерно 10 слов, в 2 года – 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже от 1500 и более слов. Ребенок познаёт грамматический строй языка, заменяя простые предложения более сложными. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д.   С развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком предметов и явлений окружающей действительности. Дети более активно начинают рассказывать о том, что они делали, куда ходили, что видели, используя практически все части речи.

Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

С каждым годом отмечается большое количество детей с задержкой речевого развития. Основными причинами этого, на наш взгляд,  являются частые заболевания малышей, что приводит ослаблению детского организма, как к физическому так и к психическому; осложненная адаптация к новым условиям жизни в детском саду и, в первую очередь, из-за родительской некомпетентности; загруженность родителей и, как следствие, недостаток внимания со стороны родителей, что на языке педагогов звучит как «домашняя запущенность».

В настоящее время все больше встречаются речевых нарушений в дошкольном возрасте таких как: нарушения звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков), нарушение слоговой структуры слова - пропуски, перестановки слогов в слове, лексические недостатки (бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов), неправильное грамматическое оформления высказывания, затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания, темпо-ритмические недостатки (ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание), необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Воздействия педагога на процесс речевого развития детей происходит в играх-занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, нам необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать содержательным и интересным. Вот здесь и приходит на выручку совместная игровая деятельность.

Преступая к работе, мы ставим перед собой цель: развивать речь детей и расширять их представления об окружающем мире в процессе игровой деятельности. Исходя, из цели определяем следующие задачи: вызвать интерес к познавательно-речевой деятельности посредством применения различных игр и игровых упражнений; развивать понимание ребёнком речи взрослого; обогащать пассивный и активный словарь детей, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги; формировать активную речь ребенка путём использования сюжетно- дидактических игр. Учить пользоваться речью, как средством общения с окружающими и как средством познания окружающей действительности.

Формировать звуковую культуру речи, развивать голосовой аппарат и речевое дыхание в процессе дидактических игр и упражнений; расширять ориентировку ребёнка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам; учить детей действовать в воображаемой ситуации; формировать способность к замещению предметов; развивать в процессе игры навыки самостоятельности.

Организовывая сюжетно-дидактическую игру, нам необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребёнком, продумать правильный подбор игрушек, чтобы ребёнку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности необходимо провоцировать ребёнка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения.

Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря. Так же по ходу работы по развитию речи детей, мы обращаем внимание на работу по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, игры и упражнения в сухом пробковом бассейне, различные мозаики, дидактические кубы, игрушки-шнуровки, разнообразные конструкторы и пр.

Следует помнить, что в формировании правильного произношения звуков важную роль играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата, не следует забывать и об артикуляционной гимнастике, которую так же нужно проводить в игровой форме, так как детям это намного интереснее.

С целью развития голосового аппарата нами применяются игровые упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью, например «Тихо - громко», «Узнай и назови, кто позвал тебя», «Эхо», «Мама и детки» и др.

В процессе игровой деятельности перед детьми не ставится задача прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных речевых задач в игре носит ситуативный характер; ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что запланировали мы сами. В этой ситуации первоначальной задачей, мы считаем, готовность к импровизации при встречной активности ребёнка, которая не заставляет долго ждать, ведь всё, что находит эмоциональный отклик у ребёнка, в силу его природы, не может сидеть у него внутри, оно просится наружу, побуждая ребёнка не только к действиям, но и к речевой активности.

Таким образом, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с её помощью ребёнку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию речи малыша, развитию его познавательной активности.

Основная особенность игровой деятельности состоит в том, что ребёнок раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. У него формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи. При этом особое место занимает предметно-развивающая среда. Поэтому, начиная работать по данной теме, мы должны  поставить перед собой цель: создать такую среду в группе, которая, в первую очередь, была бы комфортной и, конечно же, способствовала полноценному, всестороннему развитию детей, побуждала их к речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Сообщение из опыта работы«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научить...

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"

Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, о...

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Выступление на педагогическом совете...

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности.

Игра важный движущий стимул для развития речи дошкольников. Благодаря различным видам игровой деятельности обогощается словарный запас, развивается фонематический слух, правильная постановка речи....

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»

МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара   Консультация для воспитателей     «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»  Воспитатель: Б...

Презентация "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника и представляет большие возможности для решения м...